Теоретический обзор проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основные данные о работе
Память учащиеся оптимизация мнемотехнический Введение Теоретический обзор проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе Представления основных научных школ о специфике и механизмах формирования мнемических процессов Виды памяти и их особенности Экспериментальное исследование развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности Этапы и процедура экспериментального исследования Результаты экспериментального исследования Заключение Глоссарий Список использованных источников Введение
Работа посвящена одной из наиболее важных проблем теоретической и практической психологии - проблеме развития памяти учащегося в процесс учебной деятельности. Актуальность данной проблемы обоснована тем, что память является одним из важнейших атрибутов собственно человеческой жизни, обеспечивая нормальное функционирование личности и общества. Развитие памяти как высшей психической функции является основанием для дифференциации человека и животного, а также - представляется одним из самых важных векторов прогресса человечества, поскольку является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память обеспечивает целостность человеческой личности с присущей ей определенной картиной мира, мотивационно-потребностной сферой. Наблюдения за людьми с нарушенной памятью показывают, что человек, потерявший память, перестает быть личностью, он превращается в автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных воздействий.
Память является важнейшими ресурсом для личностного развития, обеспечивает связь прошлого с настоящим и помогает прогнозировать будущее. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «без памяти мы были бы существами мгновения… наше прошлое было бы мертво для будущего… настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». В настоящее время в контексте возрастной и педагогической психологии уделяется большое внимание исследованию развития памяти как высшей психической функции на разных этапах онтогенеза, а также - изучению психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации мнемической деятельности детей и подростков. Особую актуальность проблема развития памяти представляет в тот период, когда ведущим видом деятельности для ребенка становится учёба. Многочисленные исследования показывают, что корректная организация освоения детьми младшего школьного возраста учебной деятельности неразрывно связано с оптимизацией их памяти, формированием у них мнемотехнических приемов. В настоящее время стремительно увеличивается объем информации, необходимый для запоминания, сохранения и воспроизведения учащимися. В школьной практике жалобы педагогов и родителей на плохую память являются традиционными и достаточно распространенными. Таким образом, отчетливо выявляется проблема: недостаточное развитие основных мнемических операций приводит к низкой успеваемости, являющейся одной из причин недисциплинированности, агрессивности и других эмоциональных и межличностных проблем детей младшего школьного возраста. В связи с большой актуальной проблемы развития памяти, уже начиная с Аристотеля, мнемические процессы подвергались подробному изучению в самых разных отраслях научного знания: философии, физиологии, химии, кибернетике, психологии.
На сегодняшний день существуют многочисленные научные школы и направления, ориентированные на исследования памяти в различных ее аспектах и представленные в работах отечественных психологов Л.С.Выготского(2007 г.), А.Н.Леонтьева(2006 г.), А.А.Смирнова(2007 г.), П.И. Зинченко(2003 г.), А.Р.Лурии(2008 г.), В.Я.Ляудис(2006 г.), В.Д. Шадрикова(2000 г.) и др., а также зарубежных - Нормана Д.А. (2005 г.), Аткинсона Р. (2004 г.) и др. Исходя из вышеизложенного, сформулирована цель исследования: изучение специфики развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности. Задачи исследования: 1. Систематизировать научные сведения относительно определения, типологии памяти и механизмов ее функционирования. 2. Выявить специфику памяти как высшей психической функции в младшем школьном возрасте. 3. Изучить основные мнемотехнические приемы, применяемые в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся младших классов. 4. Провести экспериментальное исследование развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности. Объект исследования: память как высшая психическая функция у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития памяти учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Гипотеза исследования: развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности возможно при организации психолого-педагогического сопровождения, направленного на диагностику основных характеристик и формирование у детей мнемотехнических навыков. База исследования: исследование проводилось в МАОУ СОШ №81 г. Н. Новгорода. В нем приняли участие учащиеся 1-го класса - 14 человек (7 девочек, 7 мальчиков). Возраст детей от 7 до 8 лет. Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы: тестирование, математико-статистические методы оценки достоверности полученных результатов (метод G-критерий знаков) и качественный анализ полученных результатов. Анкетирование было направлено на выявление сформированности мнемотехнических приемов у учащихся; в качестве критериев была взята типология способов произвольного запоминания В.Я.Ляудис.
Тестирование проводилось с помощью следующих методик: . Субтест «Повторение цифр» из теста Д.Векслера, направленный на диагностику кратковременной памяти . Методика «Группировки» Е.Л.Яковлевой, направленная на диагностику способности к смысловой обработке запоминаемого материала . Методика К.П.Мальцевой «Мнемические опоры», направленная на диагностику и коррекцию мнемической деятельности. Практическая значимость работы: результаты исследования будут способствовать организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста по оптимизации мнемической деятельности. Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, глоссарий, приложения. В первой главе представлены основные зарубежные и отечественные теории памяти, а также дана сопоставительная характеристики определений памяти и типологий. Во второй главе представлена специфика памяти детей младшего школьного возраста, а также рассмотрены основные мнемотехнические приемы, способствующие оптимизации памяти учащихся. В третьей главе представлено экспериментальное исследование развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности. Теоретический обзор проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|