II .Анализ деятельности по выявлению фальсифицированных шоколадных изделий, реализуемых в торговой сети СПО «Усть-Пристанское»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
После окончания гражданской войны по всей России в новых социально-экономических условиях начинает развиваться кооперативная торговля. Создаются потребительские кооперации и в Усть-Чарышской Пристани. В 1924г. при образовании Усть-Пристанского района в нем создается районный потребительский союз. Райпотребсоюз исполняет функции общего руководства потребительскими обществами, сельпо сел района, входит в состав крайпотребсоюза. В 1930г. Райпотребсоюз и сельпо начинают постройку торговых, складских помещений, контор, жилых домов для работников. Ведется заготовка пушнины, рыбы, пера, птицы, мяса, молока, меда, ягод и т.д. В настоящее время райпотребсоюз объединяет 5 сельпо: Вяткинское, Брусенцевское, Нижне-Гусихинское, Красноярское, Усть-Пристанское. За период с 1990 по 2005гг. для Усть-Пристанского СПО были построены новые торговые помещения, склады, магазины. Магазины построены по типовым нормам, оснащены современным оборудованием. Построены оптовые склады, холодильник, двухэтажный универмаг, продовольственные магазины №4, №6, «Сельхозпродукты», «Огонек»; столовые для СПТУ-12, «Заготзерно», школ. Построен пивной бар, ресторан, кондитерский цех. Все мероприятия, проводимые в районе, обслуживаются этими предприятиями. Ресторан реализует шашлыки, пельмени, блины и другие продукты, производимые в местных столовых и цехах. Построенное в 90-е годы при сельпо здание хлебокомбината в 2002г. было оснащено новейшим производственным оборудованием, установлены новые тестомесильные машины и конвейерные ротационные печи, прошла реконструкция цехов, что позволило увеличить объем выпускаемой продукции до 3 тонн в сутки, расширить ассортимент и повысить ее качество. Кондитерский цех при сельпо выпускает широкий ассортимент кондитерских изделий, выпечки. Планируется открытие кондитерского цеха по выработке кремовых изделий. При хлебокомбинате действует цех мясных полуфабрикатов, вырабатывающий полуфабрикаты замороженные в тесте, мясные натуральные и мясные рубленые. В рыбном цехе вырабатывается соленая и копченая сельдь, изготавливаются пресервы. Реализуются хлебобулочные, кондитерские изделия, полуфабрикаты в магазинах Усть-Пристанского СПО.
Ежегодно хлебокомбинат принимает участие в крупнейшей агропромышленной выставке Сибири «Алтайская нива». На ней представляется вся выпускаемая хлебокомбинатом продукция, а также разрабатываемые эксклюзивные изделия. В настоящее время председателем СПО Усть-Пристани является О.Д.Морозова. Общий штат сотрудников составляет 178 человек, из них с высшим образованием 14, среднеспециальным – 84, окончивших кооперативные училища – 12. Структура штата по должностям: экономистов – 5; товароведов – 6; бухгалтеров – 11; продавцов – 18; поваров – 15; технологов – 2; кондитеров – 3; завторгов – 8; завскладом – 1; экспедиторов по готовой продукции – 1; заготовителей – 3; рабочих – 6. Магазины оборудованы холодильными камерами, застекленными витринами, электронными весами высокого класса точности. Санитарно-гигиеническое состояние торговых, складских и подсобных помещений поддерживается в соответствии с требованиями нормативных документов для предприятий торговли, работники проходят инструктаж по соблюдению санитарных правил и обслуживанию оборудования, помещений. Ассортимент магазинов включает продовольственные и непродовольственные товары, закупаемые на оптовых рынках или вырабатываемые местными предприятиями. Активно ведется закупка мяса, рыбы, грибов и ягод у населения для последующей переработки и реализации.
В планах СПО – открыть магазин самообслуживания, приобрести оборудование в колбасный цех для выпуска деликатесной продукции, открыть магазин-модуль. Важной стратегией такого развития является направление средств на приобретение высокотехнологичного оборудования. В условиях формирования рыночной экономики и появления большого количества организаций частной торговли главным принципом работы сети магазинов Усть-Пристанского СПО является формирование и поддержание конкурентоспособности предприятия, сохранение стабильного числа покупателей. Поэтому большое внимание уделяется качеству реализуемой продукции, ее стоимости и условиям ведения торговли. Являясь государственной организацией, сельпо предоставляет населению разнообразные товары социального назначения. Важным конкурентным преимуществом сети магазинов Усть-Пристанского сельпо является наличие в постоянной продаже полуфабрикатов, хлебобулочных и кондитерских изделий (тортов, пирожных, рулетов и т.п.), производимых местными цехом и комбинатом. Данная продукция благодаря высоким вкусовым качествам и доступной цене пользуется устойчивым спросом у населения. В целях дальнейшего повышения конкурентоспособности планируется провести капитальный ремонт и оформить помещения в соответствии с современными требованиями к торговым залам, установить новые стеллажи и витрины, а также совершенствовать контроль качества товаров при приемке, его поддержание при хранении, реализации и повышать качество обслуживания покупателей.
2.2. Обнаружение фальсифицированных шоколадных изделий, реализуемых СПО «Усть-Пристанское»
Для выявления фальсифицированных шоколадных изделий была проведена экспертиза качества шоколада десертного без добавлений, представленного в розничной продаже торговой сети СПО «Усть-Пристанское». В магазине №4, ул.1 Мая, д.47 на момент исследований в реализации была продукция трех производителей: ОАО «Кондитерское объединение "Россия"», г. Самара; ОАО «Кондитерское объединение "СладКо», г. Ульяновск; ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», г. Москва. Закупка шоколада производилась ежемесячно в течение трех месяцев: 10.09.2008;10.10.2008; 10.11.2008.
Качество изделий анализировалось с соблюдением всех этапов его изучения: органолептической оценки, лабораторных испытаний и идентификации маркировочных данных. Определяемые показатели подвергались сравнению с требованиями ГОСТ 6534 – 89 «Шоколад. Общие технические условия». Установили, что из трех образцов шоколада десертного без добавлений завернутого в плитках массой 100г. два (ОАО «Кондитерское объединение "СладКо"», г. Ульяновск, ОАО «Кондитерское объединение "Россия"», г. Самара) выработаны по ТУ 9125 – 011 – 43902960 – 02, ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», г. Москва – по ТУ 9125 – 003 – 00340658 – 05. Органолептическая оценка качества образцов проводилась при t 19ºC. Ее осуществляли в соответствии с ГОСТ 6534 – 89. Результаты экспертизы представлены в таблице 5. Таблица 5. Результаты органолептической экспертизы образцов
Плитки образцов шоколада ОАО «Кондитерское объединение "Россия"» и ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» имели привлекательный внешний вид, четкий рисунок и приятный темно-коричневый цвет. Шоколад производства ОАО «Кондитерское объединение "СладКо"» уступал предыдущим образцам по всем показателям внешнего вида. Кроме того, наблюдались недопустимые для реализуемого шоколада дефекты – следы жирового поседения и посторонний привкус. В целом шоколад данного производителя выглядел менее эстетично, создавал впечатление лежалого продукта. При разламывании плиток выявились следующие характеристики образцов: сколы первых двух образцов неровные, крошащиеся, обнаруживают шероховатую поверхность с крупными частицами. Плитка образца ОАО «Кондитерское объединение "Россия"» ломалась с глухим звуком. Кроме того, при дегустации этого образца возникало ощущение прилипания к зубам, консистенция шоколада недостаточно твердая для продукта данного вида. Шоколад ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» обладал самым приятным вкусом, плавился во рту, не оставляя привкуса салистости. Внешний вид, форма и консистенция соответствовали всем требованиям ГОСТ. Шоколад характеризовался твердостью консистенции и ломкостью, свойственной продукту высшего качества. Причинами низких органолептических показателей качества образцов может являться несоблюдение рецептурных соотношений, использование сырья с несоответствующими характеристиками по качеству, несоблюдение условий хранения готового продукта (для шоколада с поседением). Можно предположить наличие в составе шоколада ОАО «Кондитерское объединение "Россия"» ингредиентов, используемых при производстве искусственного шоколада, поскольку образец обладает специфическими свойствами, характерными для изделия с добавленным в его состав гидрожиром или другим маслоподобным веществом, заменяющим какао-масло. На втором этапе экспертизы определялись физико-химические показатели образцов, нормируемые ГОСТ. Полученные данные по массовым долям общего сахара, жира, белка и клетчатки сопоставлялись с идентификационными показателями для десертного шоколада. Сравнительный анализ соответствия действительных показателей образца регламентированным по ГОСТ и идентификационным показателям приведен в таблицах 6 и 7.
Таблица 6. Результаты определения физико-химических показателей образцов десертного шоколада
Таблица 7. Результаты лабораторных анализов по определению количественных показателей основных компонентов образцов
Таким образом, было выявлено несоответствие физико-химических характеристик шоколада, произведенного ОАО «Кондитерское объединение "СладКо"» основным показателям, присущим десертному шоколаду. Более низкая степень измельчения шоколадной массы, повышенное содержание сахара, меньшее количество жира, белка и клетчатки характерны для обыкновенной шоколадной массы. Кроме того, в составе шоколадных плиток ОАО «Кондитерское объединение "Россия"» обнаружены превышенные дозировки воды и белковых веществ, что свидетельствует о нарушении рецептурных соотношений, приведших к ухудшению качественных показателей продукта, формированию недостаточно твердой консистенции, липкости массы и осветлению поверхности шоколада. Физико-химические показатели третьего образца соответствовали как требованиям ГОСТ, так и идентификационным характеристикам десертного шоколада. Незначительные отклонения полученных результатов могут быть отнесены к погрешностям измерительных приборов или совершенствованию рецептуры изготовителем для выработки продукта с более высокими вкусовыми качествами и физическими свойствами. Экспертиза не выявила отклонений по показателям безопасности ни у одного образца, остаточное количество пестицидов и содержание афлотоксинов не превышает допустимых по ГОСТ норм.
Третьим этапом экспертизы образцов шоколада было изучение маркировочных данных на упаковке. Все образцы содержали сведения о массе нетто продукта: 100г. Согласно требованиям ГОСТ, допускаемые отклонения от массы нетто для каждого такого изделия не должны превышать минус 2%. При определении массы изделий поверенными средствами измерений были получены следующие результаты: Образцы ОАО «Кондитерское объединение "Россия"», ОАО «Кондитерское объединение "СладКо"» имели массу с отклонениями в пределах, допустимых по ГОСТ. Третий образец характеризовался наибольшим отклонением по массе, превышающим допустимые границы. Таким образом, у шоколада, соответствующего требованиям ГОСТ по всем органолептическим и физико-химическим показателям, обнаружен недовес. Все отобранные образцы шоколада содержали информацию о нормативной документации, по которой они были произведены и могли быть идентифицированы. Также на упаковках были обнаружены изображения товарных знаков, принадлежащих фирмам-правообладателям знаков; наименования предприятий-изготовителей с указанием их фактического местонахождения. Изделия производства ОАО «Кондитерское объединение "Россия"», ОАО «Кондитерское объединение "СладКо"» были сопровождены наименованием: шоколад десертный без добавлений; этикетка шоколада ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» характеризовала образец как «шоколад десертный горький». Информация о составе основных компонентов, массе нетто и сроке годности содержалась на упаковках всех образцов шоколада. Кроме того, присутствовали сведения о дате выработки, а также сроке и условиях хранения данных продуктов. Шоколад ОАО «Кондитерское объединение "Россия"» содержал информацию о дате истечения срока годности. У всех изделий присутствовали данные о пищевой (белки, жиры и углеводы) и энергетической ценности 100г продукта. Итак, проведенные исследования показали, что все изученные образцы шоколада имели признаки фальсификации. Например, выявленный состав образца, произведенного на ОАО «Кондитерское объединение "СладКо"», свидетельствовал о подмене десертного шоколада обыкновенным. Органолептические показатели не соответствовали требованиям ГОСТ, поэтому реализация данного дефектного товара должна была производиться по цене, сниженной в соответствии с реальным качеством продукта. С учетом неверного указания на упаковке сведений о виде шоколада, его химическом составе, а также факта продажи дефектного товара по цене качественного, сделан вывод о наличии ассортиментной, информационной и стоимостной фальсификациях данного продукта. Изделие производства ОАО «Кондитерское объединение "Россия"» обладало признаками качественной фальсификации (поскольку было выявлено наличие повышенного количества несвойственных рецептуре десертного шоколада белковых продуктов, воды; введение в состав продукта заменителя какао-масла). Так как введение чужеродных добавок и повышенное содержание воды не отражены в составе, налицо факт информационной фальсификации. Экспертиза третьего образца выявила отклонение массы нетто плиток, превышающее допустимые по ГОСТ нормы, свидетельствующее о количественном обмане, осуществленном производителем в целом качественной продукции. Из представленных на основании экспертизы заключений можно сделать вывод о реализации торговой сетью СПО «Усть-Пристанское» фальсифицированных шоколадных изделий. Причем, действия по обману потребителей осуществлены как производителями данной продукции, так и вследствие отсутствия должного контроля качества поступающих изделий со стороны торговой организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|