Отличительные особенности книги
В книге дается всестороннее рассмотрение как принципов стратегического маркетинга, так и ключевых решений, входящих в маркетинговый план. Заключительная глава раскрывает структуру маркетингового плана, представляя набор вопросников и анкетных форм, дающих систематический и исчерпывающий набор вопросов, подлежащих рассмотрению в процессе стратегического анализа в сфере маркетинга. Следует отметить также следующие особенности книги. — Она анализирует идеологические основы процесса маркетинга. а также его роль в рыночной экономике в период турбулентности реструктуризации. — Она рассматривает анализ потребностей как индивидуального потребителя, так и и институционального клиента, акцентируя их сходство различие. — Она включает в свой анализ важные теоретические достижения, внесенные, например, теорией полезности. теорией поведения при покупке, моделями отношения, теорией информации и др., и делает ударение на практическую ценность этих достижений для маркетинга. — Она с единых позиций рассматривает маркетинг товаров потребительского и промышленного спроса. — Она предлагает детальное рассмотрение проблем макро- и микросегментации с использованием множества конкретных примеров. — Она, не вдаваясь в технические детали, дает широкий обзор основных мер для оценки реакции рынка, предлагаемых для целей исследования рынка. — Она включает аспект международного маркетинга в анализ различных вопросов, рассматриваемых в ней. — Она содержит раздел, посвященный стратегическому маркетингу торговых фирм, который ранее почти не изучался. — Она насыщена примерами и количественными данными, характеризующими рынки Европейского сообщества.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ Данная книга задумана как работа, вводящая в маркетинг и ориентированная на студентов управленческих специальностей, а также на профессионалов-управляющих, которые хотели бы достаточно глубоко ознакомиться с основами, концепциями, методами и применениями маркетинга на рынках как потребительских товаров, так и товаров промышленного назначения. Предыдущие издания этой книги оказались особенно полезными для профессионалов-управленцев следующих категорий. — Ответственные работники служб маркетинга, которым поручена разработка плана стратегического маркетинга. — Менеджеры (как правило, с инженерным образованием), получившие задание создать подразделение маркетинга, чаще всего в высокотехнологичной отрасли, в которой роль функции маркетинга традиционно недооценивалась. — Менеджеры по продажам или торговые работники, имеющие большой практический опыт в сфере торговли или рекламы и выдвинутые на более высокий стратегический пост в своей фирме. — Консультанты в области стратегического менеджмента. которым поручено провести маркетинговый аудит и сформулировать соответствующие рекомендации по стратегии развития. — Руководители фирм в Восточной Европе или в России, участвующие в реструктуризации своих фирм в контексте адаптации к рыночной экономике. — Менеджеры служб маркетинга, которые хотят систематизировать накопленный ими опыт и добиться более глубокого понимания методов и концепций, положенных в основу стратегического маркетинга. Эта книга была с успехом использована в следующих учебных программах для студентов управленческих специальностей. — В основном курсе обучения менеджеров, торговых работников и специалистов в области прикладной экономики. — В годичной дополнительной программе по менеджменту для студентов, уже получивших диплом инженера, юриста, социолога и т.п.
— В программе повышения квалификации для специалистов с высшим образованием, эквивалентной магистерскому курсу в области менеджмента. БЛАГОДАРНОСТЬ Появление русского варианта книги стало возможным благодаря поддержке со стороны Комиссии Европейских сообществ в рамках Программы TACIS-ACE 1991. Главный вклад в подготовку русского текста внесен коллективом сотрудников Международной школы менеджмента ЛЭТИ-Лованиум (МШМ ЛЛ) в Санкт-Петербурге, возглавляемой профессором Александром Янчевским. Основная работа по переводу и адаптации выполнена Борисом Лифляндчиком и Валентином Дунаевским. Весьма трудоемкий процесс форматирования книги, включая «русификацию» многочисленных графических материалов и разработку их заново, осуществлен Сергеем Бурьяном при участии Сергея Горового. Алексей Новосельцев, Денис Кропко и Антонина Павловская стали первыми критическими читателями русского текста и сделали целый ряд ценных замечаний и предложений. Выражаю всем им свою искреннюю благодарность. Большую работу по окончательной подготовке рукописи к изданию оперативно выполнили сотрудники Санкт-Петербургской издательской фирмы "Наука". Я благодарен также и студентам МШМ ЛЛ - «подневольным», но тем не менее внимательным и требовательным потребителям. Жан-Жак Ламбен Бусваль, Бельгия
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ...................................................... VII ГЛАВА 1. Роль маркетинга в компании и в рыночной экономике..................... 1 1.1. Идеологические основы маркетинга.................................................................... 1 1.2. Роль маркетинга в компании................................................................................ 5 1.3. Роль маркетинга в рыночной экономике.......................................................... 12 1.4. Изменение приоритетной роли маркетинга...................................................... 17 Вопросы и задания....................................................................................................... 29 Библиография............................................................................................................... 30 ГЛАВА 2. Маркетинг в условиях турбулентности....................................................31 2.1. Новая макросреда маркетинга............................................................................ 31 2.2. Новый потребитель............................................................................................. 39
2.3. Следствия для маркетинга.................................................................................. 46 Вопросы и задания....................................................................................................... 55 Библиография...............................................................................................................55 ГЛАВА 3. Маркетинг и удовлетворение потребностей...........................................57 3.1. Потребности человека и экономическая теория.............................................. 57 3.2. Мотивация индивидуального потребителя........................................................ 65 3.3. К вопросу о всеобщей теории потребления.....................................................73 3.4. Мотивация индустриального покупателя.......................................................... 79 Вопросы и задания....................................................................................................... 88 Библиография............................................................................................................... 89 ГЛАВА 4. Поведение покупателя при совершении выбора...................................91 4.1 Покупатель как активное лицо, принимающее решение................................ 91 4.2. Покупатель как созидатель удовлетворения..................................................... 98 4.3. Моделирование концепции мультиатрибутивного товара............................. 106 4.4. Покупатель и потребность в информации...................................................... 114 Вопросы и задания..................................................................................................... 122 Библиография............................................................................................................. 123 ГЛАВА 5. Поведенческая реакция покупателя.......................................................125 5.1. Уровни реакции рынка..................................................................................... 125 5.2. Измерение познавательной реакции................................................................ 129 5.3. Отношение и измерение эмоциональной реакции......................................... 138 5.4. Измерение поведенческой реакции................................................................. 151 5.5. Меры удовлетворенности/ неудовлетворенности........................................... 163 Вопросы и задания..................................................................................................... 169 Библиография............................................................................................................. 170 приложение............................................................................................................... 172 ГЛАВА 6. Анализ потребностей посредством сегментации рынка.................... 173
6.1. Анализ макросегментации................................................................................ 173 6.2. Анализ микросегментации................................................................................ 184 6.3. Сегментация рынков промышленных товаров...............................................202 6.4. Осуществление стратегии сегментации........................................................... 205 6.5. Международная сегментация............................................................................ 214 Вопросы и задания..................................................................................................... 221 Библиография...............................................................................................:............. 221 ГЛАВА 7. Анализ привлекательности рынка......................................................... 223 7.1. Базовые концепции анализа спроса................................................................223 7.2. Структура первичного спроса.......................................................................... 229 7.3. Модель жизненного цикла товара................................................................... 241 7.4. Методы прогнозирования спроса..................................................................... 258 Вопросы и задания.....................................................................................................275 Библиография.............................................................................................................275 ГЛАВА 8. Анализ конкурентоспособности фирмы............................................... 277 8.1. Понятие конкурентного преимущества........................................................... 277 8.2. Расширенная концепция соперничества......................................................... 279 8.3. Анализ конкурентных ситуаций......................................................................284 8.4. Преимущество по издержкам........................................................................... 297 Вопросы и задания.....................................................................................................310 Библиография.............................................................................................................311 ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................................312 ГЛАВА 9. Выбор стратегии маркетинга...................................................................313 9.1. Анализ портфеля направлений деятельности................................................. 313 9.2. Базовые стратегии развития............................................................................. 329 9.3. Стратегии роста................................................................................................. 333 9.4. Конкурентные стратегии.................................................................................. 341 9.5. Стратегии международного развития..............................................................346 Вопросы и задания..................................................................................................... 349 Библиография............................................................................................................. 350 ГЛАВА 10. Развитие путем выпуска новых товаров........................................... 351 10.1. Оценка риска инновации................................................................................ 351 10.2. Анализ факторов успешности нововведений...............................................359 10.3. Организация процесса разработки................................................................366
10.4. Процесс введения нового товара на рынок.................................................. 381 10.5. Стратегия качества.......................................................................................... 393 Вопросы и задания..................................................................................................... 396 Библиография............................................................................................................. 398 ГЛАВА 11. Стратегические решения по каналам сбыта......................................401 11.1. Экономическая роль каналов сбыта.............................................................. 401 11.2. Вертикальная структура сбытового канала.................................................. 406 11.3. Стратегии охвата рынка.................................................................................416 11.4. Коммуникационные стратегии в канале сбыта............................................423 11.5. Анализ сбытовых издержек............................................................................ 425 11.6. Стратегический маркетинг торговой фирмы................................................430 11.7. Интерактивный, или прямой маркетинг....................................................... 439 11.8. Стратегии входа на зарубежные рынки........................................................ 444 Вопросы и задания..................................................................................................... 449 Библиография............................................................................................................. 450 ГЛАВА 12. Стратегические решения по ценообразованию................................ 451 12.1. Роль цены в стратегии маркетинга................................................................451 12.2. Цена с точки зрения издержек.......................................................................457 12.3. Цены с точки зрения спроса..........................................................................461 12.4. Цена с точки зрения конкуренции................................................................473 12.5. Ценовые стратегии для новых товаров.........................................................481 12.6. Установление цены на гамму товаров...........................................................482 12.7. Ценообразование в международном маркетинге..........................................490 Вопросы и задания..................................................................................................... 495 Библиография............................................................................................................. 497 ГЛАВА 13. Стратегические решения по коммуникации...................................... 499 13.1. Природа и роль коммуникации в маркетинге..............................................499 13.2. Личное общение..............................................................................................507 13.3. Процесс рекламной коммуникации..............................................................511 13.4. Определение рекламного бюджета................................................................529 Вопросы и задания..................................................................................................... 542 Библиография............................................................................................................. 544 ГЛАВА 14. План стратегического маркетинга........................................................ 547 14.1. Обоснование роли стратегического планирования......................................547 14.2. Содержание процесса стратегического планирования маркетинга............ 551 14.3. Выбор целей и стратегической ориентации.................................................565 14.4. Анализ риска и планирование непредвиденных обстоятельств.................575 Вопросы и задания..................................................................................................... 579 Библиография............................................................................................................. 580 приложбниб............................................................................................................... 581 УКАЗАТЕЛЬ.................................................................................................................. 583
ГЛАВА 1 Роль маркетинга в компании и в рыночной экономике Маркетинг - это одновременно философия бизнеса и активный процесс. Первой целью данной главы является описание системы мышления, уточнение идеологических основ маркетинга и их главных следствий для операций и организации фирмы. Маркетинг как активный процесс решает ряд задач, необходимых для четкого функционирования рыночной экономики. Второй целью данной главы является описание этих задач, важность и сложность которых выявилась в связи с изменениями в технологии, экономике, конкурентоспособности и международной обстановке. Затем мы исследуем следствия этих изменений среды для управления фирмой и в особенности маркетингом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|