По каким направлениям развивается внешняя политика Европейского Союза?
Внешняя политика Европейского Союза - это политика, которую Союз проводит в отношении государств, не входящих в его состав (третьих стран). Внешняя политика Европейского Союза развивается по нескольким направлениям, в рамках которых его институты наделены разным объемом полномочий. Старейшей и наиболее эффективной сферой международной деятельности Союза служит внешнеторговая политика, которая официально именуется "общая торговая политика" (раздел IX части третьей Договора о ЕС). Общая торговая политика базируется на таможенном союзе в рамках ЕС и относится к исключительной компетенции Сообщества. Именно в рамках данной политики ЕС издает антидемпинговое законодательство, заключает торговые и тарифные соглашения с иностранными государствами. Самостоятельными направлениями внешнеполитической деятельности ЕС также признаны: - сотрудничество в поддержку развития (раздел XX части третьей Договора о ЕС): сотрудничество с развивающимися странами планеты, в рамках которого ЕС оказывает им помощь и предоставляет экономические льготы и преференции; - экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами (раздел XXI части третьей Договора о ЕС), которое охватывает те аспекты социально-экономических взаимосвязей, которые находятся за рамками общей торговой политики и сотрудничества в поддержку развития. Вышеуказанные направления внешней политики относятся к компетенции ЕС и регулируются Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС). Остальные аспекты внешнеполитической деятельности Союза, в том числе вопросы обороны и поддержания международной безопасности, подчиняются Договору о Европейском Союзе 1992 г. (раздел V "Положения об общей внешней политике и политике безопасности"). Общая внешняя политика и политика безопасности Союза выступает как сфера деятельности и как отдельный компонент (опора) в структуре этой организации (см. вопрос N 14).
После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) направления внешнеполитической деятельности, которые ранее осуществлялись в рамках Европейского сообщества, будут регулироваться частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза "Внешнеполитическая деятельность Союза". В этой части также урегулирован порядок заключения международных соглашений Союза и введения им санкций против третьих стран. Общие принципы внешнеполитической деятельности Союза, а также положения о бывшей второй опоре (общая внешняя политика и политика безопасности) будут закрепляться в разделе V Договора о Европейском Союзе "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности".
Кто представляет Европейский Союз на международной арене?
Европейский Союз не имеет единого представителя в международных отношениях. В рамках общей торговой политики и по другим вопросам, относящимся к компетенции Европейского сообщества и Евратома (первой опоры), Союз представляет Комиссия, обычно в лице своего Председателя и/или комиссара по внешним сношениям. По вопросам ОВПБ, а также СПСО (вторая и третья опоры) высшим представителем Европейского Союза является Председатель Совета, которому помогает Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности. Если в ходе переговоров с иностранными партнерами обсуждается широкий круг международных проблем как экономического, так и сугубо "политического" характера, то от имени Союза выступает "тройка", объединяющая упомянутых должностных лиц*(186).
После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. основным представителем Европейского Союза на международной арене будет выступать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, которого ранее (в проекте Европейской конституции 2004 г.) планировали назвать "Министр иностранных дел Союза" (см. вопрос N 35). Существующий механизм "тройки" также, по-видимому, сохранится. Однако "тройка" будет выступать в новом составе: Верховный представитель, Председатель Европейской комиссии плюс еще одно новое должностное лицо Союза - постоянный Председатель Европейского совета (см. вопрос N 36).
Поддерживает ли Европейский Союз дипломатические отношения с иностранными государствами?
Да, они установлены с большинством стран планеты, в том числе с Россией. С этой целью иностранные государства открывают свои представительства при Европейском Союзе (в Брюсселе). В роли зарубежных представительств Союза выступают постоянные делегации Европейской комиссии, которые размещаются в столицах зарубежных государств (включая Москву). Лиссабонский договор 2007 г. предусматривает реорганизацию этих делегаций в официальные представительства (делегации) Европейского Союза в целом. С этой целью также создается специальная дипломатическая служба Союза ("Европейская служба внешнеполитической деятельности"). Руководство этой службой будет осуществлять Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Кроме зарубежных государств Европейский Союз также установил официальные отношения с рядом международных организаций, включая ООН и Совет Европы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|