Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные выводы исследования и психолого-педагогические рекомендации




 

Итак, исследование показало, что у младших школьников самоконтроль активно развивается. Именно он играет важную роль в успешном освоении учебной деятельности.

Кроме того, уровень развития самоконтроля зависит от условий организации учебной деятельности. Так младшие школьники, обучающиеся по традиционной системе, имеют более низкий уровень самоконтроля, чем обучающиеся по экспериментальной системе, где учебная деятельность строится на самоконтроле. Следует отметить, что у испытуемых из экспериментальной группы несколько выше уровень потенциального самоконтроля, что говорит о приблизительно равных возможностях освоения этих действий.

При рассмотрении результатов вербальных и невербальных заданий существенной разницы не было обнаружено.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции необходимо начинать уже в дошкольном возрасте с помощью разнообразных «игр с правилами». Например, игра «Сделай так же», действия по образцу; «Лесенка», где примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого; «Число-контролер», где в примерах сумма всех ответов равняется определенному числу; «Сохрани слово в секрете» и т.д.

При развитии самоконтроля учитывать особенности нервной системы ребенка: ее слабость, высокую подвижность нервных процессов.

Формировать мотивацию к цели двигательной деятельности, процессу достижения цели, результату, представлении о цели как этапа учебной деятельности.

Осуществлять целенаправленную деятельность учителем по осознанию учащимися этапов учебной деятельности, анализировать двигательную деятельность в определенной последовательности по алгоритму (постановка цели - учебная задача - план - что получилось, исходя из плана - самоконтроль - самооценка.

Формировать контрольно - оценочную самостоятельность.

Кроме того, крайне важно создавать благоприятный психологический климат в классе.

Снижать эмоционально-психологические перегрузки детей.

Самому учителю необходимо овладеть основами организации собственной деятельности, которая стимулировала бы раскрытие возможностей младшего школьника.

Создавать условия позитивного познавательного конфликта в учебной деятельности.

Обращаться к диалогическим формам взаимодействия.

Использовать графические основы для формирования самоконтроля.

Активно формировать потребность в самоконтроле.

Развивать умение соотносить действия с заданным образцом, способность придерживаться плана проверки.

Формировать умение планировать.

 


Заключение

 

Младший школьный возраст характеризуется значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим из таких изменений является переход от импульсивного, непосредственного к опосредованному поведению, то есть поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными целями и принятыми намерениями, руководствоваться социально выбранными правилами и нормами. Это свидетельствует о возникновении качественно нового уровня организации мотивационно - потребностной сферы и является важным показателем развития личности.

Достижение ребенком к концу дошкольного возраста нового уровня произвольной саморегуляции феноменологически проявляется как утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский). Это один из важнейших симптомов кризиса 6-7 лет, который знаменует собой вступление ребенка-дошкольника в новый возрастной этап - младший школьный возраст. Поэтому уровень развития произвольной саморегуляции является важным показателем психологической готовности ребенка к школе.

Способность действовать произвольно совершенствуется на протяжении всего младшего школьного возраста. Развитие новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, в ходе освоения которой у ребенка постепенно формируется целостная система произвольной саморегуляции. Многие дети к моменту поступления в школу не обладают достаточным уровнем развития произвольной саморегуляции. Это порождает необходимость проведения специальных занятий с начинающими школьниками, поскольку слабое развитие произвольной сферы затрудняет обучение детей. Однако, в процессе освоения учебной деятельности ребенок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Усвоение научных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляется содержательная ориентировка на все измерения времени. Усвоение закономерностей вещей и явлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, что отражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени.

В свою очередь анализ результатов проведенного нами исследования показывает на ведущую роль учебной деятельности в развитии навыка самоконтроля и не противоречит имеющимся теоретическим концепциям развития самоконтроля.

Поставленная нами гипотеза в ходе исследование нашла свое подтверждение. В целом же поставленные в начале работы задачи реализованы, а цель можно считать достигнутой. Но при этом необходимо помнить, что проблема развития самоконтроля у младших школьников остается малоизученной, не смотря на свою роль в развитии как личностной, так и когнитивной сферы младшего школьника. В связи с этим, подводя итоги нашей работы мы предлагаем ряд рекомендаций для развития самоконтроля в младшем школьном возрасте.

 


Список литературы

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов.- М.: Академия, 1997 - 638 с.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977 - 254 с.

3. Батий Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. - 1979. - №4. - С.41 - 43.

.   Бахир В. К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 1997. - №5. - С. 26 - 31.

.   Берцфаи Л. В., Поливанова К.Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Просвещение, 1981 - С. 29 - 40.

.   Берцфаи Л. В., Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1. // Новые исследования в психологии. - 1981, - №2 - С. 68 - 72.

.   Берцфаи Л. В.. Специфика учебного действия контроля. // Вопросы психологии. - 1987, - №4. - С. 55 - 60.

.   Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.61 - 71.

.   Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Просвещение, - 1985. - 482с.

.   Гуткина И. И. Психологическая готовность к школе. М.: Владос, - 1996. - 317с.

.   Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, - 1986 - 239 с.

.   Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. - М.: Политиздат, - 1978 - 321 с.

.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544с.

.   Елагина Л.Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике. // Начальная школа. - 1982. - №8 - С. 65 - 67.

.   Забегайлоа И. В. Типология становления произвольной регуляции у младших школьников // Вестник МГУ. - 2000. - № 4. - с.34-42.

.   Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности //Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1982 - 234 с.

.   Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 476 с.

.   Кузьмина О.В. Искусство слышать: методическое пособие. - М.: Радуница, - 1994. - 75с.

.   Лидерс А.Г., Развитие и коррекция произвольности речевого общения у детей 6-8 лет // Психолог в начальной школе. - Волгоград, 1995 - С. 78-88.

.   Максимова Т.П. Влияние формы кооперации младших школьников на развитие контрольно - оценочных действий.// Развитие мотивационно - познавательной сферы младшего школьника в условиях учебной деятельности. - Волгоград, 1985 - 276 с.

.   Мальцева К.П. Самоконтроль в учебной работе младшего школьника. - М.: Учпедгиз, 1962 - 389 с.

.   Маркова А. К. Самоконтроль в учебной деятельности школьника // Материалы VII межвузовской научной конференции. - Горький, - 1971. - С.56 - 64.

.   Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа - 1993 - №11 - С.38 - 43

.   Мухина В.С. Возрастная психология. - М: Академия - 1997. - 356 с.

25. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - М.: Просвещение, 1989. - 190с.

26. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера - М.: Педагогика, 1988 - 137 с.

27. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995. - 563 с.

28. Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания//Вопросы психологии. - 1987 - №5 - С.48 - 51

29. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1996 - 168 с.

.   Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности. // Новые исследования в психологии. - 1983. - №1 - С. 65 - 68

.   Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: АкадемА, - 1999. - 159с.

32. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Сфера, - 1997. - 635с.

33. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. - 1990 - №6. - С. 34-47.

34. Психологическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 - с.22-103

35. Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., - М.: Политиздат, - 1990. - 593с.

36. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа - 1999 - №7 - с.19 - 24

37. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993 - 62 с.

.   Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии - 1985, - №1 - с.65 - 71

.   Самоконтроль младших школьников в процессе решения арифметических задач: Методические рекомендации / Сост. Г.М. Соснина. - Иркутск, 1983 - 34с.

40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 345с.

41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология - М.: Академия, 1998 - 497 с.

42. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988 - 374 с.

43. Тухман И. В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников // Педагогическое обозрение. - 1999. - № 4. - С. 136-144.

44. Чередникова Т.В., Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - СПб.: Питер, - 1996. - с.38

45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Владос, 1995, - 342 с.

46. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии - 1971. - №4 - С. 57 - 61.

 


Приложение №1

 

Текст методики «Да» и «Нет»

Вариант 1

1. Как тебя зовут?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?

Ты любишь ходить в школу?

Ты живешь далеко от школы?

Ты любишь мороженое?

Какого цвета бывает мороженое?

Ты ел (ела) черное мороженое?

Ты умеешь ходить на руках?

Ты умеешь летать?

Твой папа (твоя мама) играет в куклы?

Ночью солнышко светит?

Волк боится зайца?

Ты любишь ходить к врачу?

Какого цвета халат у врача?

Доктор стрижет детей?

Тебя зовут … (неверное имя)?

Корова умеет летать?

Ты сейчас спишь?

Ты ходишь в школу?

На тебе надеты (платье, штаны)?

Зимой трава бывает?

Трава белая?

Какого цвета снег?

Снег горячий?

Вариант 2

Как твоя фамилия?

Ты взрослый или маленький?

Ты ходишь на работу?

Ты живешь на небе?

Ты любишь конфеты?

Конфеты можно есть с супом?

Какие конфеты на вкус?

Ты ел (ела горькие конфеты)?

Ты умеешь ходить по потолку?

А прыгать до неба умеешь?

Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?

Летом снег бывает?

Кошка боится мышку?

ты любишь ходить в парикмахерскую?

Какого цвета халат у парикмахера?

Парикмахер лечит детей?

Твоя фамилия… (неверный ответ)?

Птицы умеют рычать?

Ты сейчас гуляешь?

Ты ходишь в первый класс?

Ты сейчас в шубе?

Ты любишь готовить уроки?

Лошади кричат «му»?

Какого цветы бывают лошади?

У лошадей есть рога?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...