Экзистенциализм и современность
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Экзистенциальная философия раскрывает вечные, а, следовательно, и актуальные по сей день вопросы человеческого бытия. Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседневной жизни каждой личности, в процессе развертывания индивидуального бытия. Повседневный мир, предлагающий растущему человеку более или менее сбалансированный набор стереотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает полной бесконфликтности развития сознания. Во-первых, сам «набор» установок обыденного сознания включает множество противоречащих друг другу утверждений, ставя индивида перед необходимостью выбора той или иной «максимы» в конкретной ситуации. Во-вторых, жизнь, развиваясь и меняясь, порождает новые ситуации, не предусмотренные существующей житейской мудростью. Это особенно характерно для переломных эпох, когда старые ценности и культурные установления рушатся, создавая нормативно-ценностный хаос, а новые только вызревают в подспудных глубинах массового сознания. В-третьих, каковы бы ни были морально-психологические «выходы», предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их без собственного личного прочувствования и осмысления. Проблемы, затронутые и прекрасно раскрытые Сартром в его многочисленных произведениях, несомненно, актуальны для нашего времени. Мы возвращаемся к признанию приоритета общечеловеческих ценностей, признанию того, что человек в этой системе должен занимать главенствующее место. Спектр экзистенциальных проблем чрезвычайно широк. Важнейшая — это сама жизнь. Жизнь, которая складывается как некая судьба, путь, предполагающий вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора самого человека. Жизнь, которая проходит фазы детства, юности, зрелости и старости, всякий раз принося человеку новые радости и печали.
Жизни противостоит смерть(или продолжает ее?). Это другая экзистенциальная проблема, не сходящая со страниц философских исследований. Смерть это то, что обессмысливает жизнь, или же, напротив, то, что придает ей смысл и значение. Смерть пугающая и избавляющая, ненавистная и желанная. Означающая окончательное исчезновение или новое истинное рождение. Темы жизни и смерти ставят вопрос о человеческом «я». Кто я? Смертен я или бессмертен, множествен или един? Как складывается мое «я»? оно полностью зависит от мира других или обладает потенциями уникальности, индивидуальности, свободы? должен ли я любить самого себя, и что значит моя любовь к себе в контексте моих отношений с другими? Коммуникация, межличностное общение - еще одна экзистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с проблемами добра и зла, моральности и аморальности. Могу ли я правильно понять другого человека, и как я воспользуюсь этим пониманием? Могу ли я сопереживать другому, а он, в свою очередь, мне? Вечно ли одиночество, столь тяготящее в наши дни многих и многих, или же оно преодолимо, что делает возможным некое «светлое братство» человеческих душ, дружно живущих без зависти, ненависти и жестокости? Одной из ведущих экзистенциальных тем является свобода, вопрос о мере человеческих возможностей и тех объективных и субъективных ограничителях, которые стоят на ее пути. Свобода и необходимость, свобода и запрет, свобода и ответственность, свобода и долг, свобода и любовь — вот лишь несколько ракурсов, в которых может быть рассмотрена человеческая свобода, выступающая для цивилизованного человечества как признанный идеал социального и индивидуального бытия. Экзистенциальная проблематика, постоянно возникающая в ходе повседневной жизни, всегда интересовала философов. Практически все «экзистенциальные идеи», появившиеся в нашей философии в 70-80-х гг., были заимствованы у западноевропейских авторов, ибо сама принятая в советской философии метода не располагала к анализу бытийных переживаний. Сыграли свою роль и идеологические установки, не поощрявшие рассмотрение «упаднической тематики», связанной со смертью, одиночеством, страданием, религиозной верой. Разумеется, это не означало, что в повседневной жизни не было экзистенциальных проблем. Они есть всегда и всегда имеют спектр конкретных решений в массовом сознании. Еще толком не изучен вопрос о том, каковы же были идейные, моральные и психологические механизмы, действовавшие в нашей стране на протяжении семи десятилетий и помогавшие «среднему человеку» осуществлять свой «экзистенциальный баланс» в условиях фактического запрета религии и практического отсутствия психологической службы. Впрочем, относительно сегодняшнего дня мы можем задать такой вопрос с неменьшим основанием, ибо переживаемый ныне период характеризуется еще и тотальным идейно-нравственным упадком.
Под знамя экзистенциализма встают и те, кто ищет что-то новое, и те, кто ничего не ищет, а предаёт анафеме всё существующее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экзистенциализм поставил большое количество проблем человеческого бытия (смысла жизни, свободы и ответственности человека, сохранения своей индивидуальности и т. д.), но не одну проблему так и не решил, т. к. экзистенциальные размышления напоминают движение к горизонту, который постоянно отодвигается от нас и все время остается впереди. Но, (по словам С. Великовского), он – большая совесть западной цивилизации, и в этом смысле сам является способом духовно пережить кризис неистинных человеческих отношений. В этом, по-видимому, его непреходящее значение. Отрицая объективность исторического процесса, Сартр считает все социальные действия обусловленными человеческой субъективностью, а человека - полностью ответственным за свои поступки, без скидок на исторические обстоятельства. Печальным оптимизмом веет от последней беседы Ж.- П. Сартра со своим секретарем. «Видишь ли, мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел... Я думаю... будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но, во всяком случае История не спеша движется к осознанию человека человеком... Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс. И это, может быть, одна из моих последних наивностей».
Неся критическую оценку мироустройства, экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определённых путей его преобразования. Именно эта неконструктивность и оказалась самым слабым местом экзистенциализма. Общую тенденцию «очеловечевания» мира экзистенциализм довёл до полного антропоцентризма и субъективизма. Но мысль о том, что человек с его переживаниями, эмоциями, страхами и надеждами и есть главная философская проблема, ничто не может отменить. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Левченко В.С.Западная философия ХХ века/В.С.Левченко - М.: Интерпракс, 2004. – 357 с. 2. В.О. Голубинцев, А.А. Данцев. Философия для технических вузов. - Ростов-на-Дону.:Феникс, 2006. – 456 с. 3.Харин Ю.А. Философия: учеб. пособие/Ю.А. Харин – Минск.: ТетраСистемс, 2005. – 415 с. 4. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. История философии. - Ростов-на-Дону.:Феникс, 2001. – 466 с. 5. В.Л. Афанасьевский, В.А.Фролов. Место философии в современном образовательном пространстве. – М.: Инфра, 2007. – 387 с. 6. Аверинцев С.А. Эволюция философской мысли/С.А. Аверинцев – М.: Политиздат, 2003. – 256 с. 7. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Ж.-П. Сартр/Пер. с фр. В. П. Гайдамака - М.: Республика, 2001. – 173 с. 8. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения/Ж.-П. Сартр. – М.: Издательство политической литературы, 2004. – 354 с. 9. Шопенгауэр А.Б. Введение в философию/А.Б. Шопенгауэр – М.: Интерпракс, 2006. – 354 с. 10. Бодрийяр Ж.Г. Символический обмен и смерть/Ж.Г. Бодрийяр – М.: Инфра, 2002. – 285 с. 11.А.Н. Волкова, В.С. Горнев. История философии. - М.: Приор,2007. – 464 с. 12. К.М. Костюк, Е.Б. Литвина. Том 9. Философия от античности до современности. – М.: Республика, 2001. – 412 с. 13. Фролов И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов - М.: Ижек, 2002. – 843 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|