Аети (отношения с мололежыо)
Нынешние дети отличаются столь высокой духовной зрелостью, что у взрослых это даже не укладывается в голове. Поскольку они молоды и меньше развиты физически и психологически, чем взрослые, кажутся несомненными их более низкая сознательность и ответственность. Однако это ошибка. Родителям и воспитателям необходимо поощрять детей к раскрытию и развитию их сущности. Сегодня большинство детей — их называют НОВЫМИ детьми —ярко выраженные «самоучки»: они предпочитают учиться самостоятельно и нередко готовы на риск, лишь бы получить личный опыт. Они схватывают все на лету с непостижимой для взрослых быстротой, нередко тяготясь и раздражаясь медлительности своих воспитателей; временами это приводит к принципиальному непониманию со стороны взрослых. Многие дети проявляют видимое безразличие к обществу и его жизни. Причина в том, что все, что им навязывают, представляется алогичным с точки зрения современных подростков. Когда их обвиняют в бессердечии или даже эгоизме, особенно в пору ЮНОСТИ, то на самом деле, как правило, они лишь естественным образом утверждают себя и выражают свои потребности. Взрослые же не видят в этом ничего, кроме ЭГОИЗМА. Своим поведением дети стремятся, главным образом, продемонстрировать свою индивидуальность. Они знают, чего хотят, тогда как взрослые за много лет потеряли контакт со своими глубокими желаниями и потребностями. Таким образом, если подростки слишком раздражают тебя, это означает, что тебе как взрослому следует заняться собственным самоутверждением и проявлением своей индивидуальности. Как взрослый человек, тем более как родитель, ты должен учиться слушать детей на их языке. Их послания многочисленны и поучительны: они учат быть настоящим, аутентичным, целостным и ясным, не пытаясь быть совершенным, —дети очень хорошо отличают истинное от ложного.
С другой стороны, необходимо знать, что родитель никогда не бывает ответственным за реакцию своего ребенка. Ребенок сам выбрал себе родителей, чтобы через них учиться, — такова причина его воплощения именно в этой семье. Следовательно, когда в семье на-
ДЕТИ (отношения с молодежью) ступает трудное время или важные перемены, например развод родителей, ответственность каждого родителя состоит в том, чтобы оставаться самим собой и объяснить ребенку, что родители делают все, что в их силах, что дети никоим образом не являются причиной, даже если ребенку кажется, что неприятности возникли из-за него. Важно принять ребенка в его страхе, дать ему рассказать о том, что он переживает, выслушать внимательно и дать понять, что ему нечего бояться, его никто не будет осуждать, его не отвергнут и не покинут. Он почувствует, что его любят и уважают, — и это, в сущности, все, что ему действительно нужно. (См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. ) Здесь стоит упомянуть о детях, которых принято считать гиперактивными. Их еще называют непоседами. Эти дети неспособны проявлять устойчивый интерес к чему бы то ни было. Нарушение поведения выражается обычно в том, что такому ребенку трудно успокоиться, сосредоточиться и вести себя нормально. Чтобы помочь ребенку обрести равновесие, целесообразно ограничить количество потребляемых сладостей и найти для него сферу интереса. Окружающим иногда бывает трудно относиться к гиперактивному ребенку с пониманием. В психологии подобные нарушения называются еще дефицитом внимания. К сожалению, гиперактивных детей становится все больше, их даже поощряют, а иногда просто заставляют принимать различные медикаменты. На самом деле в большинстве случаев эти дети не гиперактивны, а гиперэкспрессивны. Они неусидчивы, но только в тех случаях, когда им не интересно. Найдя свой интерес, они умеют очень хорошо сосредоточиться и даже могут просидеть несколько часов не суетясь. Такие дети не нуждаются в лекарствах.
Независимо от особенностей темперамента, любому ребенку необходимы внимание и поддержка в том деле, которое он любит, в его взглядах на происходящее. Мы должны следить за его порывами, уважать его — не теряя самоуважения. Вообще, мы должны научиться лучше общаться, замечать потребности детей; иногда ради этого приходится идти с ними на переговоры, и при этом не так уж важно, сколько ребенку лет. Что касается школьного образования, то нередки случаи, когда дети не испытывают к нему ни малейшего интереса и даже стремятся бросить школу раньше времени. Родителям необходимо «разговорить» ребенка, дать ему высказаться о том, что его больше всего раздражает или угнетает. После этого можно попытаться вместе найти разумные основания для того, чтобы продолжать учебу. Его нужно подбадривать и ценить именно в том, что он сам предпочитает, к чему у него больше интереса. Очень важно слушать его не морализируя. При этих условиях ребенок чувствует уважение к своему выбору бытия и, как правило, более охотно идет на сотрудничество. Случается, что дети соревнуются (со-рев-нуют-себя); лучше всего найти для каждого случай показать свои сильные стороны, таланты, способности, а не сравнивать его с братом или сестрой. Такой стиль помогает им развить САМООЦЕНКУ. Нетрудно заметить, что в семьях, где детей не больше двух, родители нередко взваливают на своих наследников весь груз собственных амбиций, желая видеть их совершенными, безупречными, самыми умными —в общем, маленькими гениями. Родители хотят, чтобы их дети были первыми везде — в спорте, учебе, а потом и в деловой карьере. При всей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|