Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I .Теоретические аспекты фальсификации шоколадных изделий




Алтайский государственный аграрный университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра Агробизнеса

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров

 на тему: «Фальсификация кондитерских товаров: виды, средства и последствия (на примере шоколадных изделий)»

                                                  Выполнила:

Студентка     II  курса, очной формы обучения

   Плутахина Татьяна Владимировна    

                                                              (ФИО)

                   4231                                      

                                                             (группа, шифр)

                                                  Проверил:

___________      _ ассистент ___________________

(должность, ученое звание, ученая степень)

____            Величко Наталья Николаевна ____

(ФИО)

                                            Оценка после защиты:                                            

   Дата защиты:                                                

             

 

 

Барнаул 2008

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

 I.Теоретические аспекты фальсификации шоколадных изделий…………...5

1.1. Общие понятия о фальсификации продовольственных товаров: виды, способы, методы идентификации……………………………………………5

1.2. Требования к качеству шоколадных изделий……………………………...11

1.3. Фальсификация шоколадных изделий и методы ее обнаружения……….13

1.4. Правовые аспекты фальсификации продовольственных товаров………..16

 

 II.Анализ деятельности по выявлению фальсифицированных шоколадных изделий, реализуемых в торговой сети СПО «Усть-Пристанское»…………….19

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….19

2.2. Обнаружение фальсифицированных шоколадных изделий, реализуемых СПО «Усть-Пристанское»…………………………………………………..22

    

III.Совершенствование методов выявления и предупреждения фальсификации продовольственных товаров………………………………………………….29

3.1. Способы защиты товаров от фальсификации……………………………….29

3.2. Основные направления совершенствования методов выявления и борьбы с фальсификацией……………………………………………………………………32

  

Заключение……………………………………………………………………...39

Список использованных источников………………………………………….40

Приложения…………………………………………………………………….42

 

 

Введение

 

Формирование в России рыночных условий, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют к объекту товарно-денежных отношений – товару свои специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются товары и услуги, представляемые на свободный рынок конкурирующими между собой субъектами, то у потребителя имеется возможность выбрать из большого многообразия наилучший и оптимальный.

Конкурирующие между собой фирмы, стараясь как можно полнее удовлетворить те или иные потребности потребителя и изъять у него за предоставляемые товары и услуги больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Многие из фирм стремятся заполучить эти деньги честным путем за свой качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги за свой некачественный или даже фальсифицированный продукт. Особенно это характерно для российского рынка, где веками формировались условия для производства фальсифицированных товаров. В полной мере это относится и к отрасли кондитерского производства, в частности производства шоколада, поэтому целью настоящей работы выявление фальсифицированных шоколадных изделий, реализуемых торговыми организациями. При этом решаются такие задачи, как изучение теоретических аспектов фальсификации, проведение экспертизы для выявления фальсифицированных шоколадных изделий и предложение путей совершенствования методов выявления и борьбы с фальсификацией.

Кондитерская промышленность России – одна из самых высокорентабельных отраслей и вносит значительные суммы в бюджеты всех уровней. Кроме того, кондитерская промышленность имеет достаточно высокий вес в объеме (в стоимостном выражении) выпускаемых в стране продовольственных товаров. Удельный вес объема производства кондитерских изделий в денежном выражении составляет около 8% всех выработанных в России продовольственных товаров. На современном российском кондитерском рынке представлена продукция более 50 марок производителей, ряды которых пополняются. Кондитерские изделия из России поставляются в более чем 30 стран дальнего и ближнего зарубежья.

На предложение и ценообразование рынка кондитерских продуктов воздействует конъюнктура на рынках производственного сырья, а также уровень производства и поставок ароматизаторов, эссенций, консервантов, орехов, сухофруктов и прочих кондитерских добавок. Кондитерские изделия представляют собой группу продукции широкого ассортимента, значительно различающегося по рецептурному составу, технологии приготовления, потребительским свойствам и диапазону цен. Все перечисленные особенности продукции, а также сложившиеся на современном рынке условия благоприятны для производства и реализации фальсифицированной продукции различными торговыми и промышленными структурами. 

Актуальность и необходимость разрешения данной проблемы продиктованы многими условиями. Одним из основных является тот факт, что фальсифицированные продукты наносят ущерб потребителям напрямую при их использовании по назначению, производителям подлинной продукции, реализующим предприятиям, и, главное, государству, подрывая здоровье одних, экономическое состояние, имидж и международное положение других пострадавших субъектов. Важнейшим условием устранения этих негативных последствий, а также их предупреждения становятся знания в области качества товаров, осуществление его постоянного контроля на разных этапах товародвижения и проведение экспертиз с целью выявления фальсифицированной продукции.

 

 

I.Теоретические аспекты фальсификации шоколадных изделий

 

1.1. Общие понятия о фальсификации продовольственных товаров: виды, способы, методы идентификации

 

В настоящее время серьезной проблемой для защиты потребительского рынка России является экспертиза качества и выявление фальсифицированной пищевой продукции. В период формирования рынка, приватизации торговых и промышленных структур резко возрастает вероятность возможности производства и реализации фальсифицированных товаров.

Фальсификация (от лат. Falsifico-подделываю) – действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью [5].

Фальсификация рассматривается как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных свойств с целью обмана и получения незаконных прибылей. Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им наиболее типичных признаков, например, внешнего вида, консистенции при ухудшении или утрате наиболее значимых свойств пищевой ценности, безопасности.

Наряду с понятием «фальсифицированные товары» нужно различать нетождественные им понятия «товары-заменители» и «дефектные товары». Товары-заменители не относятся к фальсифицированным, если на маркировке и в товаросопроводительных документах указывается подлинное наименование, а цена соответствует их качеству. Замена наименования на маркировке и повышение цены до цены натурального продукта является одним из способов фальсификации. К дефектным относятся товары, имеющие хотя бы одно несоответствие обязательным требованиям стандарта. Если такие товары реализуются вместе со стандартными по тем же ценам, они считаются фальсифицированными [5].

Объектами фальсификации являются: товары, услуги, денежные знаки, документы, информация, отчеты и документация, маркировочные и идентификационные знаки и др. В данной работе рассматривается только фальсификация продовольственных товаров, маркировочных и идентификационных знаков, товаросопроводительной документации, информации о товаре.

При фальсификации продовольственных товаров подвергаются подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают виды фальсификации:

♦ Ассортиментная (видовая);

♦ Качественная;

♦ Количественная;

♦ Стоимостная;

♦ Информационная;

♦ Комплексная.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены товара заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков (Приложение 1).

Различают следующие способы ассортиментной фальсификации:

♦ Пересортица;

♦ Замена высококачественного продукта низкоценным заменителем;

♦ Подмена натурального продукта имитатором.

Пересортица - наиболее распространенная разновидность ассортиментной фальсификации. Это действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшим. К фальсификации относится пересортица, сделанная с корыстной целью производителем или реализатором продукции [9].

При ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители:

♦ подобные товары другой группы с более низкими потребительскими свойствами;

♦ имитаторы натурального продукта, схожие по наиболее характерным признакам;

♦ товары, полученные из генетически модифицированного сырья;

♦ продукты с незаконченными технологическими процессами.

Ассортиментной фальсификацией может называться только полная замена натурального продукта заменителем. Частичная замена относится к качественной фальсификации.

Качественная фальсификация – подделка подлинных товаров с помощью пищевых/непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других характеристик продуктов.

Объектами данного вида фальсификации служат пищевые продукты с различными добавками или нарушенными рецептурами.

Различают следующие способы качественной фальсификации:

♦ добавление воды;

♦ замена дорогостоящих компонентов более дешевыми;

♦ частичная замена натурального продукта имитатором;

♦ добавление или полная замена продукта чужеродными добавками;

♦ введение различных пищевых добавок;

♦ повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов;

♦ введение консервантов, антиокислителей без указаний на маркировке.

Все добавки и компоненты, используемые при качественной фальсификации, подразделяют на пищевые и непищевые. В свою очередь пищевые добавки подразделяют на допустимые для здоровья человека, допустимые для детей, допустимые при тех или иных заболеваниях. Непищевые добавки делятся на не приносящие вреда человеку, ядовитые, канцерогенные, наркотические. Добавки – это вещества или другие компоненты, которые вводятся в пищевые продукты для придания им определенных свойств и для имитации отдельных потребительских качеств товара. Добавки подразделяются на чужеродные и пищевые. К чужеродным добавкам относятся компоненты, которые обычно отсутствуют в пищевых продуктах, при введении обязательно должны проводиться испытания на их безвредность. К пищевым добавкам относятся вещества, которые присутствуют в пищевых продуктах, но в данных изделиях они отсутствуют, либо присутствуют в недостаточных количествах.

Количественная фальсификация – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений.

В практической деятельности этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения количественных характеристик измеряемого объекта, а стоимостной расчет осуществляется за регламентированные или увеличенные показатели [8].

При количественной фальсификации используют:

♦ поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);

♦ неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью;

♦ специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя;

♦ неправильное измерение товара.

Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями.

Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе другие ее виды. Более того, именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, т.к. позволяет получить незаконный доход путем повышения стоимости товара.

Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара.

Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее виды фальсификации часто дополняются информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется.

При информационной фальсификации товара указываются неточно:

♦ наименование товара и его логотип;

♦ страна происхождения товара, фирма-изготовитель и ее почтовый адрес;

♦ количество товара;

♦ состав продукта;

♦ условия и сроки хранения.

Чаще всего не указывается или указывается неправильно страна происхождения товара, а также фальсифицируется штриховой код, подделываются товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей. Одной из разновидностей такой фальсификации является фальсификация с помощью упаковки. Фальсифицируют и товарно-сопроводительные документы. Обнаружить подделку реквизитов в накладной можно идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии.

Комплексная фальсификация продовольственных товаров включает в себя два или более отдельных видов подделок товара. В зависимости от места формирования фальсификата она бывает:

♦ технологическая;

♦ предреализационная.

При технологической фальсификации подделка товаров осуществляется в процессе технологического цикла производства.

При предреализационной фальсификации подделка товаров происходит при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю [14].

 

Для установления характерных показателей, отличающих натуральный продукт от его подделки, проводится экспертиза подлинности товара. Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для тех или иных видов фальсификации.

2. Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для данной однородной группы товаров.

3. Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым в НТД, в Законе «О защите прав потребителя» и т.п.

Для целей идентификации могут применяться различные методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные и тестовые.

Органолептические методы - методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают группы методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.

Измерительные методы – методы определения значений показателей при экспертизе с помощью средств измерения.

В зависимости от используемых средств измерения эти методы подразделяют на следующие подгруппы:

♦ физические методы - для определения физических и химических показателей качества с помощью средств измерения;

♦ химические и биохимические методы – для определения химических показателей с помощью образцов, измерительных приборов и установок;

♦ микробиологические методы – для определения степени обсемененности микроорганизмами, наличия загрязняющих пищевые продукты веществ;

♦ товароведно-технологические – для идентификации с целью определения степени пригодности сырья при использовании той или иной технологии.

Тестовые методы применяются обычно для определения степени безопасности ого или иного товара по пределу чувствительности химической или биохимической реакции. В последнее время эти методы широко применяются и заменяют более дорогостоящие измерительные методы [15].

Указанным методам присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ этих методов приведен в табл. 1.

                                                                                           

Таблица 1. Преимущества и недостатки различных методов идентификации

 

Группа методов Преимущества метода

Недостатки метода

1 2

3

органолептические методы простота доступность быстрота дешевизна

субъективизм оценки

отсутствие сопоставимых результатов

описательный характер результатов

измерительные методы     объективность повторяемость сопоставимость результатов выражение результатов в общепринятых единицах измерения

высокие материальные и временные затраты

потребность в квалифицированном персонале и испытательной базе

продолжение таблицы 1

1

2

3
тестовые методы

объективность

повторяемость

сопоставимость и воспроизводимость результатов

описательный характер средние материальные затраты
       

 

 

1.2. Требования к качеству шоколадных изделий

 

Основным сырьем для производства шоколадных изделий являются какао-бобы. Именно в ядре какао-бобов находится более 50% какао-масла. Какао-масло обладает рядом важных свойств. В его состав входит много насыщенных жирных кислот (олеиновая, пальмитиновая, стеариновая), что обеспечивает твердую консистенцию какао-масла и возможность формировать на его основе плитки шоколада, а большое количество естественных антиоксидантов обеспечивает длительный срок хранения шоколада. Содержащиеся в какао-бобах алкалоиды теобромин и кофеин, ароматические, дубильные и другие вещества играют большую роль в создании специфических вкуса и аромата шоколада и какао-продуктов.

Шоколад – продукт переработки какао-бобов и полуфабрикатов из них – какао тертого, масла какао. Химический состав и энергетическая ценность шоколада приведены в таблице 2 (Приложение 2).

В зависимости от рецептуры и способа обработки шоколадной массы шоколад подразделяют на десертный с добавлениями и без добавлений, обыкновенный с добавлениями и без добавлений, пористый с добавлениями и без добавлений, с начинками, диабетический, белый. Промышленность выпускает также кондитерские изделия на растительных жирах: сладкие плитки (с использованием кондитерского или твердого жиров), кондитерские плитки (на заменителях какао-масла), шоколадные кондитерские плитки (на жирах-эквивалентах масла какао) [7].

К основным показателям качества шоколада относятся органолептические и физико-химические (Приложение 3). Шоколад должен иметь сладкий, приятный, горьковатый вкус, аромат какао и введенных добавлений и ароматических веществ. Форма шоколадных плиток и других изделий должна быть правильной, с четким рисунком, без деформации, плитки должны быть целыми. Поверхность шоколада должна быть блестящей, слегка тусклой у орехового и молочного шоколада. Допускаются незначительные дефекты (сколы, крошка, пузырьки, пятна и др.), не портящие внешнего вида. Не допускается поседение шоколада и поражение вредителями хлебных запасов.

Содержание токсичных элементов не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных санитарными нормами:

Токсичные элементы, мг/кг, не более:  
Ртуть 0,1
Свинец 1,0
Медь 50
Цинк 70
Мышьяк 1,0
Кадмий 0,5
Микотоксины, мг/кг, не более:  
афлатоксин В1 0,005
Пестициды, мг/кг, не более:  
Гексахлорциклогексан 0,5
ДДТ и его метаболиты 0,15
Радионуклиды, Бк/кг, не более:  
цезий-137 100
стронций-90 80

 

Шоколад выпускают штучный, фасованный в виде смеси или одного наименования в художественно оформленные коробки, а также весовой. Шоколад в плитках завертывают в фольгу и укладывают в картонные коробки, пачки и другие виды упаковки, разрешенные к применению органами здравоохранения.

Шоколад транспортируют всеми видами крытых транспортных средств в соответствии с правилами перевозки грузов для данного вида транспорта [7].

Сохранению пищевой ценности и безопасности изделий способствуют должные условия хранения и реализации. Хранят шоколад в хорошо вентилируемых складах, не зараженных вредителями хлебных запасов, при температуре 18±3°С и относительной влажности воздуха не более 75% без воздействия прямого солнечного света, отдельно от продуктов со специфическим запахом. Во избежание «поседения» шоколада не допускаются резкие перепады температуры. При этих условиях шоколад хранится в течение следующих гарантийных сроков со дня выработки (мес.):

десертный и обыкновенный без добавлений завернутый 6
весовой без добавлений незавернутый 4
десертный и обыкновенный с добавлениями, шоколад с начинкой 3
весовой с добавлениями незавернутый 2
Белый 1

 

 

1.3. Фальсификация шоколадных изделий и методы ее обнаружения

 

В последнее время на рынках России появляются следующие виды фальсификации:

Ассортиментная фальсификация шоколада проводится путем подмены одного вида шоколада другим. Довольно часто вместо десертного шоколада продают обыкновенный. Подмену одного вида изделия другим можно установить по идентификационным показателям того или иного вида изделия, указанным в таблице 4.

Таблица 4. Идентификационные показатели отдельных видов шоколадных изделий

 

идентификационный показатель

содержание в изделии, %

обыкновенный шоколад десертный шоколад шоколадные батончики  
сахар >55 <50 60  
жир 33 >35 30  
белок 5 >6 >3  
клетчатка <4 >5 >2  
начинка - - 20-35  

Искусственный шоколад представляет собой изделие, в котором какао-масло заменено гидрожиром, и его можно отличить по следующим параметрам:

♦ присутствие антиокислителей, характерных для гидрожира (бутилокситолуол, бутилоксианизол);

♦ появление салистого привкуса;

♦ отсутствие глянцевого блеска на поверхности;

♦ отсутствие свойственного натуральному шоколаду скола, «как у стекла».

Определение содержания влаги и сухих веществ (%) проводится по ГОСТ 5900-73 рефрактометром, сахара – по ГОСТ 5903-89 поляриметрическим методом, массовой доли жира – по ГОСТ 5899-85 экстракционно-весовым методом, афлотоксинов В1 и М1 (мг/кг) – по ГОСТ 30711-2001 методом ТСХ [6].

  Качественная фальсификация шоколада, наиболее широко применяемая как при его производстве, так и при реализации, включает: нарушение рецептуры; введение чужеродных добавок; введение антиокислителей, консервантов, ароматизаторов; повышенное содержание воды.

Нарушение рецептурного соотношения основных компонентов происходит путем введения в больших количествах менее ценных компонентов и снижения содержания более дорогих компонентов. В шоколадной массе снижают долю какао-масла и тертого какао за счет введения повышенного количества сухого и сгущенного молока, сливок, изюма и т.п.

Для увеличения массы шоколада в него могут вводить больше сахара, воды. Поскольку в жировой среде шоколадной массы вода нерастворима, то дополнительно вводятся различные эмульгаторы – лецитин, сухое молоко, фосфатиды, что позволяет увеличить содержание воды с 1% до 6-9%.

В натуральный шоколад вводят вместо какао-масла гидрожир (растительный жир) или идентичное какао-маслу вещества. При такой фальсификации шоколад будет иметь параметры, характерные для искусственного шоколада. Масло какао отличается от других жиров физическими и химическими особенностями, что позволяет отличить его от заменителей (например, t плавления составляет 33-36ºC, застывания 23-28ºC). Жир какао отличается твердостью и ломкостью при комнатной температуре, во рту он плавится, не вызывая салистого ощущения. Отсутствие указанных признаков у шоколада свидетельствует о подмене какао-масла, а, следовательно - качественной фальсификации.

Следующий вид подделки шоколада – добавление какао-порошка. Продукт из какао-порошка – не шоколад, а нечто низкокачественное, т.к. какао-порошок приготовлен из жмыха. Обычно какао-порошок добавляют в гидрожир для придания ему коричневого цвета.

Еще один способ фальсификации – добавление соевых и различных белковых продуктов. Их присутствие распознается визуально по более светлой и матовой поверхности, по прилипанию к зубам и глухому звуку при ломке.

Для удлинения сроков хранения вводят различные консерванты, антиокислители. Если в составе шоколада не указано наличие консервантов или антиокислителей, а срок его реализации превышает 4 месяца, налицо факт фальсификации.

Количественная фальсификация шоколада (недовес) – значительные отклонения массы шоколада, превышающие предельно допустимые нормы отклонений, указанные в действующем стандарте. Выявить такую фальсификацию можно взвешиванием данного изделия проверенными измерительными мерами веса.

Информационная фальсификация шоколада осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Искажаются или неверно указываются следующие данные:

♦ фирма-изготовитель товара;

♦ наименование товара;

♦ страна происхождения товара;

♦ количество товара;

♦ состав изделия.

Неуказание маркировки изделия в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» может служить основанием для установления информационной фальсификации и отнесения изделия к фальсификату. Выявляется сравнением данных на анализируемой упаковке с обязательными по ГОСТ 6534-89.

К информационной фальсификации относится подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода. Выявляется такая фальсификация проведением экспертизы, которая позволяет определить способ изготовления печатных документов, наличие исправлений и подчисток, подлинность и соответствие информации штрихового кода товару и производителю [14].

 

1.4. Правовые аспекты фальсификации продовольственных товаров

 

Основные законы по защите интеллектуальной собственности были приняты в России в 1992-1993 гг., однако механизмы реализации этих законов еще не отлажены. Рассмотрим основные положения этих законов, т.к. без определения сущности фальсификации невозможно грамотно провести экспертизу по выявлению фальсифицированных товаров.

Интеллектуальная собственность в части потребительских товаров охватывает:

‒ Авторское право и смежные права;

‒ Промышленную собственность.

Авторское право и смежные права представляют интерес только в части книжной, аудио- и видеопродукции, компьютерных программ.

Патентный закон РФ и Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» регулируют права на промышленную собственность. Объектами промышленной собственности, препятствующими фальсификации, являются товарные знаки и фирменные наименования. Незаконным использованием товарного знака на территории РФ признается использование его без разрешения правообладателя зарегистрированного товарного знака или сходного с ним до смешения обозначения на товарах, упаковках, документах. Однако эти права имеют ограничения:

‒ Срок, после которого знак может быть зарегистрирован другим лицом;

‒ Регистрация имеет силу только в стране регистрации;

‒ Касается только тех товаров, которые были заявлены при подаче заявки.

Этими ограничениями уже пользуются в России. Распространена регистрация фирмами известных, но не зарегистрированных в России зарубежных марок, с последующим заказом производства товаров под этой маркой на российских предприятиях. Работа с нарушениями исключительных прав при ввозе товаров в РФ проводится таможенными органами.

На сегодня правовая ответственность за ввоз, производство и продажу фальсифицированной продукции предусмотрена КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ.

В правовом смысле к фальсификации относят (Приложение 4):

‒ Нарушение авторских прав;

‒ Незаконное использование и присвоение товарного знака;

‒ Обман потребителей;

‒ Мошенничество.

Под нарушением авторских прав понимают незаконное использование произведений или фонограмм, если они являются контрафактными. Статья не распространяется на производство и имеет ограниченное применение.

Товарный знак, знак обслуживания – средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг. Под незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания, зарегистрированных в установленном порядке, понимается использование без согласия правообладателя этого знака или сходного с ним для однородных товаров. Такие товары относят к контрафактным. Административная ответственность влечет наложение штрафа с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Уголовная ответственность наступает при неоднократном использовании товарного знака или если его использование причинило крупный ущерб [1].

Обман потребителей - обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, количества товара или иной обман организациями и предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров. Если это действие произведено лицом, не зарегистрированным в качестве предпринимателя, оно квалифицируется как мошенничество. Уголовная ответственность предусмотрена, если обман или мошенничество совершены в значительном или крупном размерах.

Таким образом, фальсификация является следствием трех разновидностей действий: нарушения прав интеллектуальной собственности, промышленной собственности и обмана. Нарушение прав собственности относится к контрафакции, товары называют контрафактными. Другие виды обмана определяются как подделка, а продукция – поддельная. Следовательно, экспертиза подлинности будет выявлять фальсификацию в формах контрафакции и/или подделки (Схема 3).

Схема 3. Формы фальсификации продукции

 

 


                                                      действие 

 

                                               форма фальсификации

 

                                                  продукция

 

                                                          экспертиза

 

Кроме разной правовой базы эти формы фальсификации различаются по направленности причинения ущерба. При контрафакции предприятие-фальсификатор наносит ущерб производителю подлинной продукции, торговым фирмам, через которые идет товарооборот, потребителю и государству (Приложение 5). В случае подделки ущерб наносится меньшему числу организаций, но потребитель также остается обманутым. Иногда торговые фирмы бывают в сговоре с изготовителем фальсифицированного товара, и сами могут начать производство таких товаров. Тогда обманутыми будут только потребители и государство. Таким образом, фальсификация – это незаконная обманная деятельность, наносящая ущерб, прежде всего производителю подлинной продукции и потребителю, который оказывается введенным в заблуждение, рискует имуществом и здоровьем, а также государству, причиняя ему не только экономический, но и политический вред [4].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...