Раздел 2. Культура древнего мира
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального Образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра истории и теории культуры
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ («Древность – Средние Века – Возрождение») Учебно-методический комплекс Для бакалавриата по направлению Культурология Москва 2011
История мировой культуры («Древность – Средние Века – Возрождение»)
Учебно-методический комплекс
Составители Проф. В.Г. Безрогов, доц. Е.И. Нестерова, кафедра истории и теории культуры
Утверждено на заседании кафедры истории и теории культуры протокол № 8 от 20.04.2011 г.
Цели и задачи дисциплины Предмет – история мировой культуры с древнейших времен до эпохи Возрождения. Цель курса - представить в целостном виде историю мировой культуры, определить содержание ее качественных преобразований в процессе становления и модернизации общественных структур, показать специфику взаимодействия культур, рассмотреть многообразие культурных форм. Задачи курса - на основе историко-типологического подхода содействовать формированию у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных систем коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «История мировой культуры» входит в базовую часть профессионального цикла. Курс предполагает изучение студентами проблематики мирового культурно-исторического процесса и содержит разделы и темы по истории культуры Древнего мира, Средних веков, Возрождения. Он органично связан с проблематикой курсов «История мировых цивилизаций, древний мир и средние века», «Философия культуры», «История религий», «История искусств», «История литературы», «История повседневности», а также с курсом «История культуры России (древность, средние века)».
Требования к уровню освоения содержания курса.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: · - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать 1. содержание ключевых понятий курса; 2. характерные черты и особенности изучаемых культур; 3. основные элементы мифологической, теоцентрической, научной картин мира; 4. основные тенденции развития культуры в древности, Средневековье, Новое и Новейшее время. Уметь 5. логично представлять освоенное знание, 6. анализировать базовые тексты, 7. знать их проблематику, 8. знать исторический контекст создания; 9. применять полученные теоретические знания к анализу историко-культурного материала;
владеть: 10. понятийным аппаратом дисциплины; 11. современными методами изучения культуры; 12. навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных культурных явлений и процессов; 13. техниками анализа текстов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины Содержание разделов и тем дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. Тема 1. Предмет курса и подходы к его изучению. Предмет, задачи и особенности курса. Подходы к определению понятия «культура». Исследовательские подходы и проблематика истории мировой культуры в современном социально-гуманитарном знании. Характеристика содержания базовых понятий, применяемых для изучения истории культуры. Проблемы периодизации истории культуры. Смена типов мышления в истории культуры. Проблема одновременного сосуществования разных культурных парадигм. Обзор источников по истории мировой культуры: специфика и особенности анализа.
РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА Тема 2. Первобытная культура. Проблемы антропогенеза и культурогенеза в современной науке. Понятие первобытного типа культуры как исторически первого типа традиционной культуры. Характеристика «зон культурного поведения» в палеолите, культура мезолита и неолита. Неолитическая революция и ее последствия. Первобытные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм. Особенности архаического мышления. Бинарные оппозиции (К. Леви-Строс). Пра-логическое мышление, роль коллективных представлений (Л. Леви-Брюль). Магия и магическое мировосприятие. Миф в архаической культуре. Классификация мифов. Понятие «архетип» (К.Г. Юнг). Архаические символы сотворения мира. Архаическая картина мира: представление о природе, времени, пространстве, жизни, смерти, человеке. Представления о «неоднородности» пространства и времени. Сакральное и профанное время. Календарь. Важнейшие обряды и ритуалы. Функции ритуала в обществе (по Э. Дюркгейму). Внеличностный характер архаических культур. Роль памяти в архаической культуре. Волшебная сказка как объяснительный миф к обряду инициации (В.Я. Пропп). Личностно-именной тип культуры (М.К. Петров).
Тема 3. Культура древнего Востока. Содержание понятия Древний Восток и древневосточные культуры. Ирригационное земледелие как основа хозяйства и предпосылка консолидации. Способы формирования коллективной идентичности. Роль изобретения письменности в становлении культур эпохи Древнего Мира. Общее и особенное в материальной культуре региона. Потребности материальной культуры и развитие естественно-научных знаний. Культура древней Месопотамии. Хронологические и географические границы. Периодизация истории и культур региона. Способы фиксации и хранения информации. Теория учетных фишек. Возникновение письменности, условия и значение. Шумерская мифология, ее рецепция и трансформация в Аккаде, Ассирии и Вавилоне. Космогония и мифы творения. Представление о мире и месте в нем человека, смысле человеческой жизни. Представления о личном боге. Дворец, храм, город. Литература и искусство древней Месопотамии.
Периодизация культуры Древнего Египта. Формирование мифологии. Основные космогонические мифы и космологические представления. Боги Древнего Египта и современные способы их описания: зоолатрия, териоморфность и генотеизм. Земледельческие культы. Представление о загробном мире и воздаянии. Значение заупокойного культа. Религиозное искусство: строительство пирамид и храмов.Формирование изобразительного канона. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых». Мумификация и развитие скульптуры. Культ фараона, его роль в древнеегипетском обществе. Религиозные праздники. Культурные функции жречества. Реформы Эхнатона и их значение. Развитие письма и литературы. Культура Древней Индии. Периодизация и географические границы. Хараппская цивилизация. Ее материальная жизнь и культурные контакты, проблема протоиндийской письменности. Индоевропейцы и арийская проблема. Система каст и варн: характер и причины жесткой иерархизации социальных групп. Источники культуры Индии ведической эпохи. Брахманизм: культура ритуала. Древнеиндийские боги: попытки их типологии и систематизации. Эволюция культа и понятие жертвы. Структура и назначение ведических текстов.Представления о мире в ведах и упанишадах. Модель четырех стадий человеческой жизни и тройного долга человека. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни: история и легенды. Возникновение буддизма: новая концепция человека и смысла человеческого бытия. «Четыре благородные истины» и «восьмеричный путь». Особенности аскетизма в брахманизме и буддизме. Буддийские храмы и монастыри. Характеристика канонических буддийских текстов. Понятия «кармы», «сансары», «авидьи», «нирваны», «дхармы». Махаяна и хинаяна, будды и бодхисатвы. Боги индуизма. Генетическая связь брахманизма и индуизма. Индуизм как образ жизни. Религиозное искусство. Особенности и достижения научного знания Древней Индии. Культура Древней Палестины. История еврейского народа как основа формирования культуры. Израиль и Иудея. Историзм Библии. Строительство Соломонова храма. Падение и возрождение Иерусалима, символический характер разрушения храма. Структура Ветхого Завета. Союз Бога с избранным народом. Монотеизм. Представление об абсолюте. Образ Яхве. Концепция творения мира. Линейное время, историчность сознания, напряженность и трагичность мироощущения, избранничество, обетование, прогресс, пророчество и мессианизм. Понятие закона. Достоинство личности в Ветхом Завете. Пророческий дух и Божественная мудрость.
Т ема 4. Культура Античности Понятие «античная культура»: его появление и эволюция. Общее и особенное в культурах, образующих античный культурный комплекс. Проблемы культурного единства и многообразия, преемственности и «культурных следов». Роль культурной и исторической памяти в реконструкции античности как феномена культуры. Проблема преемственности в греческой мифологии и современные интерпретации проблемы. Критская цивилизация: ее истоки и периодизация. Источники по минойской культуре. Материальная культура Крита. Особенности местоположения и культурные контакты. Реконструкция верований и культов, их отражение в критском искусстве. Микенская культура: этническая база и проблема рецепции критского наследия. Троянская война и ее отражение в исторической памяти последующих культур. Периодизация культуры Древней Греции. Значение гомеровского и архаического периодов. Складывание культуры полиса: локальные варианты (Афины, Спарта и др.). Особенности политической культуры греческих городов. Влияние окружающей среды и ресурсов на материальную и духовную жизнь полиса. Оформление мифологии (Гомер, Гесиод). Понятия космоса и хаоса. Выработка учения о человеке: понятия калокагатии и агонистики. Отражение эстетических идей в скульптуре. Появление системы воспитания, «пайдейя». Появление драмы и театра, их назначение. Трагедия как источник для реконструкции этико-философских оснований древнегреческой культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Появление философии, ее значение для осмысления мира. Расцвет греческой культуры и искусств в эпоху классики. Влияние греко-персидских и Пелопонесской войн на формирование греческой аксиологии. Особенности и достижения научного знания древних греков. Оценка эллинизма, хронологические и географические границы распространения эллинистической культуры. Роль Александра Македонского и его преемников для формирования культурных центров, распространения и сохранения культурного наследия древних греков. Изменение системы ценностей, ее отражение в философских и религиозных учениях: стоики, эпикурейцы, киники, скептики. Систематизация греческой культуры в словесности и научном дискурсе. Судьбы наследия греческой культуры. Периодизация, локализация культуры Древнего Рима и ее источники. Проблема собственных основ римской культуры и культурных заимствований. Синкретический характер римской культуры. Специфика римской мифологии. Римская аксиология и этика. Сенека. Цицерон. Политическая культура Рима. Роль наук и права. Риторика. «Золотой век» римской культуры. Религиозные и военные праздники, система воспитания. Урбанистические традиции, идея «вечного города». Культы предков и войны. Роль цирка в жизни римского общества. Культ императора, его роль, значение и отражение в искусстве. Возникновение христианства на фоне диалога ветхозаветной и эллинистической культур. Структура Нового Завета, основополагающие идеи. Возникновение монашества. Новая концепция истории человечества, его предназначения. Кризис античной культуры и его осмысление современниками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|