Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальная работа по развитию мышления у детей с ОНР дошкольного возраста




Констатирующий этап

Целью констатирующего этапа исследования: изучение уровня развития мышления у детей с речевыми патологиями.

Задачи констатирующего этапа:

)   определить критерии сформированности мышления;

)   определить навыки развития мышления;

)   изучить педагогические условия развития мышления

)   подобрать диагностический материал и оборудование;

)   провести диагностику уровня развития мышления у детей с речевыми патологиями.

Наш эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №104 «Гуси-Лебеди», с марта по апрель 2012 года.

В экспериментальной работе участвовало группа в составе 9 человек (100%) в возрасте от 5 до 6 лет, имеет следующие показатели:

 

Имя ребёнка Полных лет Диагноз
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Максим Е. Максим З. Даша Ш. Андрей М. Тихон П. Денис П. Вика Л. Никита Д. Ваня Л. 6 5 6 7 6 6 7 6 5 -Онр-III уровня - Онр-II уровня - Онр-III уровня. Дизартрия - Дизартрия - Онр-II уровня - Онр-II уровня - Онр-II уровня - Онр-III уровня - Онр-I уровня Дизартрия

Методика обследования:.диагностический материал использован с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, 1970; А.Р. Лурия, 1973, 1979;, А.Н. Леонтьев, 1965 и др.):

Принцип системного изучения;

Принцип комплексного подхода;

Принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»);

принцип качественного анализа результатов обследования.

Технология обследования опирается на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (А.Я. Иванова, 1976; И.Ю. Левченко, 2000 и др.).

Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо:

Изучить медицинскую документацию;

Уточнить сведения о его раннем развитии мышления

Собрать сведения о семье, речевой среде;

проанализировать данные психолого-педагогического обследования.

Исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком по нескольким направлениям:

развитие словесно-логического мышления

развитие логического мышления

развитие вербального мышления

Обследование мышления детей дошкольного возраста с ОНР проводится с соблюдением определенной последовательности этапов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им мыслительной деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей дошкольного возраста с ОНР. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить уровень развития мышления у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста с ОНР, были использованы разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы).

Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с общим недоразвитием речи.

С целью изучения особенностей развития мышления у детей с речевыми патологиями мы использовали следующие методики: А.Н. Бернштейн, И. Шванцара.

Диагностика И. Шванцера.

Цель: изучение вербального мышления.

Методика применяется для диагностики уровня развития вербального мышления ребенка при определении его готовности к школьному обучению. Испытуемому предлагается ответить на рад вопросов. Ответы оцениваются определенным количеством баллов, как положительными, так и отрицательными. Результат теста - это сумма баллов («+» и -»), достигнутых по отдельным вопросам.

ВОПРОСЫ

. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь - оценка 0. Неправильный ответ = -5.

. Утром завтракаем, а в полдень…? Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.

. Днем светло, а ночью…? Темно = 0. Неправильный ответ = -4.

. Небо голубое, а трава…? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.

. Черешни, груши, сливы, яблоки… это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = - 1.

. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т.д. = 0. Неправильный ответ = - 1.

. Что такое: Москва, Суздаль, Новосибирск? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = - 1.

. Который час? (Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Точно показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка - это…?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = - 1.

. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? В чем их сходство?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = - 1; на курицу = -3.

. Почему во всех автомобилях имеются тормоза? Две причины (тормозить с горы; затормозить на повороте; остановиться в случае столкновения; остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ = - 1 (напр. - он не ехал бы без тормозов).

. Чем похожи между собой молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа; у них рукоятки; ими можно забивать гвозди; это инструменты; с задней стороны они плоские) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающие, или приведение двух общих при-знаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери; умеют ла-зить по деревьям) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они были здесь на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправиль-ный ответ = 0.

. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание… - это? Вид спорта (физкультура) = 3. Игры (упражнений, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.

. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения «Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2. Неправильный ответ = 0.

. Чем отличается старый человек от молодого? В нем их различие? Три признака (седые волосы или отсутствие волос; морщины; уже не

может работать; плохо видит или слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ = 0. (У него палка. Он курит.)

. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными; чтобы были подвижнее; чтобы держались прямо; чтобы не были толстыми; это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы не умереть. Они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

. Когда кто-нибудь уклоняется от работы, это неправильно, плохо. Почему?

Остальные должны на него работать (или вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый, или мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2. Неправильный ответ = 0.

. Почему на письмо наклеивают марку?

Так оплачивают за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

- 20 высокий

20- 0 средний     

О - -24 низкий

Результаты обследования.

Констатирующий эксперимент проводился с каждым ребенком отдельно по методике И. Шванцера. В виде таблицы указано количество баллов, набранных детьми в результате констатирующего эксперимента.

 

Ф.и. ребенка Количество баллов
1 Максим Е. 40
2 Максим З. -22
3 Даша Ш. 38
4 Андрей М. 30
5 Тихон П. -15
6 Денис П. -20
7 Вика Л. 19
8 Никита Д. 16
9 Ваня Л. -10

 

Исходя из результатов занесенных в эту таблицу, дети с различным уровнем развития мышления были разделены на высокий (с набранным количеством баллов 20-44), на средний (0-20 баллов), на низкий уровень развития (0 - -24 баллов).

На констатирующем этапе диагностического исследования детей качественный анализ показал, что при ответе дети использовали много слов, охотно отвечали на поставленные им вопросы. У детей различный уровень развития мышления. Низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 44,4% от общего числа воспитанников в исследуемой группе. Средний уровень показали 2 человека, что составляет 22,2%, высокий уровень у 3 детей, это 33,3% от общего числа воспитанников в исследуемой группе.

Таким образом результаты констатирующего эксперимента показывают что у дошкольников с ОНР развитие мышления находится на низком уровне. Поэтому следует провести специальную работу.

Формирующий эксперимент

Цель: развитие мышления с использованием дидактических игр.

Задачи:

- отобрать содержание работы;

провести цикл образовательных мероприятий;

создание развивающей среды

Для экспериментальной группы проводились развивающие мероприятия и игры (И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, Багменко И.)

Игровые задания и действия для детей подобраны такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократных мыслительных действий. Ребенок отвечает на вопросы, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

На основе данных, полученных в результате обследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учётом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по-разному, что способствовало бы закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах.

Основным игровым материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Картинки используются из разрезанных азбук, старых букварей, лото, журналов и наклеиваются на одинаковые картонные квадратики, размер которых подходит для разных игр. Облегчают изготовление игрового материала силуэтные изображения, вырезанные многократно по шаблонам.

В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Мы изучили много различных дидактических игр (И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, Багменко И.) различной вариативности. И создали комплексы дидактических иг из игр разных разделов развития мышления:

развитие наглядно-образного мышления

развитие элементов абстрактного мышления

развитие элементов логического мышления

Проведение игр с экспериментальной группой:

4) Игра «Назови одним словом»

Игра проводилась в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы.

Максим Е. моментально справился с заданием. Он быстро разложил картинки по группам и назвал их обобщающим словом. При этом объяснял почему он так сделал: «Это птицы, потому что у них есть крылья и перья.»

Тихон П. хуже всех справился с заданием. Он не правильно разложил по группам животных и птиц.

)   Игра «Разложи картинки»

Игра проводилась в первую половину дня со всей экспериментальной группой. Максим Е. и Денис П. сразу активно включились в работу. Они быстро нашли последовательность картинок и объясняли почему именно так они их разложили. Максим З. включился в работу только к завершению. Он описывал действия уже по разложенным картинкам. Дети все вместе составили рассказ. Предлагали разные варианты названия рассказа.

) «Любимая еда»

Игра проводилась во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Тихон П. быстро соотнес все картинки животных с картинками еды. На поставленные вопросы отвечал четко, не уходил от темы. Максим З. молча соотнес картинки. Не активно отвечал на вспомогательные вопросы. Но с заданием справился правильно.

Денис П. соотнес правильно картинки, но отвлекся от задания. Он стал рассказывать про свою кошку и собаку.

Для решения задач на формирующем этапе были проведен ряд занятий на развитие мышления

) Занятие «Лабиринты»

Проводилось в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Максим З. легко справился с заданием, предварительно проведя пальцем по листочку, а потом карандашом. Денис П. ошибался несколько раз, но в итоге тоже правильно справился с заданием и комментировал свои действия. Детям понравилась такое занятие.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента были проведены различные игры и игровые занятия по развитию мышления у детей с ОНР.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...