Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ: какие особенности мифологического мировосприятия обнаруживаются в произведениях Миядзаки? (метод анализа - с опорой на концепцию мифа М. Элиаде)

  У Элиаде миф – форма опыта сознания, переживания и понимания мира, он описывает   как мифологическое сознание воспринимает мир. В результате обнаруживается, что принципиальные черты мифологического сознания реализуются не только в архаических повествованиях, но и в формах сознания, бытующих до настоящего времени – в ритуалах, снах, состояниях изменённого сознания (гипнотический или мистический транс, медитация), в актах творчества.

 При просмотре фильмов обратите внимание, как Миядзаки воссоздаёт в произведении мифологическую картину мира и мифо-ритуалистическую модель инициации (посвящения героя в духовный опыт): через символические образы, соответствующие сюжетные мотивы, художественные пространство и время, композиционные приёмы, вставные фольклорно-мифологические эпизоды.

Любое произведение искусства, в том числе фильмы Х. Миядзаки,  в контексте выявления мифологического содержания и структур можно анализировать в двух аспектах:

1)система архетипических образов и мотивов

2) структура сюжета (на основе анализа волшебной сказки)

Для анализа вам потребуются знания того, что такое архетип и какие основные структурно-сюжетные особенности характеризуют вышедшую из мифа волшебную сказку

1. АРХЕТИПЫ (К. -Г.Юнг): ДВОЙСТВЕННЫЕ ПРАОБРАЗЫ  

 В человеческом бессознательном К. Г. Юнг находил систему общих установок и типичных реакций, своеобразных врожденных программ, универсальных идей и образцов, «первообразов», которые определяют не только элементарные поведенческие реакции, но и восприятие, мышление, переживания индивида. К. Г. Юнг назвал эти типичные структуры архетипами (от греч. «архе» – «начало», «типос» – «образ»). В чистом виде архетипы не входят в сознание. Обработанные, соединившиеся с каким-либо представлением, они принимают в сознании форму «архетипических образов», которые всегда сопровождают человека и являются источником мифологии, религии, искусства.

 Как отмечал сам Юнг, архетипические образы чрезвычайно действенны именно потому, что «пробуждают в нас голос более громкий, нежели наш собственный»

Архетипы – «первичные образы», значимые для всех людей, бессознательные фигуры, общие для всех культур и актуализированные в снах, мифах и художественном творчестве.

Например, у каждого человека есть мать. Образ матери представлен в некоторых культурах как богиня земли, сильная, питающая. В других – как «Мадонна». В третьих это «Мать-природа», в четвертых – воплощение любви и полового влечения или символ плодородия. Ее называют тысячью разных имен, представляют в тысячах разных образов, но за всеми этими представлениями стоит одна общая идея – архетип матери.

Юнг выделил шесть основных архетипов.

 «младенец» образ младенца, выходящего из моря или пещеры (материнского лона), символизирует прошлое человечества (начало, рождение, детство, юность) и его будущее. Архетип младенца, как и все остальные архетипы, имеет двойственную (амбивалентную) смысловую нагрузку: содержат в себе, условно говоря, и позитивное, и негативное значение.

«Дева» Архетип девы, рождающейся из пены или живущей в лесу, атрибутом которой часто является зерно (колос, початок кукурузы), выражает идею истока, ростка, почки и одновременно конца, смерти (через мотив посева – захоронения зерна в земле). Следовательно, архетип девы делает наглядным единство жизни и смерти.

«Мать» Рождающее и опекающее начало символизирует архетип матери

 «Тень (двойник)» Тень воплощается в образах двойников и трикстерных персонажей, которые символизируют низшие черты человеческого характера, его бессознательную, тёмную, инстинктивную сущность

 «Мудрый старец» Образ мудрого старца (мудрой старухи) отсылает нас к высшей, духовной сущности человеческой личности

«Анимус (анима)» синтез бессознательного, тёмного и светлого, инстинктивного и духовного, иначе говоря – жизнь в её целостности, передаётся архетипами анимуса и анимы – образами противоположного пола, загадочными и неприступными. Архетипы Анима и Анимус учёный связал с двойственностью природы человека, содержащей и мужское, и женское начала: анимус выражает совокупность мужских черт, безотчетно присутствующих в сознании женщины, из которых складывается некий идеальный образ мужчины; анима, напротив, являет образ идеальной женщины, живущей в глубине мужской психики.

В других работах К. Г. Юнг обращается также к архетипам отца, троицы, антропоса (первочеловека), солнца, героя, бога, смерти. Кроме того, в статье «Возрождение» К. Г. Юнг на материале мифов и ритуалов подробно рассмотрел типичный ряд символов, которые иллюстрируют процесс трансформации человеческой личности – в различных проявлениях, таких как переселение души, перевоплощение, воскрешение, возрождение, инициация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...