Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание метода и хода исследование




 

Целью исследования стало изучение основных тенденций развития самоконтроля в учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является процесс развития самоконтроля.

Предметом исследования являются особенности формирования самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности в зависимости от формы ее организации.

Гипотеза исследования: уровень развития самоконтроля в младшем школьном возрасте зависит от условий и содержания учебной деятельности.

Выборка: 15 учащихся общеобразовательной школы и 15 учащихся в экспериментальном классе начальной школы, среди них 14 мальчиков и 16 девочек.

База исследования: Гимназия №1 города Мурманска, Средняя общеобразовательная школа города Мурманска №56.

Методы исследования: беседа, наблюдение анализ результатов деятельности.

Методики исследования:

. Методика «Да» и «Нет» представляет собой распространенный вариант детской игры «Черный - белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите». Она является одним из наиболее простых и надежных приемов диагностики сформированности произвольности произвольного поведения детей младшего школьного возраста и, в частности, произвольности речевого общения. Предлагаемый вариант этой методики разработан Л. Красильниковой под руководством Д.Б. Эльконина.

Цель методики: определить уровень развития произвольного речевого общения, способность ребенка действовать в соответствии с установленным правилом.

Материал и оборудование: бланк методики с перечнем вопросов.

Процедура: проводится с каждым ребенком индивидуально. Время проведения - примерно 5-7 минут.

Инструкция: «Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты - отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», - то есть без слова «да» или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?». Ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Все понятно? Договорились?». Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется. Материал методики: методика имеет два варианта вопросов. В каждом по десять вопросов провоцируют ребенка на ответ «да» и десять - на ответ «нет», пять вопросов нейтральные. (Приложение №1)

Примечание: во время проведения методики не следует давать ребенку обратную связь об успешности его ответа. При возможности следует фиксировать в протоколе речевые ответы ребенка полностью, а так же длительность пауз перед ответами, недомолвки и пр.

Анализ результатов: Правильными являются не ответы, которые соответствуют введенному правилу «да» и «нет» не говорить, неправильными - те в которых присутствуют запрещенные слова. Специальное внимание следует обратить на ответы промежуточной группы. Это те случаи, когда дети или молчат (не дают никакого ответа в течение 10-30 секунд), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получается, или заменяют вербальный ответ кивком головы. К этой же группе можно отнести высказывания, исправляемые ребенком с неверного на верное прямо в ходе самого ответа. Поскольку эти варианты ответов соответствуют правилу, их так же следует принять правильными. Прямым показателем уровня развития произвольности речевого общения является количество ответов, соответствующих правилам игры. Для детей 6-7 лет возрастной нормой является 51% правильных ответов (от количества вопросов (20), провоцирующий ответы «да» и «нет»). Именно в качестве одного из симптомов кризиса 6-7 лет Л.С. Выготский указывал на факт «потери детской непосредственности» ребенком, который в этой методике знаменуется переходом от импульсивных неправильных ответов к ответам по введенному речевому правилу. [19]

. Методика «Палочки и крестики».

Цель методики: определить уровень произвольной регуляции деятельности ребенка.

Материал и оборудование: тетрадный листок в клетку с полями, ручка.

Процедура: Ребенку предлагается тетрадный лист в клетку с полями. На первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1-1+1+1-1+1+1 и т.д.

Ребенку необходимо в таком же порядке писать палочки, крестики в течении 5 минут, соблюдая следующие правила: пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности; переходи на другую строчку после знака «-»; не пиши на полях; пиши каждый знак в одной клеточке; соблюдай расстояние между строчками в две клеточки.

Все правила необходимо сначала подробно разъяснить и продемонстрировать ребенку.

Оценка и анализ результатов:

баллов - ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается выполнить задание аккуратно, не спешит сдать работу сразу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

балла - делает больше ошибок, чем в первом случае, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремиться к успеху.

балла - безразличен к результатам работы, не стремиться исправить ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

балла - следует лишь некоторым правилам, но быстро забывает и их, выполняет работу хаотично. [44]

Ход исследования:

этап - анализ основных подходов к изучению самоконтроля в младшем школьном возрасте.

этап - подбор адекватных методик исследования.

этап - разработка модели исследования.

этап - реализация исследования.

этап - анализ полученных результатов в ходе исследования.

этап - формулирование основных выводов.

этап - разработка практических рекомендаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...