Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обращение недостатков в достоинства




 

Обращение недостатков в достоинства подразумевает превращение проблемы в преимущество: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это напоминает использование сопротивления пациентов в психодинамической терапии: чем хуже ведет себя пациент, тем лучше для терапии. Если проблемы не проявляются при терапевтическом взаимодействии, как терапевт может их заметить и устранить? Проблемы, с которыми пациент сталкивается в повседневной жизни, – отличная возможность применить навыки. Действительно, с точки зрения практики отсутствие проблем было бы катастрофой – не с чем было бы работать. Страдание, при условии принятия, повышает эмпатию, и тот, кто сам перенес страдания, может помочь другим. Еще одна вариация этой идеи – именно в слабости пациента заключается его сила (например, именно настойчивость пациента при «сопротивлении» изменениям заставляет его действовать до тех пор, пока изменения наконец не произойдут).

То, что недостатки можно обратить в достоинства, еще не значит, как любят утверждать некоторые терапевты, что «недостатки» в жизни пациентов и есть «достоинства», только они этого не понимают. Пациент может решить, что терапевт просто не воспринимает его проблемы всерьез, – в этом заключается одна из опасностей такой стратегии. Задача терапевта вовсе не в том, чтобы преуменьшить трудности обращения недостатков в достоинства. В действительности поиск путей такого обращения может быть таким же трудным, как и поиск иголки в стоге сена. Эту технику нельзя применять с наскока. Эффективность техники обращения недостатков в достоинства зависит от такого качества терапевтических отношений, когда пациент знает – терапевт глубоко сострадает его мукам. И даже в таком контексте эту стратегию следует применять осторожно, с юмором. Например, когда я веду тренинг навыков, пациенты скоро понимают, что я могу радоваться самым жестоким кризисным ситуациям в их жизни как возможностям научиться новым навыкам или применить усвоенные. Несообразность моей реакции («Это же чудесно!») на проблемную ситуацию пациента («Меня уволили») заставляет пациента остановиться и принять новую информацию (о том, что у него есть возможность применить навыки межличностной эффективности, эмоциональной регуляции или перенесения дистресса в зависимости от того, что изучается). Задача терапевта – указать пациенту на то, что солнце по-прежнему светит, не отрицая при этом того, что в данный момент оно закрыто тучкой.

 

Важность естественных изменений

 

Диалектика предполагает, что действительность представляет собой процесс, развитие и изменение. Таким образом, введение в терапию искусственной стабильности и последовательности было бы недиалектично по сути. В отличие от многих других терапевтических подходов, ДПТ не препятствует нестабильности и изменениям в терапии и не требует сохранения стабильной терапевтической среды. Физическое окружение может время от времени меняться; время психотерапевтических сеансов может меняться; разные терапевты, работающие с определенным пациентом, могут говорить ему разные вещи. Изменению, развитию и непоследовательности, присущим любой среде, дается зеленый свет, позволяется естественное устройство мира. Ключевые слова здесь – «позволяется» и «естественное». Позволять изменения – совсем не то же самое, что вводить изменения ради изменений; это было бы искусственным изменением. Естественные изменения – те, которые обусловлены существующими условиями, а не навязаны извне.

Стабильность и последовательность более удобны для пациентов с ПРЛ, и многим пациентам изменения даются чрезвычайно тяжело. С этой точки зрения, открытость изменениям, в безопасных условиях, может иметь терапевтический характер. Избегание изменения в контексте терапевтических отношений не оставляет пациенту возможности для комфорта при изменениях, неопределенности, непредсказуемости и непоследовательности. (Фактически, возможность научиться эффективному совладанию с изменением – это достоинства, в которые обращаются недостатки опыта непредсказуемости, который пациенты переживают, порой сталкиваясь с непоследовательным поведением терапевтов). Искусственная стабильность и предсказуемость в терапевтических отношениях также ограничивают возможность генерализации научения в терапевтическом контексте на более естественные отношения, которые часто характеризуются некоторой степенью неопределенности и непредсказуемости.

Означает ли это, что в ДПТ вообще нет последовательности? Вовсе нет. Последовательность в ДПТ напоминает неподвижные массы воды под океанскими волнами, которые снова и снова обрушиваются на берег и отступают назад. Последовательность ДПТ вполне реальна, но не столь очевидна. С технической точки зрения, последовательность необходима только в том, чтобы поведенческий прогресс подкреплялся, а дисфункциональное существующее положение вещей и откат назад – нет. Таким образом, терапевт должен все время быть на стороне пациента и быть готовым изменить ход терапии, чтобы способствовать благополучию последнего. Именно эта последовательная забота о пациенте делает терапевтические отношения достаточно безопасными для того, чтобы открытость изменениям была полезной.

 

Диалектическая оценка

 

Многое из того, что происходит в любой терапии, можно считать «оценкой»: т. е. терапевт и пациент пытаются выяснить, что именно на что влияет; какие факторы заставляют индивида действовать, чувствовать и мыслить определенным образом; что идет хорошо и что плохо в жизни пациента и в терапии; что происходит в данный момент. То, куда терапевт направляет пациента в поиске ответов, зависит от теоретической ориентации клинициста. Американская психология и психиатрия вообще и большинство теоретических подходов к ПРЛ в частности имеют тенденцию к поиску источника расстройства в самом индивиде, а не в его социальном и физическом окружении. Хотя психологические теории обычно приписывают первостепенную роль ранним средовым событиям в развитии проблем пограничных индивидов, большинство теоретических школ едва ли уделяют внимание роли нынешнего окружения в возникновении и сохранении проблем индивида. При этом много внимания уделяется расстроенной биологии, дисфункциональным когнитивным схемам, неадекватным объектным отношениям и недостатку навыков. Для пограничных индивидов характерно принятие того допущения, что их проблемы являются результатом личной неполноценности. Многие пациенты с ПРЛ считают себя законченными неудачниками, неспособными измениться.

Однако следует помнить, что диалектическое мировоззрение – это целостное, системное мировоззрение. Паттерны влияния обоюдны и тяготеют к развитию. Идентичность относительна. Диалектическая оценка требует, чтобы терапевт вместе с пациентом постоянно искал то, что упущено и чего не хватает в индивидуальных или личных объяснениях нынешнего поведения либо текущих событий. Вопрос, который всегда остается открытым, звучит так: «Чего здесь не хватает?» Оценка не ограничивается непосредственным окружением, контекстом семьи, в которой вырос пациент, или контекстом иного опыта научения в прошлом (хотя и им тоже уделяется внимание). Оценка также затрагивает социальные, политические и экономические факторы влияния на поведение пациента в данное время. Роберт Сайп высказывает примерно ту же мысль, цитируя Трента Шройера.

 

Диалектическое осознание… – это то, что «возвращает недостающие элементы исторической формулировке себя, восстанавливает действительную подлинность вместо ложной наружности», так что мы можем «смотреть сквозь социально неоправданные системы власти и управления». Воспринимая наш психологический и социальный мир таким, какой он на самом деле, мы видим реальные возможности для его трансформации… По мере того, как восстанавливаются недостающие элементы, возникает новое ви́дение потенциалов психологического изменения, которое прежде было недоступно (Sipe, 1986, pp. 74–75).

 

Диалектическая оценка, и это особенно касается работы с женщинами, обращает внимание индивида на важное значение культурно закрепленного сексизма и ожиданий, связанных с определенной половой ролью, для проблем индивида. Половая роль, социальный класс, религиозные, расовые и региональные ожидания, предъявляемые к поведению человека, с диалектической точки зрения рассматриваются как значимые факторы влияния на поведение индивида, включая проблемное поведение. Допускается возможность того, что ПРЛ представляет собой совместное расстройство личности и среды.

Пациенты с ПРЛ часто жалуются, что чувствуют себя чужеродным элементом, что не «вписываются» в окружение; они чувствуют себя изолированными или отчужденными от той культуры, в которой живут. И действительно, их поведение свидетельствует о том, что им очень трудно приспосабливаться к социальному миру, в котором им приходится существовать. Традиционное решение этой проблемы – выяснить, как индивид может изменить себя, чтобы вписаться в окружение или чтобы смириться со своим положением. А социальный контекст, в котором находится пациент, зачастую квалифицируется как естественный («так уж устроен мир») и не подлежащий изменению. Идея о том, что изъян может находиться в социальной плоскости – в социальных отношениях того общества, членом которого является пациент, – зачастую вовсе не рассматривается. Эта ложная тенденция настолько распространена, что индивиду не остается ничего другого, как верить в то, что он сам виноват в своих проблемах. Диалектическая оценка требует изучения широкой социальной сети и ее взаимосвязей с более узким личным контекстом. Направленность меняется, и рассматриваются возможности изменений, которые индивид может произвести в среде. Диалектическая оценка направлена на внедрение идеи о том, что возможна другая культура – культура, в которой индивид сможет найти свою нишу.

То же относится к анализу влияния, оказываемого терапевтической структурой на благополучие пациента с ПРЛ. Были разработаны правила и нормы относительно ожидаемого терапевтического прогресса. Иногда кажется, что эти нормы и правила тоже естественны и все должно быть именно так, как они требуют. Но такая позиция может обусловить некоторую жесткость терапевтического поведения. Соблазнительно решить, что если состояние пациента не улучшается, проблема именно в нем, а не в терапии. Пациента подгоняют под терапию – это легче, чем подогнать терапию под пациента. Диалектическая оценка требует признания открытости для выявления возможного угнетающего или ятрогенного влияния некоторых терапевтических норм и стилей при работе с пограничными пациентами. Такой анализ расширит возможности терапии и обеспечит развитие терапевтических процедур и отношений с максимальной пользой как для пациентов, так и для терапевтов.

 

 

Заключение

 

Диалектические стратегии, предложенные в этой главе, легко можно принять за некие трюки, фокусы или игру (хотя и очень сложную). Именно в игру они и превратятся, если не будет заботы, честности и преданности терапевта своему делу.

Диалектическая парадигма требует, чтобы терапевт охватывал оба противоположных полюса каждой оси, чтобы он верил, что не обладает абсолютной истиной, и чтобы всеми силами искал недостающие составляющие в имеющихся способах (как пациента, так и своем собственном) конструирования мира и реагирования на него. Одним словом, терапевту необходимо смирение – противовес той позиции превосходства, которую занимает человек, использующий известные ему одному трюки или уловки. Конечно, это не исключает возможности игры – такой игры, которая облегчает общение как для терапевта, так и для пациента. Но чтобы такие игры были полезными и действенными, они должны создавать равные условия для партнеров и не быть жестокими.

Каждая стратегия, описанная в этой главе, может быть извращена или применяться неправильно. Один из аспектов парадокса заключается в том, что парадоксальное утверждение лишено явного смысла, оно кажется нонсенсом; однако не всякий нонсенс может быть парадоксом. Метафора и повествование могут использоваться не по назначению – чтобы уклониться от прямого ответа, отвлечь внимание, потянуть время или произвести впечатление. История может быть завораживающей, но не иметь никакого отношения к рассматриваемой проблеме. Техника «адвоката дьявола» используется эффективнее всего, если терапевт выбирает такую позицию, которая признает приверженность пациента к особенно дисфункциональному правилу или представлению. Хуже всего, если при использовании этой техники терапевт унижает пациента или ставит его в неловкое положение. «Продление» легко может перерасти в сарказм и враждебность – особенно в том случае, если терапевт чувствует себя объектом манипуляций из-за угроз или обостренных реакций пациента. Стратегия активации «мудрого разума» обладает большим потенциалом для обращения к внутренней мудрости пациента; однако в равной мере терапевт может злоупотреблять этой стратегией для выпячивания собственной мудрости. Терапевт может забыть о том, что обращение недостатков в достоинства требует умений. Если терапевт не понимает того, что сам пациент не обладает такими умениями, «достоинства» могут получиться с изъянами, что подорвет доверие пациента к терапевту. Стратегии естественного изменения могут использоваться как прикрытие для искусственной непоследовательности терапевта, неисполненного обещания, неспособности спланировать терапию, плохого настроения. Наконец, диалектическая оценка без тщательного тестирования и анализа может создавать и подтверждать иллюзии терапевта. Терапевт может бездумно пренебрегать проверенными временем традициями и правилами терапевтического взаимодействия, иногда с катастрофическими последствиями для пациента или себя самого. Вместе с грязной водой можно выплеснуть и младенца.

 

Примечания

 

1. В большей или меньшей степени все терапевтические подходы акцентируют те же диалектические принципы, упомянутые в этой главе. Например, психодинамическая терапия уделяет внимание динамическому напряжению и конфликтам в индивиде. Поведенческие подходы занимаются целостной взаимосвязью индивида и его окружения. Когнитивные подходы сосредоточены на наблюдении и принятии действительности в том виде, в котором она существует в данный момент, чтобы помочь пациенту измениться. Таким образом, это правда, что акцент на диалектических принципах в ДПТ не представляет собой «ничего нового».

2. В этой и в следующих главах заголовки, набранные заглавными буквами, обращают внимание читателя на определенные терапевтические стратегии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...