Государственное управление и правовое регулирование в области информации
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение.. 1 1. Основные направления информатизации правовой деятельности.. 2 1.1. Государственное управление и правовое регулирование в области информации 2 1.2. Правовая информация. 5 1.3. Автоматизированные информационные системы (АИС) 7 1.3.1. Информационные системы: определение и этапы развития. 7 1.3.2. Классификация АИС.. 11 1.3.3.Состав и структура АИС.. 14 2. Преступления в сфере компьютерных технологий и борьба с ними.. 16 2.1. Понятие и характеристика компьютерных преступлений. 16 2.2. Компьютерные преступления в отечественном законодательстве 21 2.3. Компьютерные преступления в зарубежном законодательстве. 28 3. Справочно-Правовые системы (СПС) 35 3.1. История создания и развития справочно-правовых систем.. 35 3.2. Основные возможности справочно-правовых систем.. 37 3.2.1. СПС ГАРАНТ. 37 3.2.2. СПС КонсультантПлюс. 40 3.2.3. СПС КОДЕКС.. 44 Список литературы... 45
Сложные задачи информатизации правовой и государственной сферы России потребовали формирования новой разветвленной сферы научных знаний. Решению этих задач отвечает новая междисциплинарная отрасль знания – правовая информатика. В ее рамках осуществляется синтез сведений юридических, общественных, технических, естественных и математических наук. Цель изучения дисциплины -освоение современных методов и средств информатизации правовой и юридической деятельности. Задачи дисциплины: - изучение теоретических основ использования информационных технологий в правовой и юридической деятельности; - освоение принципов создания информационных систем в правовой сфере; - получение навыков практического применения пакетов прикладных программ в различных областях правовой и юридической деятельности.
Курс лекций «Правовая информатика» разработан в соответствии с требованиями учебного плана по специальности 030501 «Юриспруденция» и содержит все основные разделы теории и практики применения информационных технологий в правовой сфере.
Основные направления информатизации правовой деятельности Государственное управление и правовое регулирование в области информации Государственная информационная политика – это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля. В России законодательной базой в области правового регулирования информацией служат Федеральный закон "Об информации" и изданные на его основе иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: · обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы; · формирование и защита государственных информационных ресурсов; · создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации; · создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов; · обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации; · содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
· формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий; · поддержка проектов и программ информатизации; · создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации; · развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации. Таким образом, в России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта). Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством чего должно быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена правовая грамотность общества. Названная государственная политика призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в 3 – 4 раза. Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации: · информатизация правотворчества; · информатизация правоприменительной деятельности; · информатизация правоохранительной деятельности; · информатизация правового образования и воспитания;
· правовое обеспечение процессов информатизации. Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О президентских программах по правовой информатизации". Данным указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации: · органов государственной власти РФ; · органов исполнительной власти РФ; · органов государственной власти субъектов РФ. Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореализации, но и на существо правовых отношений. Все большую роль играют такие понятия, как электронная сделка, электронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный архив и т. п. В данной сфере следует отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.
Правовая информация Правовая информация - это совокупность сведений о действующем праве, практике его осуществления, правотворчестве и научных теоретических разработках в области права. Условно весь массив правовой информации можно разделить на следующие основные виды:
1. Законодательство. 2. Судебная и иная правоприменительная практика. 3. Нормативы и стандарты. 4. Доктрина (теория права). 5. Справочная и иная информация. Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативно-правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России. Нормативно-правовые акты Российской Федерации представлены: - Конституцией РФ, федеральными законами и законами, подзаконными актами (актами Президента, Правительства и центральных органов исполнительной власти); - конституциями, уставами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации; актами органов самоуправления; корпоративными правовыми актами (актами организаций, осуществляющих регулирование определенных отраслей деятельности). Сопутствующими подразделами к разделу законодательства являются: официальные разъяснения, сопроводительные документы; проекты нормативных правовых актов; иностранное законодательство. Судебная и иная правоприменительная практика - этот вид информации состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц. К этому виду также можно отнести индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных лиц, в отношении которых и принимаются данные решения. Нормативы и стандарты -этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д. Доктрина (теория права ) представлена монографиями, сборниками статей, учебниками, докладами и другими материалами, в которых излагаются теоретические положения в области права. К этому виду информации также отнесены научно-популярные материалы в виде консультаций, разъяснений, примерных образцов правовых документов и др. Справочная и иная информация - составная часть массива правовой информации наиболее обширна и объединяет различную справочную информацию, имеющую юридическое значение, например: · официальные реестры организаций и лиц, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности; · официальные реестры юридических лиц; · решения о банкротстве организаций, введении внешнего управления, отзыве лицензии; · справочники по органам государственной власти, судебным и правоохранительным органам; · и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|