Экспериментальная работа по развитию мышления у детей с ОНР дошкольного возраста
Констатирующий этап Целью констатирующего этапа исследования: изучение уровня развития мышления у детей с речевыми патологиями. Задачи констатирующего этапа: ) определить критерии сформированности мышления; ) определить навыки развития мышления; ) изучить педагогические условия развития мышления ) подобрать диагностический материал и оборудование; ) провести диагностику уровня развития мышления у детей с речевыми патологиями. Наш эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №104 «Гуси-Лебеди», с марта по апрель 2012 года. В экспериментальной работе участвовало группа в составе 9 человек (100%) в возрасте от 5 до 6 лет, имеет следующие показатели:
Методика обследования:.диагностический материал использован с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, 1970; А.Р. Лурия, 1973, 1979;, А.Н. Леонтьев, 1965 и др.): Принцип системного изучения; Принцип комплексного подхода; Принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»); принцип качественного анализа результатов обследования. Технология обследования опирается на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (А.Я. Иванова, 1976; И.Ю. Левченко, 2000 и др.).
Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо: Изучить медицинскую документацию; Уточнить сведения о его раннем развитии мышления Собрать сведения о семье, речевой среде; проанализировать данные психолого-педагогического обследования. Исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком по нескольким направлениям: развитие словесно-логического мышления развитие логического мышления развитие вербального мышления Обследование мышления детей дошкольного возраста с ОНР проводится с соблюдением определенной последовательности этапов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им мыслительной деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей дошкольного возраста с ОНР. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок). Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить уровень развития мышления у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. Учитывая особенности детей дошкольного возраста с ОНР, были использованы разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с общим недоразвитием речи. С целью изучения особенностей развития мышления у детей с речевыми патологиями мы использовали следующие методики: А.Н. Бернштейн, И. Шванцара.
Диагностика И. Шванцера. Цель: изучение вербального мышления. Методика применяется для диагностики уровня развития вербального мышления ребенка при определении его готовности к школьному обучению. Испытуемому предлагается ответить на рад вопросов. Ответы оцениваются определенным количеством баллов, как положительными, так и отрицательными. Результат теста - это сумма баллов («+» и -»), достигнутых по отдельным вопросам. ВОПРОСЫ . Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь - оценка 0. Неправильный ответ = -5. . Утром завтракаем, а в полдень…? Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3. . Днем светло, а ночью…? Темно = 0. Неправильный ответ = -4. . Небо голубое, а трава…? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4. . Черешни, груши, сливы, яблоки… это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = - 1. . Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т.д. = 0. Неправильный ответ = - 1. . Что такое: Москва, Суздаль, Новосибирск? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = - 1. . Который час? (Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Точно показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0. . Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка - это…? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = - 1. . Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? В чем их сходство? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = - 1; на курицу = -3. . Почему во всех автомобилях имеются тормоза? Две причины (тормозить с горы; затормозить на повороте; остановиться в случае столкновения; остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ = - 1 (напр. - он не ехал бы без тормозов). . Чем похожи между собой молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа; у них рукоятки; ими можно забивать гвозди; это инструменты; с задней стороны они плоские) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие, или приведение двух общих при-знаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери; умеют ла-зить по деревьям) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0. . Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они были здесь на столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправиль-ный ответ = 0. . Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание… - это? Вид спорта (физкультура) = 3. Игры (упражнений, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0. . Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения «Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2. Неправильный ответ = 0. . Чем отличается старый человек от молодого? В нем их различие? Три признака (седые волосы или отсутствие волос; морщины; уже не может работать; плохо видит или слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ = 0. (У него палка. Он курит.) . Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными; чтобы были подвижнее; чтобы держались прямо; чтобы не были толстыми; это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы не умереть. Они делают ставку и выигрывают деньги) = 0. . Когда кто-нибудь уклоняется от работы, это неправильно, плохо. Почему? Остальные должны на него работать (или вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый, или мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2. Неправильный ответ = 0. . Почему на письмо наклеивают марку? Так оплачивают за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
- 20 высокий 20- 0 средний О - -24 низкий Результаты обследования. Констатирующий эксперимент проводился с каждым ребенком отдельно по методике И. Шванцера. В виде таблицы указано количество баллов, набранных детьми в результате констатирующего эксперимента.
Исходя из результатов занесенных в эту таблицу, дети с различным уровнем развития мышления были разделены на высокий (с набранным количеством баллов 20-44), на средний (0-20 баллов), на низкий уровень развития (0 - -24 баллов). На констатирующем этапе диагностического исследования детей качественный анализ показал, что при ответе дети использовали много слов, охотно отвечали на поставленные им вопросы. У детей различный уровень развития мышления. Низкий уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 44,4% от общего числа воспитанников в исследуемой группе. Средний уровень показали 2 человека, что составляет 22,2%, высокий уровень у 3 детей, это 33,3% от общего числа воспитанников в исследуемой группе. Таким образом результаты констатирующего эксперимента показывают что у дошкольников с ОНР развитие мышления находится на низком уровне. Поэтому следует провести специальную работу. Формирующий эксперимент Цель: развитие мышления с использованием дидактических игр. Задачи: - отобрать содержание работы; провести цикл образовательных мероприятий; создание развивающей среды Для экспериментальной группы проводились развивающие мероприятия и игры (И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, Багменко И.) Игровые задания и действия для детей подобраны такие, которые предусматривают возможность для каждого ребенка неоднократных мыслительных действий. Ребенок отвечает на вопросы, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия. На основе данных, полученных в результате обследования, были подобраны дидактические игры различного содержания с учётом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных играх были представлены по-разному, что способствовало бы закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах. Основным игровым материалом являются предметные картинки. Для некоторых игр картинки объединяются в наборы в зависимости от цели игры. Картинки используются из разрезанных азбук, старых букварей, лото, журналов и наклеиваются на одинаковые картонные квадратики, размер которых подходит для разных игр. Облегчают изготовление игрового материала силуэтные изображения, вырезанные многократно по шаблонам.
В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств. Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Мы изучили много различных дидактических игр (И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, Багменко И.) различной вариативности. И создали комплексы дидактических иг из игр разных разделов развития мышления: развитие наглядно-образного мышления развитие элементов абстрактного мышления развитие элементов логического мышления Проведение игр с экспериментальной группой: 4) Игра «Назови одним словом» Игра проводилась в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Максим Е. моментально справился с заданием. Он быстро разложил картинки по группам и назвал их обобщающим словом. При этом объяснял почему он так сделал: «Это птицы, потому что у них есть крылья и перья.» Тихон П. хуже всех справился с заданием. Он не правильно разложил по группам животных и птиц. ) Игра «Разложи картинки» Игра проводилась в первую половину дня со всей экспериментальной группой. Максим Е. и Денис П. сразу активно включились в работу. Они быстро нашли последовательность картинок и объясняли почему именно так они их разложили. Максим З. включился в работу только к завершению. Он описывал действия уже по разложенным картинкам. Дети все вместе составили рассказ. Предлагали разные варианты названия рассказа. ) «Любимая еда» Игра проводилась во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Тихон П. быстро соотнес все картинки животных с картинками еды. На поставленные вопросы отвечал четко, не уходил от темы. Максим З. молча соотнес картинки. Не активно отвечал на вспомогательные вопросы. Но с заданием справился правильно. Денис П. соотнес правильно картинки, но отвлекся от задания. Он стал рассказывать про свою кошку и собаку. Для решения задач на формирующем этапе были проведен ряд занятий на развитие мышления ) Занятие «Лабиринты» Проводилось в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Максим З. легко справился с заданием, предварительно проведя пальцем по листочку, а потом карандашом. Денис П. ошибался несколько раз, но в итоге тоже правильно справился с заданием и комментировал свои действия. Детям понравилась такое занятие. Таким образом, в ходе формирующего эксперимента были проведены различные игры и игровые занятия по развитию мышления у детей с ОНР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|