Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для семинарских занятий




 

ТЕМА 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: "РИГВЕДА" И «РАМАЯНА».

Перечень проблем занятия:

1. Структура ведийской литературы. Ригведа: происхождение, характер, эволюция, назначение, культурные функции.

2. Древнеиндийская эпическая литература. Раманяна: происхождение, характер, эволюция, назначение, культурные функции. Принципы перевода.

3. Реконструкция пантеона богов (имя, облик, функции, характер, взаимоотношения между собой и с людьми). Человек и боги

4. Космогония вед и эпоса, мифологические представления о мире.

5. Понятие ритуала. Связь мифа и ритуала. Ритуализм как выражение единства человека и мира.

6. Представления о человеке. Идеал человека, система ценностей личности.

Список источников:

1. Ригведа: Избранные гимны. - М., 1972. — 418 с.

2. Рамаяна: [Кн. 1-2] / [Рос. акад. наук]; изд. подгот. П.А. Гринцер. – М.: Ладомир: Наука, 2006. - 888 с.

Дополнительный источник

Упанишады / АН СССР. Институт народов Азии; Пер.с санскрита, иссл. и коммент. А.Я.Сыркина; Отв.ред. Т.Я.Елизаренкова. - 2-е изд.,доп. - М.: Восточная литература. РАН, 2000. - 782с.

Список литературы:

1. Культура древней Индии. - М., 1975. 429 с.

2. Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1987. 272 с.

3. Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы: Ритуальный символизм. М., 1981. - 181 с.

4.Гринцер П. А. Махабхарата и Рамаяна, М., 1970. – 96 с.

5. Гринцер П. А.Древнеиндийский эпос: генезис и типология. М., 1974. - 424 с

6. Гринцер П. А. Устные и письменные версии «Сказания о Раме» // Эпос народов зарубежной Азии и Африки. М., 1996. – С. 65-99.

 

ТЕМА 2. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОМЕРА

Перечень проблем занятия:

1. Личность Гомера. «Гомеровский вопрос» в истории культуры античности.

2. Структура «Одиссеи».

3. «Рождение» пантеона: боги архаической Греции.

4. Человек и судьба в древнегреческом эпосе

5. Реконструкция мира древнего грека (быт, хозяйство, религиозные представления, духовные ценности, взаимоотношения между людьми, между людьми и богами).

Источник:

Гомер.Илиада; Одиссея: пер. с древнегреч. / М.: Худож. лит., 1967. - 765 с., (любое издание)

Литература:

История Европы. М., 1988. Т.1. С. 156-173.

Радциг СИ. История древнегреческой литературы. М., 1982. С.47-93.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. - 296 с.

Мелетинский Е.М. Происхождение греческого эпоса. М., 1963. - 462с

 

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПАЛЕСТИНЫ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Перечень проблем занятия:

1. Ветхий Завет: происхождение, характер, эволюция, назначение, культурные функции текста. Ветхий Завет как исторический источник

2. Возникновение монотеизма. Образ Яхве.

3. Ветхозаветная концепция творения мира.

4. Антропология Ветхого Завета. Мир Ветхого Завета.

Источники:

Ветхий Завет (любое издание)

Литература:

Библейские исследования. Сб.ст. Сост.Б.Шварц. М., 1997. -672 c.

Урбах Э.Э. Мудрецы Талмуда. – Иерусалим: Алия, 1989. – 482 с.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. – М.: Политиздат, 1987. – 237 с.

Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 288 с.

 

 

ТЕМА 4. КУЛЬТУРА РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА В «ИСПОВЕДИ» АВГУСТИНА.

Перечень проблем занятия:

1. Августин и его время. История создания «Исповеди».

2. Поэтика «Исповеди».

3. Отношения Бога к человеку, человека к Богу.

4. Сущность человека и смысл его существования.

5. Время и вечность.

Источники:

Августин Аврелий. Исповедь. М., Директ-Медиа, 2002. - 509 c (и др.изд. в переводе М.Е.Сергеенко).

 

Литература:

Баткин Л.М. "Не мечтайте о себе...": Культурно-исторический смысл "Исповеди" Августина. М., 1995. 80 с.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984. 264 с.

Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М. 1997.С.38-63.

Рикер П. Время и рассказ. Т.1. СПб., 1998. С.15 - 41.

Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979. С.51-66.

 

ТЕМА 5. ОПИСАНИЕ ГЕРМАНСКОГО МИРА В «БЕОВУЛЬФЕ»

Перечень проблем занятия:

  1. Древнегерманский эпос: история бытования и история изучения
  2. Представления о мире древних германцев.
  3. Персонажи «Беовульфа»: характеры и образы.
  4. Идеалы германского эпоса.
  5. Языческое и христианское начала в «Беовульфе».

Источники:

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С.27-180.

Литература:

Галинская И.Л. Контроверзы вокруг поэмы о Беовульфе // Новая литература по культурологии. Дайджест. М., 1995. С.192-203.

Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979. С.7-31.

История западно-европейской литературы. Средние века и Возрождение. М., 1999. С.23-32.

Мельникова, Е. А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. – М.: Мысль, 1987.- 203 с.

 

ТЕМА 6. НА ГРАНИ ЭПОХ: «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ.

Перечень проблем:

1. Данте и его время. История создания «Божественной комедии»

2. Пространственная модель «Божественной комедии» Данте.

3. Семантика образов Данте. Этика и эстетика «Божественной комедии».

4. «Пограничность» «Божественной комедии» (сочетание средневековых и возрожденческих черт)

Источник:

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1996. 644 с.

Список литературы:

Абрамсон М.Л. Данте. В преддверии Возрождения //Современная Европа глазами современников и историков. М., 1995. Ч.4. С.7-36.

Баткин Л.М. Данте его время. Поэт и политика. М., 1965.198 с.

Веселовский АН. Данте и символическая поэзия католичества //Вестник Европы. 1866. Т.4. С.152-209.

Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.С. 175 - 284.

Лотман Ю.М. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте // Лотман ЮМ. Внутри мыслящих миров. Человек Текст. Семиосфера. История. М., 1999. С. 249-264.

Хлодовский Р.И. Данте и Вергилий // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 154-159.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
               
1. История мировой культуры в новое время                  
2. История литературы                  
3. История повседневности                  

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Семин. СРС Все-го
1. Введение. Предмет и задачи курса.            
2. Культура Древнего мира            
3. Культура средних веков и Возрождения              
  ВСЕГО            

Лабораторный практикум

Нет

Примерная тематика курсовых проектов

 

28. Картина мира древнего грека («Одиссея» и «Илиада» Гомера).

29. Концепция истории у Геродота и Фукидида.

30. Образы животных в культурах древнего мира.

31. Сотворение мира в египетской, месопотамской и палестинской версиях.

32. Сенека: драма истории и личности.

33. Образ Христа в Новом Завете.

34. Образ Грааля в произведениях Кретьена де Труа и Вольфрама фон Эшенбаха.

35. Рыцарская куртуазная любовь и поэзия Петрарки.

36. Колдовство и демонология в средневековой европейской культуре.

37. Повседневная жизнь викингов (на материалах саг)

38. Мифы о потопе в культурах Древнего Востока

39. Возрождение папской резиденции в Риме как символ Ренессанса (фрески Рафаэля)

40. «Мудрый простец» в сочинениях Николая Кузанского и Вольфрама фон Эшенбаха («Простец о мудрости» и «Парцифаль»).

41. Слово, символ, образ в византийских житиях святых (Св. Евфимия или Св. Саввы)

42. Утопия и идеал в эпоху Возрождения.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Дисциплина обеспечена специальной, научно-исследовательской и учебной литературой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...