Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ полученных данных




Цель: изучить эффективность проведения работы.

Для контрольного эксперимента использовалась методика исследования мышления детей 5 - 7 лет. «Времена года».

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

баллов

ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

-9 баллов

ВЫСОКИЙ - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

-7 баллов

СРЕДНИЙ - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

-5 баллов

НИЗКИЙ - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

-3 балла

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Контрольный эксперимент проводился с каждым ребенком отдельно. В виде таблицы указано количество баллов, набранных детьми в результате контрольного эксперимента.

 

№Ф.и. ребенкаКоличество баллов    
1 Максим Е. 9
2 Максим З. 8
3 Даша Ш. 9
4 Андрей М. 6
5 Тихон П. 6
6 Денис П. 7
7 Вика Л. 6
8 Никита Д. 6
9 Ваня Л. 4

 

Исходя из результатов занесенных в эту таблицу, дети с различным уровнем развития мышления были разделены на высокий (с набранным количеством баллов 8-9), на средний (6-7 баллов), на низкий уровень развития (4-5 баллов).

По результатам проведенной работы дети экспериментальной группы показали результат выше, чем в констатирующем эксперименте.

Двое детей показали высокий результат, и двое детей показали средний уровень. Никто с экспериментальной группы не показал низкий уровень.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития всего 11,1%. Соответственно количество детей с средним уровнем поднялось до 55,5%

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали следующее: уровень развития мышления детей с речевыми патологиями повысился. Дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали лучше выражать свои мысли, более точно давать ответы на поставленные вопросы.

 


 

Заключение

 

Проблема развития мышления у дошкольников традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью. Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена социальным заказом общества на развитие мышления у детей дошкольного возраста; необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.

Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для выявления уровней развития мышления детей с речевыми патологиями использовались следующие критерии: вербальное мышление, логическое мышление.

На основе выделенных критериев были определены уровни развития мышления у детей дошкольного возраста.

Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что дети экспериментальной и контрольной групп имеют высокий, средний уровень и с преобладанием низкого уровня развития мышления.

Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о повышении уровня развития мышления у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе. В контрольной группе, где не осуществлялась специальная работа по организации выявленных условий, произошли лишь незначительные изменения.

Таким образом, проведенное нами исследование по развитию мышления у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные нами условия развития мышления детей дошкольного возраста являются эффективными, что и подтверждает нашу гипотезу.

Список литературы

1. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М.: Просвещение, 1969. - С. 32-81.

.   Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 183 с.

.   Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: Образование, 1994. - С. 12-21.

.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Литур, 1999. - 320 с.

.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.

.   Корнев АН. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией. // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб., 1994. - С. 33-37.

.   Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.

.   Усанова О.Н., Таракуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. // Недоразвитие и утрата речи. - М., 1980. - С. 16-19.

.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

.   Шайтор В.М., Захирина Л.А., Пономарева Е.А. Комплексная клинико-неврологическая, логопедическая и психологическая оценка детей с речевыми расстройствами. // Сборник материалов X Конференции «Нейроиммунология». - СПб., 2001. - С. 31-38.

.   Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: АРКТИ, 1996. - 159 с. 11. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25.

. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР (Кн. для логопеда - 2-е изд.) - М., 1985. С. 55-78.

. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учеб-метод. пособие. - М: Соц-полит. журн., 1994.

. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод. пособие. М: Соц-полит. журн., 1994 г.

. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

. Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. - М., 1955.

. Конина М.М. Роль картинки в обучению родному языку детей старшего дошкольного возраста. - М., 1948.

. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

. Корнев А.Н. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21 октября 1989 г. - М., 1989. С. 104 - 106

. Краузе Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста, СПб, 2005.

. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей // Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995.

. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПб, 1999.

. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.

. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб., 2004.

. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Л., 1941.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...