Мифологический (волшебный) сюжет
Попытку описать типичный сюжет восходящих к мифу волшебных сказок предпринял в ХХ в. В. Я. Пропп в работах «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Элементы этого сюжета во многом оказались сходны с мотивами героического (инициационного) мифа, выделенными Дж. Кэмпбеллом в «Тысячеликом герое». Данный факт вполне объясним тем, что, как доказывает В. Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки», сказка происходит из мифа. Среди развившихся из мифа сказочных сюжетных мотивов, которые обнаружены В. Я. Проппом в сказках народов мира, в том числе в славянских сказках, следует назвать такие мотивы, как отлучка из родного дома, переправа через поток, служащий границей между своим и чужим миром, встреча с волшебным помощником, путешествие по тёмному лесу (символ опасности на грани смерти, всегда сопутствующий инициации), приют в лесной избушке, воцарение ложного героя, брак (свадьба), разоблачение ложного героя и воцарение истинного героя, бегство из чужого мира и возвращение домой. Обосновывая точку зрения на сказку как на «сниженный» миф, В. Я. Пропп раскрывает также ритуальную праоснову сказки, доставшуюся этому жанру от мифа. В частности, ритуальные корни сказки В. Я. Пропп видит в мотивах воцарения и борьбы истинного и ложного героя, являющихся отзвуками описанного ранее Дж. Фрэзером ритуала посвящения в жрецы (цари леса). Кроме того, мотивы, связанные с описанием лесной избушки, её обитателей и всего, происходящего в ней, В. Я. Пропп связывает с древним обрядом посвящения (инициации) юношей в «лесном доме». Например, возможность асоциальных действий обитателей «лесного дома» указывает на временное «выключение» посвящаемых из обычной жизни социума, одежда из шкур животных и перьев является тотемистским пережитком (намекает на тотемные представления о животных и птицах-прародителях людей, которые в качестве духов принимают участие в посвящении), необходимость сохранения в тайне от непосвящённых происходящего в «лесном доме» также свидетельствует об опосредованном (через миф) генезисе сказки из ритуала.
Происхождение сказки связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа, свадебными ритуалами и ритуалами передачи власти от старого царя молодому. В начале сказки герой не имеет тех магических (необыкновенных) сил, которые ему нужны, чтобы выполнить невыполнимое задание. Эти силы приобретаются героем в результате инициации. Сюжет волшебных сказок строится на основе инициального ритуала: в определенном возрасте мальчики из племени охотников должны были пройти сложный ритуал посвящения в охотники. Это нужно было, чтобы будущий охотник приобрел помощника в лице духа кого-нибудь из предков, оружие, выучил нужные магические заклинания. Именно поэтому в сказке герой должен покинуть дом. Сакральные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту. • Конечная цель путешествия -независимо от причины, по которой герой отправился этой дорогой, находится очень далеко, в «другом», «ином» царстве. • «Это царство может лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали». • Расстояние преодолевается различными способами: герой может лететь по воздуху, ехать по земле или воде, его может вести клубочек. • В обряде инициации подростки отрывались от привычного дома, племени, и их уводили очень далеко • Сказка не располагает никакими топографическими (географическими)сведениями, но, безусловно одно – дорога, по которой высшие силы ведут человека, ведет в потусторонний мир, то есть в мир предков, в царство смерти, где все не так, как на земле.
• В русских волшебных сказках граница между «здешним» миром и «потусторонним» (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) – охраняема. Страж границы (например, это может быть, и чаще всего бывает, Баба Яга) охраняет вход в потусторонний мир. Когда Василиса Прекрасная подходит к границе между мирами, перед ней появляется «забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Все это знаки мира смерти. • Уход из дома в мир «временной смерти» позволял герою, подобно египетскому Осирису, возродиться к новой жизни после пребывания в мире временной смерти. Пребывая в чреве чудовища, в доме Яги, в трех царствах, под землей или на небе, герой демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические силы, власть над стихиями, добывает людям чудесные предметы, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни. Обряд был опасным, включал в себя серьезные испытания, часто связанные со страхом и болью. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте • В сказке в результате предварительного испытания (проверка свойств героя, знания им правил поведения, его доброты) герой получает от «дарителя» и дорогие подарки. Так в обряде юноши приобретали знания о том, как вызывать дух предка и просить его о помощи в охоте. Так выстраивается сюжет волшебной сказки. Уход инициируемого из привычного для него мира. Нахождение в экстремальной обстановке, “смерть в той или иной форме”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|