Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

 

Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др.

В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы изучения творчества С. Есенина и указывает на то, что очень мало программных часов отводится на изучение творчества одного из великих поэтов Серебряного века русской поэзии.

В этой статье Шубниковой-Гусевой на материале нормативных документов по литературе для школы за семь последних лет обращается внимание на основные методологические и методические вопросы содержания литературного образования и воспитания и системной направленности в изучении литературы, а также проблемы изучения жизни и творчества Есенина и формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста.

Исходными в определении того нового, что имеется и что должно быть в нормативных материалах, являются, с одной стороны, цели литературного образования в школе, с другой - новейшие научные разработки в изучении истории литературы XX века и, в частности, жизни и творчества Есенина (например, Полное собрание сочинений С.А. Есенина, о котором так основательно пишет Ю.Л. Прокушев).

В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе. Учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. На это обращают свое внимание Н.И. Шубникова-Гусева и М.А. Бондаренко.

Шубникова-Гусева в своей статье говорит о том, что "жизнь и творчество Есенина даже в самых авторитетных, утвержденных Министерством Российской Федерации, программах представлено довольно скупо и невыразительно. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. В обязательном, минимуме содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных Министерством РФ (2002), перечислено несколько лирических стихотворений Есенина и ни одной большой поэмы ("Русь", "Письмо матери", "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Спит ковыль. Равнина дорогая... ", "Сорокоуст", "Русь советская" и "Шаганэ ты моя, Шаганэ!." из "Персидских мотивов"). По сравнению с обязательным минимумом, который был принят в 1999 году, стоит отметить существенно новый момент, который состоит в том, что за счет стихов "О красном вечере задумалась дорога... ", "Мы теперь уходим понемногу..." и "Пушкину", где особенно жаль сокращения последнего стихотворения, в обязательный школьный минимум включены "Сорокоуст" и "Страна советская". Досадно, что в этом минимуме не нашлось места "Анне Снегиной". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Шубникова-Гусева обращается к программе под редакцией В.Я. Коровиной (2001). "Здесь на уровне первой ступени первого, концентра учащиеся знакомятся только с четырьмя стихотворениями; в V классе - по теме "О родине и родной природе" рекомендуется "Береза" С.А. Есенина. В VI классе - "Мелколесье. Степь и дали", "Задремали звезды золотые…" и "Пороша". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Шубникова-Гусева обращает внимание на то, что "стихотворение, изучаемое в VI классе, называется не "Задремали звезды золотые... ", а "С добрым утром!". Название, указанное в программе, не встречается в автографах поэта. Приводить же вместо авторского заглавия первую строчку произведения неуважительно по отношению к есенинскому тексту." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

К сказанному она добавляет, что "стихотворение "С добрым утром!", довольно слабое, автор не включил в трехтомное, подготовленное им в 1925 году Собрание стихотворений. Гораздо уместнее предложить учащимся V и VI классов стихи "Поет зима - аукает..." ("Воробышки", 1910), "Сыплет черемуха снегом..." (1910), "Вот уж вечер. Роса..." (1910), "Черемуха" (1915) или "Закружилась листва золотая..." (1918), которые еще при жизни поэта вошли в состав ряда сборников, антологий, книг для чтения и детских альманахов". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Знакомство с творчеством Есенина в V классе начинается со стихотворения "Береза" (1913): "Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром". Это первое из известных печатных выступлений поэта. Оно было опубликовано в первом номере детского журнала "Мирок" за 1914 год и подписано псевдонимом - "Аристон". Так назывался получивший распространение механический музыкальный ящик. Источниками происхождения псевдонима являются стихотворения Г.Р. Державина "К лире" и А.С. Пушкина "К другу стихотворцу". В обоих этих стихах авторы называют Поэта, Певца "Аристоном" или "Аристом". С пушкинским стихотворением есенинскую "березу" роднит и то, что это дебюты двух великих поэтов в печати. В 1914 году, когда было опубликовано первое стихотворение Есенина, исполнилось ровно сто лет со дня первого печатного выступления Пушкина. А Есенин, как известно, очень хорошо знал жизнь и творчество своего великого предшественника.

Шубникова-Гусева рекомендует шестиклассникам, - "Вот уж вечер. Роса... ". Она говорит, что "Есенин обозначил его в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как "самое первое". На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным, но рассчитано на внимательного и чуткого читателя. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, "прислонившись к иве", а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: "Вот уж вечер" - намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.

В этом большом природном мире, похожем на большой светлый храм ("свет большой", "березы стоят, как большие свечки"), человек чувствует себя как дома: "Хорошо и тепло, / Как зимой у печки". Все эти сравнения не только религиозны, но и естественно "природны", даже живописны. Например, белый цвет березовой коры и кудрявая листва действительно напоминает большие свечки.

Поэт как будто играет повторами: повторяет определение "большой", а также "как зимой" и "как свечки"; "за рекой", "за опушкой"; использует тавтологию "где-то", "вдали", "вдалеке" и тем самым естественно создает спокойное умиротворенное настроение. Особенно своеобразна последняя строфа стихотворения, на которую стоит обратить внимание. Неожиданное определение "мертвая" к слову "колотушка" (деревянный молот или закругленная палка), которой машет сонный сторож. И еще более неожиданное, казалось бы, несовместимое по смыслу сочетание наречия и глагола "видно" - "стучит" (разве можно видеть стук?), которое расширяет панораму мира, увиденную глазами художника. Человек, стоящий у дороги, с трудом может увидеть сторожа, машущего колотушкой, и он как бы довоображает картину и звук колотушки кажется ему мертвым на фоне живой песни соловья.

Одновременно школьников стоит кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта XX века. В настоящее время в программе, изданной "Просвещением" (2001), рассказ о жизни и творчестве Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован, хотя был бы очень уместен и имел большое воспитательное значение (особенно детство, любовь к природе, страсть к чтению, учеба в Спас-Клепиковской учительской школе и на академическом отделении историко-философского цикла Народного университета им. А.Л. Шанявского в Москве и т.д.).

В VII классе в разделе по литературе XX века, где дается краткий рассказ о Маяковском (2 часа), а также "Необычайное приключение..." и "Хорошее отношение к лошадям", уроки о Есенине также не запланированы, но в разделе "Тихая моя родина. Стихотворения о родине" (1 час) Есенин встречается в перечне предлагаемых имен среди А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, А. Яшина и Н. Рыленкова. Очевидно, что творчество Есенина, для которого чувство родины было главным, должно быть дано здесь гораздо полнее.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта, "штрихи к портрету" впервые кратко обозначены лишь в IX классе. Слово о поэте (2 часа, одинаково с А. Блоком, В. Маяковским и М. Цветаевой): "Вот уж вечер. Роса... ", "Гой ты, Русь, моя родная... ", "Край ты мой заброшенный... ". "Разбуди меня завтра рано... ", "Отговорила роща золотая... ", "Письмо к женщине", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!", "До свиданья, друг мой, до свиданья...". Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

"В XI классе для изучения творчества Есенина отведено пять часов и названы следующие произведения. "Русь", "Песнь о собаке", "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Я покинул родимый дом... ". "Я последний поэт деревни... ", "Не жалею, не зову, не плачу... ", "Письмо матери". "Мы теперь уходим понемногу…", "Заметался пожар голубой... ", "Собаке Качалова", "Возвращение на родину", "Персидские мотивы" (другие стихотворения по выбору учителя или учащихся). Поэмы "Анна Снегина" и "Черный человек".

В соответствии с программами литературного образования "Просвещения" построены учебники по русской литературе XX века и методические советы, подготовленные этим издательством [Русская литература XX века: Учебник для 11 класса / Под ред.В.П. Журавлева: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2001; Русская литература XX века: Практикум / Под ред.В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000; Литература в 11 классе: Методические советы / Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000.].

Между тем принцип концентризма, осуществляемый в этой программе, предполагает последовательное возвращение к творчеству Есенина и даже к одному и тому же произведению в разных классах. Так, школьники IX класса должны знакомиться не только с романом "Евгений Онегин", но и с поэмой Есенина "Анна Снегина" (1925). [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

В программе, изданной "Мнемозиной", творческое наследие Есенина рекомендуется для чтения, бесед и изучения еще в меньшем объеме. В XI классе предлагается только лирика: "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Не жалею, не зову, не плачу... ", "Мы теперь уходим понемногу... ", "Письмо матери", "Письмо к женщине", "Русь советская", "Неуютная жидкая лунность... ", "Спит ковыль. Равнина дорогая..." и другие стихотворения (по выбору учителя пять-шесть стихотворений). Лучшая и единственная из обозначенных в этой программе поэм Есенина "Анна Снегина" дается лишь для самостоятельного чтения [Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы. - М.: Мнемозина. 2001.].

"Единственной программой, где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую известность, является программа издательства "Дрофа" ["Программно-методические материалы: Литература: 5-11 классы / Сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000. С.286. В Программе 2002г. (издательство "Просвещение") также рекомендована поэма "Пугачев"]. Можно согласиться с доводами многих возможных оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия, метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в VII, IX и XI классах более основательно". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

По мнению Г.Э. Голышевой, "не менее важен вопрос о проблематике и современном прочтении жизни и творчества Есенина в школе. Материал по этому вопросу дают тематика и развертки программ (аннотации), которые составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, составить план, конспект урока, найти оптимальный путь изучения художественного произведения или творчества писателя." [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

За последние семь лет заметны новые штрихи в характеристике творчества Есенина. Кроме лиризма и живописности образов, народно-поэтических традиций в его поэзии, понятия о параллелизме и обращения к природе как форме поэтического самовыражения [Программа по литературе: 5 - 11 кл. / Под ред.А.Г. Кутузова; Программа по литературе: 5-11 кл. / Под ред.Г.И. Беленького. - М.: Просвещение. 1995.] добавились идея "узловой завязи" природы и человека, сквозные образы поэтики Есенина, поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы" и жанр лирической поэмы.

Между тем явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения смертной любви россиянина к бедной своей Родине, Поэта, который обладал бы нездешней силой "корявого и хитренького мужичонки", Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот и суглинок Слово - поющее "золото", и заговорил бы "на новом языке", предсказал Александр Блок [Блок А.А. Девушка poзовой калитки и муравьиный царь // Собр. соч.: В 6т. - Л.: 1960 - 1963. - Т.5. - С.14.]. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже скажет Есенин, была "единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны" "узловой завязи самой природы" и народного мышления.

"Историческая заслуга Есенина состоит, прежде всего, в том, что поэт раскрыл свое трагическое время, наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи. Иными словами, Есенин является одним из тех писателей, которые ярко отразили тему революции и Гражданской войны". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

Однако именно в рамках этой темы произведения Есенина в большинстве программ вообще не обозначены. Даже в программе, выпущенной в "Просвещении" (2001), Есенин в этой теме не значится. Здесь перечислены только "Железный поток" А. Серафимоаича, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Весело-го, "Разгром" А. Фадеева.

"Отношение Есенина к революции, действительно, вызывает немало споров. Сам поэт в автобиографической заметке "О себе" (1925) писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: "Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

В ряде программ все творчество Есенина рассматривается в рамках имажинизма [Программы по литературе для 5 - 11 классов с углубленным изучением литературы (1020 часов) / Коллектив авторов Санкт-Петербурга, 2001/Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства.]. Однако творчество поэта никогда не ограничивалось рамками этого литературного течения.

"На изучение жизни и творчества поэта в рамках имажинизма отведено 4 часа. Для сравнения напомним, что на изучение творчества Маяковского в этой же программе выделено 5 часов в подразделе "Футуризм" и в теме революции и Гражданской войны "Ода революции" и "Левый марш" - еще 1 час, таким образом - 6 часов. Конкретно рекомендовано всего четыре стихотворения Есенина: "Гой ты, Русь моя родная... ", "Песнь о собаке", "Отговорила роща золотая... ", "Русь уходящая" (другие по выбору учителя).

Одной из важнейших задач учителя является формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста. Умение анализировать художественное произведение, истолковать прочитанное, внимательно задумываясь над каждым словом и задавая вопрос, почему поэт сказал так, а не иначе, - одно из самых важных." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...