Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути урегулирования этнополитических конфликтов.




Проблемы межнациональных конфликтов не поддаются решению на прецедентной основе. Но, с другой стороны, можно выделить несколько направлений усилий, которые необходимо предпринять для их предотвращения.

Первое и самое главное: определение и признание четких критериев применения силы на основе международного права. Военная сила в вопросах межэтнических кризисов никоим образом не должна использоваться для достижения политических или экономических интересов определенных лиц, структур, какими бы гуманными целями они ни мотивировались. В свое время американский президент Ф. Рузвельт сказал: ”Ни одно из прав и свобод личности ничего не стоит, если при этом нарушается право личности на жизнь”. Очевидно, в этом заключается смысл системы безопасности, будь то на региональном или глобальном уровне.

       Именно политическим методам урегулирования конфликтов принадлежит приоритет в деятельности по достижению региональной и глобальной безопасности. Поэтому борьба с проявлением этносепаратизма должна быть провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Война – это “последний довод королей”, и, вследствие этого, она должна начинаться только тогда, когда все иные средства урегулирования этноконфликта исчерпаны и безрезультатны. Поэтому ее использование должно быть легитимно и оправдано наличием потенциальных и реальных угроз.

       Одним из важных направлений является также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками этноконфликтов. Средства на это должны выделяться развитыми странами, ибо они в не меньшей степени заинтересованы в безопасности около своих границ и не только.

       И последнее: необходимо активизировать и углублять глобальное и, особенно, региональное сотрудничество между государствами, чтобы объединить усилия по борьбе с этносепаратизмом. Это сотрудничество может включать в себя как создание международной правовой базы, так и формирование региональных антитеррористических центров с привлечением вооруженных сил. Главное, страны мира должны делать это сообща, ибо только вместе можно добиться каких-либо ощутимых результатов и поставить, наконец, точку в проблеме межнациональных конфликтов.


Заключение.

В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.

По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития[19]. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия (проблема Ольстера в Великобритании). Межнациональные конфликты - это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Последние нередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы - как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как идейная борьба, политическая борьба и т. д. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и "коренным" населением, весьма типичен.

Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения. Так, социолог структурно-функционального направления Льюис Козер пишет: "Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству"[20]. Другой немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что и конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения.

Все же межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн. человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн. человек. Такие массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенно изменяют возрастнополовой состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети, и именно эти, наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину. Так, во время конфликта в Приднестровье среди прибывших в правобережную часть Молдавии 56,2% детей и 35,2% женщин. 7% беженцев оставили на месте прежнего проживания супруга, а 6% - детей[21]. Такое положение отнюдь не способствует улучшению демографической ситуации. Кроме того, к последствиям конфликтов можно отнести безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.


Список использованной литературы.

1)  «Косово – «уникальный» конфликт интересов» - Шевчук Владимир (http://legalportal.ru/publ/21-1-0-100)

2)  «Косово. История многострадального края» (http://www.newsru.com/background/30mar2006/kosmet.html)

3) «Независимости Косова пророчат печальный исход» (http://www.utro.ru/articles/2008/02/20/717927.shtml)

4) «Синдром Косово» - Сильвен Паскъе, “L’Expresse”, Франция (http://www.newsgeorgia.ru/analytics/20080404/42201173.html)

5) Dahrendorf, Ralf. Der moderne soziale Konflikt, 1992.

6) Giddens A. The Constitution of society. Cambridge, 1989. P. 198-199.

7) Gurr T. Why do minorities rebel? // Federalism against Ethnicity? / Ed. By G. Bachler. Zurich, 1997. P. 10.

8) Jenkins C. Resource Mobilization: Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology, 1983. Vol. 9. P. 532.

9) Lipshutz R. D. Seeking a State of One’s Own… P. 44.

10) Tarrow S. Struggle, Politics and Reform: Collective Action, Social Movements and Cycles of Protest // Cornell University Western Sociology. 1989. Vol. 21

11) Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.

12) Амелин. В.В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // Теоретический журнал CREDO. – 1998. №1.

13) Арутюнян Ю.В.,. Дробижева Я.М Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.

14) Губогло Н. М. Языки этнической мобилизации.

15) Заяц Д. Современные очаги сепаратизма // География – 1999. №48

16) Крылов А. Б. Сепаратизм: истоки и тенденции развития. – М.: Знание, 1990.

17) Кустарев А. Прыжок к согласию  // Новое время – 1999. №49.

18) Льюис Козер. Функции социального конфликта. – М.: «Идея-Пресс». 2000.

19) Медведев Н. П. Политическая регионалистика. – М.: Альфа-М, 2005.

20) Морозов Ю., Лутовинов В. Этносепаратизм – угроза национальной, региональной и глобальной безопасности  // ОБЖ – 1999. №12.

21) Мукомель В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. – 1999. № 6. C. 66-71

22) Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль, 2003. № 3.


Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...