Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философия герменевтика).
Направления философии: 1) научное саентисские(физика,матем) 2) антисаентисские (литература, искусство) Позитивизм возник в 30е г 19в и связан с именами ОГЮСТА КОНТА, СПЕНСЕРА и др. Основная идея Конт заключается в том, что каждая наука сама себе философия. Неопозитивизм возникает в 30-40е г 20в на основе «венского кружка», куда входили физики и философы МОРИЦ ШЛИК, РУДОЛЬФ КАРНАК, ЛЮДВИК ВИТГЕНШТЕЙН. Наиболее известная идея ШЛИКА – принцип верификации(подтверждаемости). Согласно этому принципу все теоритические положения науки должны быть сопоставлены с данными наблюдения и эксперимента. Наука то, что можно проверить опытным путём. КОРНАК ограничивал опыт человеческими ощущениями и представлениями и полагал, что понятие науки могут быть произвольно приняты или отвергнуты в результате согласия между учёными и специалистами – принцип конвенционализма. Основная тема ВИНГЕНШТЕЙНА – анализ языка науки. Считал, что необходимо отказаться от всех понятий и суждений, которые носят мировоззренческий характер. В 70-80е 20 в наступает новый этап развития позитивизма – постпозитивизм. Основатель - КАРЛ ПОППЕР – критический рационализм + ТОМАС КУН (последователь), ЛАКОТАС и др. их главная тема – анализ исторического развития науки. КУН «структура научной революции». Феноменология. Основоположник – ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ. Он даёт новую трактовку сознания, основной характеристикой которого является интенциональность – направленность во вне. Привносит понятие «жизненного мира», т.е. всех предрассудков, определяемых обществом, жизнью человека, которое всегда превносятся в познание. Герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермес (посыльный Зевса), который толковал божественные вести людям. Герменевтики – те философы, основная тема которых - понимание и интерпретация. ХАНС ГАДАМЕР, ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ. Понимающий всегда находится в своеобразном герменевтическом круге, где часть и целое взаимно определяют друг друга. Понимание всегда происходит в диалоге, а венцом понимания, согласно ГАДАМЕРУ, является не наука, а искусство.
17 Гуманистическая ориентированные направления западной философии XX в. (экзистенциализм, неотомизм и др.)Экзистенциализм (от лат. существование). Возникает в 20е г 20 в в период между двумя мировыми войнами. Экзистенцианолизм имеет 2 направления: 1. Религиозное - Марсель, Губерт, Ясперс, Лев Шестов, Николай Бердяев. Экзистенция (человеческое существование) понимается как промежуточное звено между потусторонним бытием (Богом) и «миром» 2.Атеистическое – Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Мартин Хайдегер.В центре их внимания – проблема свободы человека. Основная проблема-определение места человеческого существования в общей структуре существования. В качестве предмета философии рассматривает проблему существования человека, т.е. человеческую экзистенцию. Основные свойства существования человека: страх, совесть, забота, отчаяние, одиночество и т.д. Человек осознаёт свою сущность и предназначение не в обычной будничной обстановке, а в пограничной ситуации. САРТР «Экзистенцианолизм - это гуманизм». Исходный принцип Сартра – существование предшествует сущности. Согасно ему, человек создаёт себя сам по своему свободному выбору и несёт полную ответственность за этот выбор. КАМЮ – абсурдность жизни и бунт против этой абсурдности. ХАЙДЕГЕР – «бытие и время». Для него подлинное бытие – бытие к смерти. Неотомизм (от лат Фома) – официальная философия каталитической церкви. Во Франции: МАРИТЕН, ЖИЛЬСОН. В Австрии – РАНЕР, в Швейцарии – БОХЕНЬСКИЙ. Темы традиционны для религиозной философии. Неопротестантизм – КАРЛ БАРТ, ПАУЛЬ ТИЛЛИХ, БУЛЬТМАН. БАРТ требует от церкви соц ответственности и видит в этом критерий различения истинной и ложной церкви. Взгляды Тиллиха близки к экзистенцианолизму. Пытается дать ответы на вопросы о смысле жизни, одиночестве. Основная тема – мужество быть (быть вопреки).
18.Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм. (1870- 1880-е годы) Постмодерзим возникает вначале как философия искусства, а затем приобретает более широкое значение и понимается как форма самоидентификации Западной культуры как образ жизни, система ценностей, сложившаяся в постиндустриальном обществе. Суть постмодерна - осознание разнообразия форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. ЖАН ФРАНСУА ЛИОТАР «состояние постмодернизма». Идеи постмодернизма: 1. Обозначал новую социокультурную ситуацию и, прежде всего, радикальный разрыв с прошлым. Пост – против. 2. Отвергает все главные ценности, сложившиеся в рамках модерна или рационального менталитета 17-18 в. Главными ценностями модерна являлись: рационализм(просветительский разум), фундаментализм (поиск незыблимых оснований), вера в гуманизм, равенство, свободу и прогресс. Ценностные ориентации постмодернизма совершенно иные. Главные из них: свобода, разнообразие, толерантность, взгляд на общество, где все авторы и актёры. Для постмодернизма главное - интеллектуальная языковая игра. Их лозунг: говорю, следовательно, существую. Ведущие представители: Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Даррида, Лиотар, Фуко, Делёз и др. Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Модерн – человек ставит себя на место творца, бога. Постмодерн - Отсутствует концепция истины, главное – словесная игра, симулятор – объект, наполняющий виртуальность.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|