Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное управление и правовое регулирование в области информации




СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 1

1. Основные направления информатизации правовой деятельности.. 2

1.1. Государственное управление и правовое регулирование в области информации 2

1.2. Правовая информация. 5

1.3. Автоматизированные информационные системы (АИС) 7

1.3.1. Информационные системы: определение и этапы развития. 7

1.3.2. Классификация АИС.. 11

1.3.3.Состав и структура АИС.. 14

2. Преступления в сфере компьютерных технологий и борьба с ними.. 16

2.1. Понятие и характеристика компьютерных преступлений. 16

2.2. Компьютерные преступления в отечественном законодательстве 21

2.3. Компьютерные преступления в зарубежном законодательстве. 28

3. Справочно-Правовые системы (СПС) 35

3.1. История создания и развития справочно-правовых систем.. 35

3.2. Основные возможности справочно-правовых систем.. 37

3.2.1. СПС ГАРАНТ. 37

3.2.2. СПС КонсультантПлюс. 40

3.2.3. СПС КОДЕКС.. 44

Список литературы... 45


Введение

 

Сложные задачи информатизации правовой и государственной сферы России потребовали формирования новой разветвленной сферы научных знаний. Решению этих задач отвечает новая междисциплинарная отрасль знания – правовая информатика. В ее рамках осуществляется синтез сведений юридических, общественных, технических, естественных и математических наук.

Цель изучения дисциплины -освоение современных методов и средств информатизации правовой и юридической деятельности.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ использования информационных технологий в правовой и юридической деятельности;

- освоение принципов создания информационных систем в правовой сфере;

- получение навыков практического применения пакетов прикладных программ в различных областях правовой и юридической деятельности.

Курс лекций «Правовая информатика» разработан в соответствии с требованиями учебного плана по специальности 030501 «Юриспруденция» и содержит все основные разделы теории и практики применения информационных технологий в правовой сфере.

 

 


Основные направления информатизации правовой деятельности

Государственное управление и правовое регулирование в области информации

Государственная информационная политика – это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля.

В России законодательной базой в области правового регулирования информацией служат Федеральный закон "Об информации" и изданные на его основе иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

· обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

· формирование и защита государственных информационных ресурсов;

· создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

· создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

· обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

· содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

· формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

· поддержка проектов и программ информатизации;

· создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

· развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Таким образом, в России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта).

Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством чего должно быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена правовая грамотность общества.

Названная государственная политика призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в 3 – 4 раза.

Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации:

· информатизация правотворчества;

· информатизация правоприменительной деятельности;

· информатизация правоохранительной деятельности;

· информатизация правового образования и воспитания;

· правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О президентских программах по правовой информатизации". Данным указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:

· органов государственной власти РФ;

· органов исполнительной власти РФ;

· органов государственной власти субъектов РФ.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореализации, но и на существо правовых отношений. Все большую роль играют такие понятия, как электронная сделка, электронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный архив и т. п.

В данной сфере следует отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

 

Правовая информация

Правовая информация - это совокупность сведений о действующем праве, практике его осуществления, правотворчестве и научных теоретических разработках в области права. Условно весь массив правовой информации можно разделить на следующие основные виды:

1. Законодательство.

2. Судебная и иная правоприменительная практика.

3. Нормативы и стандарты.

4. Доктрина (теория права).

5. Справочная и иная информация.

Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативно-правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации представлены:

- Конституцией РФ, федеральными законами и законами, подзаконными актами (актами Президента, Правительства и центральных органов исполнительной власти);

- конституциями, уставами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации; актами органов самоуправления; корпоративными правовыми актами (актами организаций, осуществляющих регулирование определенных отраслей деятельности).

Сопутствующими подразделами к разделу законодательства являются: официальные разъяснения, сопроводительные документы; проекты нормативных правовых актов; иностранное законодательство.

Судебная и иная правоприменительная практика - этот вид информации состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц.

К этому виду также можно отнести индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных лиц, в отношении которых и принимаются данные решения.

Нормативы и стандарты -этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государственных стандартов, строительных норм и правил и т.д.

Доктрина (теория права ) представлена монографиями, сборниками статей, учебниками, докладами и другими материалами, в которых излагаются теоретические положения в области права.

К этому виду информации также отнесены научно-популярные материалы в виде консультаций, разъяснений, примерных образцов правовых документов и др.

Справочная и иная информация - составная часть массива правовой информации наиболее обширна и объединяет различную справочную информацию, имеющую юридическое значение, например:

· официальные реестры организаций и лиц, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности;

· официальные реестры юридических лиц;

· решения о банкротстве организаций, введении внешнего управления, отзыве лицензии;

· справочники по органам государственной власти, судебным и правоохранительным органам;

· и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...