Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая характеристика незаконного предпринимательства.

 

Глава 7 УК РК определена законодателем как преступления в сфере экономической деятельности. В нее включены 36 составов преступлений. В сравнении с УК Казахской ССР в УК Республики Казахстан декриминализированы такие деяния, как: преступная бесхозяйственность, приписки и другие искажения государственной статистической отчетности; разукомплектование сельскохозяйственных машин, самовольное сенокошение; самовольный захват воды; нарушение правил торговли; незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов; продажа товаров и оказание услуг по ценам и тарифам, превышающим предельный уровень. Перечисленные восемь составов, в прежнем Уголовном Кодексе включены в главу «Хозяйственные преступления», предполагают плановую экономику и государственную монополию. В связи с тем, что последние несовместимы с основами рыночной экономики, они не стали признаваться преступлением. Вместе с тем в главу включены 24 новые статьи, предусматривающие ответственность за деяния, дестабилизирующие процесс становления экономики РК.

В юридической литературе предлагается различная классификация преступлений в сфере экономической деятельности. Рассмотрим одну из них.

Все преступления в области экономической деятельности подразделяются на семь групп: преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности; преступления, связанные с банкротством; преступления в сфере обращения денег, ценных бумаг и иных платежных документов; преступления в сфере таможенного регулирования; преступления в сфере валютного регулирования; преступления в сфере налоговых и иных платежей; преступления, связанные с нарушением интересов потребителей.

1. Первую группу образуют следующие преступления: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство, легализация денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем; незаконное получение и не целевое использование кредита; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

2. К преступлениям, связанным с банкротством, относятся неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство; ложное банкротство.

3. К преступлениям третьей группы могут быть отнесены: изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; злоупотребление при выпуске ценных бумаг; изготовление или сбыт поддельных платежных карточек и иных платежных и расчетных документов.

4. Преступлениями в сфере таможенного регулирования являются экономическая контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов.

5. К преступлениям в сфере валютного регулирования относится невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

6. Группу преступлений в сфере налоговых и иных платежей формируют уклонение гражданина от уплаты налога; уклонение от уплаты налогов с организаций; нарушение правил бухгалтерского учета.

7. Группу преступлений, связанных с нарушением интересов потребителей, образуют обман потребителей; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения; незаконное использование товарного знака; нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм; заведомо ложная реклама; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.[14]

В современных условия экономическая преступность, темпы ее распространения и масштабы превратились в фактор реально угрожающий экономической безопасности страны. При этом все более криминогенной становится предпринимательская сфера.

Государство защищает и поддерживает предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес.

В соответствии со ст.26 Конституции Республики Казахстан каждый гражданин имеет право на свободу предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.[15]

Перечисленные конституционные положения являются нормативной базой правового регулирования экономики Республики Казахстан.

Защита законных прав предпринимателей является одной из актуальных проблем сегодняшнего времени, служит залогом проведения успешных экономических реформ в стране. Согласно Правилам регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами, их регистрацию осуществляет Комитет по правовой статистике и спецучетам при Генеральной прокуратуре РК и его территориальными органами.

Впервые, уголовно-правовая ответственность за незаконное предпринимательство была установлена с 1 января 1998 года в новом уголовном кодексе РК - статье 190 «Незаконное предпринимательство». Общественная опасность незаконного предпринимательства выражается в том, что в результате совершения данного преступления причиняется ущерб экономике государства.

Незаконное предпринимательство - является разновидностью преступлений в сфере экономической деятельности.

Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением и сбытом подакцизных товаров в значительных размерах».[16] Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода от данной деятельности в крупном размере.

Имеются также, квалифицирующие признаки данного состава преступления:

- совершение преступного деяния организованной группой;

- извлечение от данной деятельности дохода в особо крупном размере;

- совершение деяния лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.

Диапазон наказаний довольно широк: от штрафа в размере 300 месячных расчетных показателей до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 500 месячных расчетных показателей. А если данные деяния совершены организованной группой, сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере (более двух тысяч месячных расчетных показателей) или совершены лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, то наказание усиливается.

Целью данной статьи является предупреждение фактического перехода предпринимательской деятельности в сферу незаконной, или «теневой» экономики, а соответственно ее выхода из сферы контроля государства, что, как правило, влечет невыполнение законных обязанностей предпринимателем перед государством и гражданами.

Данная статья направлена против такого незаконного предпринимательства, которое по меньшей мере причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, либо осуществляется с иными квалифицирующими признаками, предусмотренными данной статьей.

Сфера применения данной статьи - это предпринимательская деятельность в области производства, торговли, оказания услуг, поскольку она осуществляется вне установленного законом регистрационного либо разрешительного порядка. Такая деятельность может иметь массовый характер, но уголовная ответственность наступает только в тех случаях, когда она (деятельность) становится общественно опасной, воспрещенной уголовным законом.

Согласно данным Комитета по правовой статистике и спецучетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан в целом по республике в 2006 году установленная сумма материального вреда по оконченным уголовным делам по фактам незаконного предпринимательства составила 87 млн. 892 тыс. тенге (в 1998г. - 71.млн. 123. тыс.тенге), при этом изъято добровольно погашено 650 тыс. тенге (в 1998г. 1 млн. 948 тыс. тенге).[17]

Наряду с уголовно-правовой ответственностью за незаконное предпринимательство законодателем установлена также и административная ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации или лицензии - ст. 169 Кодекса РК об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных или инвестиционных норм и правил - ст. 169-1 КоАП и занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности - ст. 170 КоАП, в зависимости от того, причинили эти деяния крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или нет, а также других обстоятельств дела.

По отчетным данным Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Республики Казахстан по административным материалам, составленным по фактам незаконного предпринимательства, в 2006 году было наложено административных штрафов на общую сумму 41 млн. тенге 471 тыс. тенге (в 2003г. - 24 млн.371 тыс. тенге), взыскано - 37 млн. 701 тыс.тенге (в 2003г. - 21 млн.328 тыс. тенге).[18]

Статья 190 УК РК содержит признаки двух основных признаков преступления, различающихся по характеру деяния, образующего объективную сторону и ряд составов с квалифицирующими признаками. Субъект и субъективная сторона являются общими. Во всех случаях деяние должно причинить либо крупный ущерб, либо быть сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Незаконное предпринимательство состоит в том, что лицо, игнорируя установленный порядок, осуществляет деятельность, которая при наличии регистрации, специального разрешения (лицензии) либо при соблюдении условий лицензирования могла быть признана предпринимательской и тем самым уклоняется от существующего порядка контроля.

Наряду с мерами по защите законопослушных предпринимателей государство принимает меры по пресечению незаконного (преступного) предпринимательства.

Так, предпринимателям запрещается монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции (очень подробно решение этой проблемы регламентировано в Законе РК «О недобросовестной конкуренции» от 09.06.98 г.), получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей. Не допускается также, чтобы предприниматели:

- злоупотребляли своим доминирующим положением на рынке путем ограничения или прекращения производства либо изъятия из обращения каких-либо товаров для создания их дефицита или повышения цен;

- заключали, исполняли различные соглашения о ценах, разделе рынков и об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию;

- совершали какие-либо недобросовестные действия, направленные на ущемление законных интересов своих коллег по бизнесу.[19]

Одним словом, злоупотребление свободой предпринимательства законодательство не допускает. Поэтому под свободой предпринимательской деятельности следует понимать права предпринимателей осуществлять любые действия при соблюдении основного правила:

- эти действия не должны быть ограничены или запрещены действующими нормативными правовыми актами.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии является незаконным, а при наличии указанных в статье 190 УК РК признаков уголовно наказуемым.

К числу документов, в общем, и конкретно определяющих процедуру регистрации предпринимательской деятельности относятся в частности:

1. Гражданский Кодекс РК от 01.03.95 г.

2. Регистрация юридических осуществляется на основании Закона РК, «О частном предпринимательстве», принятого 31 января 2006 г.

3. Закон РК «Об акционерных обществах» от 13.05.2003 г. № 415.[20]

4. Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК» от 31.08.95 г. № 2444.[21]

23 апреля 1999 года Приказом Председателя комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК № 66 были утверждены Новые Правила государственной регистрации юридических лиц.

Порядок государственной регистрации юридических лиц, их филиалов и представительств, а также перечень документов, представляемых для государственной регистрации, определяется целым рядом нормативных правовых актов. Заключительным звеном, в этом перечне являются Правила государственной регистрации, которые регламентируют деятельность Комитета регистрационной службы и территориальных органов Министерства юстиции по государственной регистрации создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц, учетной регистрации филиалов и представительств, расположенных на территории подведомственной управлению юстиции территории.[22]

Новые Правила заменяют собой Правила Государственной регистрации, которые были приняты в феврале 1998 года и утратили силу с 20 февраля 1999 года приказом Министра юстиции РК №3 от 15 января 1999 года.

Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу, осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве.

Под государственной регистрацией юридических понимается проверка соответствия учредительных документов создаваемого юридического лица законам РК, выдача свидетельства о государственной регистрации с присвоением регистрационного номера и занесение сведений о юридических лицах в единый Государственный регистр.

Государственная регистрация юридических лиц на территории РК осуществляется в целях:

-удостоверения факта создания, реорганизации и прекращения деятельности юридического лица;

-учета созданных, реорганизованных и прекративших свою деятельность юридических лиц на территории РК и соответствия их учредительных документов законам РК;

-ведения государственного регистра юридических лиц;

-реализации информации о юридических лицах, их филиалах и представительствах (за исключением информации, составляющей служебную или коммерческую тайну) заинтересованным лицам на договорных условиях.

Государственной регистрации подлежат все юридические лица, создаваемые на территории РК, независимо от целей их создания, рода и характера их деятельности, состава участников. Филиалы и представительства юридических лиц, расположенные на территории РК, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица.

Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме установленной Министерством Юстиции РК, и прилагаются учредительные документы, составленные на казахском и русском языках и представляемые в двух экземплярах. Для регистрации юридического лица, предметом которого является банковская и страховая (за исключением страхового посредничества) деятельность, дополнительно требуется разрешение Национального банка РК на его открытие, а для учетной регистрации филиалов и представительств банков, а также страховых и перестраховочных организаций - согласие Национального банка на их открытие.

Для регистрации юридических лиц с иностранным участием и учетной регистрации их филиалов и представительств, требуется представление дополнительных документов:

- для иностранного юридического лица выписку из торгового реестра или другого документа, удостоверяющего, что данный субъект является юридическим лицом по законодательству своей страны, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский язык;

- для иностранного физического лица ксерокопию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физического лица, с нотариально заверенным переводом на казахский и русский язык.

Основанием учета иностранных юридических лиц являются данные о регистрации в налоговом органе по месту нахождения постоянного учреждения таких юридических лиц.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) используют труд наемных работников на постоянной основе; 2) имеют о предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами РК.

Государственную регистрацию юридических и физических лиц осуществляет уполномоченный орган Министерства Юстиции РК.[23]

Предпринимательской деятельностью, как было сказано выше, могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация должна получить лицензию. Определенные виды лицензируемой предпринимательской деятельности коммерческие организации могут осуществлять только как исключительные (например, по организации биржевой торговли) или они признаются не совместимыми с другими видами деятельности (например, банковская). Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием). Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности, широкое усвоение ее основ, обеспечение надлежащей охраны государством являются важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.

Проблему законного и незаконного предпринимательства необходимо рассмотреть и с позиции налогового права и налогового законодательства потому, что основная фигура предпринимательской деятельности - предприниматель является субъектом налоговых правоотношений и в связи с этим выступает в роли налогоплательщика.

Знание основ налогового законодательства необходимо любому гражданину и хозяйствующему субъекту (т.е. физическому или юридическому лицу), выступающему носителем того или иного налогового обязательства.

Экономические налоговые отношения, будучи урегулированными правовыми нормами, приобретают форму налоговых правоотношений.

Объектами налоговых правоотношений являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Названные объекты можно объединить в одно понятие - материальные блага, которые существуют в денежной и имущественной формах.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске. Субъектами предпринимательской деятельности являются юридические и физические лица, подлежащие обязательной государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Предпринимательская деятельность еще не привела к стабилизации и росту экономики, но уже столкнулась с глубокими внутренними противоречиями.

Предпринимательство в Казахстане следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. И хотя повышается степень зрелости самих казахстанских предпринимателей, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, к сожалению, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, инвестициями в промышленность, в сельское хозяйство, строительство и т.п., сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы, что нередко расценивается как антиобщественное деяние - спекуляция. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.[24]

Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно: быть экономически обосновано; логично вписываться в систему производственных отношений; обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса; показывать рост производительности труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...