Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для семинарских занятий
ТЕМА 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: "РИГВЕДА" И «РАМАЯНА». Перечень проблем занятия: 1. Структура ведийской литературы. Ригведа: происхождение, характер, эволюция, назначение, культурные функции. 2. Древнеиндийская эпическая литература. Раманяна: происхождение, характер, эволюция, назначение, культурные функции. Принципы перевода. 3. Реконструкция пантеона богов (имя, облик, функции, характер, взаимоотношения между собой и с людьми). Человек и боги 4. Космогония вед и эпоса, мифологические представления о мире. 5. Понятие ритуала. Связь мифа и ритуала. Ритуализм как выражение единства человека и мира. 6. Представления о человеке. Идеал человека, система ценностей личности. Список источников: 1. Ригведа: Избранные гимны. - М., 1972. — 418 с. 2. Рамаяна: [Кн. 1-2] / [Рос. акад. наук]; изд. подгот. П.А. Гринцер. – М.: Ладомир: Наука, 2006. - 888 с. Дополнительный источник Упанишады / АН СССР. Институт народов Азии; Пер.с санскрита, иссл. и коммент. А.Я.Сыркина; Отв.ред. Т.Я.Елизаренкова. - 2-е изд.,доп. - М.: Восточная литература. РАН, 2000. - 782с. Список литературы: 1. Культура древней Индии. - М., 1975. 429 с. 2. Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1987. 272 с. 3. Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы: Ритуальный символизм. М., 1981. - 181 с. 4.Гринцер П. А. Махабхарата и Рамаяна, М., 1970. – 96 с. 5. Гринцер П. А.Древнеиндийский эпос: генезис и типология. М., 1974. - 424 с 6. Гринцер П. А. Устные и письменные версии «Сказания о Раме» // Эпос народов зарубежной Азии и Африки. М., 1996. – С. 65-99.
ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОМЕРА Перечень проблем занятия: 1. Личность Гомера. «Гомеровский вопрос» в истории культуры античности. 2. Структура «Одиссеи».
3. «Рождение» пантеона: боги архаической Греции. 4. Человек и судьба в древнегреческом эпосе 5. Реконструкция мира древнего грека (быт, хозяйство, религиозные представления, духовные ценности, взаимоотношения между людьми, между людьми и богами). Источник: Гомер.Илиада; Одиссея: пер. с древнегреч. / М.: Худож. лит., 1967. - 765 с., (любое издание) Литература: История Европы. М., 1988. Т.1. С. 156-173. Радциг СИ. История древнегреческой литературы. М., 1982. С.47-93. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. - 296 с. Мелетинский Е.М. Происхождение греческого эпоса. М., 1963. - 462с
ТЕМА 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПАЛЕСТИНЫ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Перечень проблем занятия: 1. Ветхий Завет: происхождение, характер, эволюция, назначение, культурные функции текста. Ветхий Завет как исторический источник 2. Возникновение монотеизма. Образ Яхве. 3. Ветхозаветная концепция творения мира. 4. Антропология Ветхого Завета. Мир Ветхого Завета. Источники: Ветхий Завет (любое издание) Литература: Библейские исследования. Сб.ст. Сост.Б.Шварц. М., 1997. -672 c. Урбах Э.Э. Мудрецы Талмуда. – Иерусалим: Алия, 1989. – 482 с. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. – М.: Политиздат, 1987. – 237 с. Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 288 с.
ТЕМА 4. КУЛЬТУРА РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА В «ИСПОВЕДИ» АВГУСТИНА. Перечень проблем занятия: 1. Августин и его время. История создания «Исповеди». 2. Поэтика «Исповеди». 3. Отношения Бога к человеку, человека к Богу. 4. Сущность человека и смысл его существования. 5. Время и вечность. Источники: Августин Аврелий. Исповедь. М., Директ-Медиа, 2002. - 509 c (и др.изд. в переводе М.Е.Сергеенко).
Литература: Баткин Л.М. "Не мечтайте о себе...": Культурно-исторический смысл "Исповеди" Августина. М., 1995. 80 с. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984. 264 с. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М. 1997.С.38-63.
Рикер П. Время и рассказ. Т.1. СПб., 1998. С.15 - 41. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979. С.51-66.
ТЕМА 5. ОПИСАНИЕ ГЕРМАНСКОГО МИРА В «БЕОВУЛЬФЕ» Перечень проблем занятия:
Источники: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С.27-180. Литература: Галинская И.Л. Контроверзы вокруг поэмы о Беовульфе // Новая литература по культурологии. Дайджест. М., 1995. С.192-203. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979. С.7-31. История западно-европейской литературы. Средние века и Возрождение. М., 1999. С.23-32. Мельникова, Е. А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. – М.: Мысль, 1987.- 203 с.
ТЕМА 6. НА ГРАНИ ЭПОХ: «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ. Перечень проблем: 1. Данте и его время. История создания «Божественной комедии» 2. Пространственная модель «Божественной комедии» Данте. 3. Семантика образов Данте. Этика и эстетика «Божественной комедии». 4. «Пограничность» «Божественной комедии» (сочетание средневековых и возрожденческих черт) Источник: Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1996. 644 с. Список литературы: Абрамсон М.Л. Данте. В преддверии Возрождения //Современная Европа глазами современников и историков. М., 1995. Ч.4. С.7-36. Баткин Л.М. Данте его время. Поэт и политика. М., 1965.198 с. Веселовский АН. Данте и символическая поэзия католичества //Вестник Европы. 1866. Т.4. С.152-209. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.С. 175 - 284. Лотман Ю.М. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте // Лотман ЮМ. Внутри мыслящих миров. Человек Текст. Семиосфера. История. М., 1999. С. 249-264. Хлодовский Р.И. Данте и Вергилий // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 154-159. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Разделы дисциплины и виды занятий
Лабораторный практикум Нет Примерная тематика курсовых проектов
28. Картина мира древнего грека («Одиссея» и «Илиада» Гомера). 29. Концепция истории у Геродота и Фукидида. 30. Образы животных в культурах древнего мира. 31. Сотворение мира в египетской, месопотамской и палестинской версиях. 32. Сенека: драма истории и личности. 33. Образ Христа в Новом Завете. 34. Образ Грааля в произведениях Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха. 35. Рыцарская куртуазная любовь и поэзия Петрарки. 36. Колдовство и демонология в средневековой европейской культуре. 37. Повседневная жизнь викингов (на материалах саг) 38. Мифы о потопе в культурах Древнего Востока 39. Возрождение папской резиденции в Риме как символ Ренессанса (фрески Рафаэля) 40. «Мудрый простец» в сочинениях Николая Кузанского и Вольфрама фон Эшенбаха («Простец о мудрости» и «Парцифаль»). 41. Слово, символ, образ в византийских житиях святых (Св. Евфимия или Св. Саввы) 42. Утопия и идеал в эпоху Возрождения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Дисциплина обеспечена специальной, научно-исследовательской и учебной литературой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|