Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По типу контактов с респондентом




Лекция 4. Метод анкетирования

План:

Преимущества и ограничения метода анкетирования. Программные и индикаторные вопросы. Отбор респондентов и правила составления вопросов. Порядок вопросов. Виды вопросов.

Преимущества и ограничения метода анкетирования

Техники наблюдения и эксперимента обычно дают много инфор­мации. Тем не менее применение в исследованиях ин­тервью или опросников (анкет) представляет собой наи­более гибкую методику; она является приоритетным ин­струментом социологических и маркетинговых исследований.

Для осуществления такого типа исследований необ­ходимо обладать широкой компетенцией. Для людей, не имеющих опыта в проведении опросов, опрос является относительно простой операцией, в которой достаточно соблюдать некоторые правила. Это ошибочное мнение. Специалисты в сфере социологии и маркетинга единодушно признают важность этапа сбора данных, на­личие многочисленных трудностей, возникающих в процессе этой работы.

Анкетирование, наряду с интервьюированием, является разновидностью опроса. В отличие от интервью, анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине, либо путем общения с анкетером.

По сравнению с интервью метода анкетирования обладает рядом особенностей, которые в определенных условиях являются преимуществами. Это:

· Массовый характер опроса (в настоящее время, благодаря веб-опросникам и интернет-площадкам типа форумов и социальных сетей есть возможность получить несколько сотен ответов за несколько дней или недель с их одновременной первичной статистической обработкой – см. webanketa.com, www.surveymonkey.ru, survio.com, testograf.ru и т.д.);

· Простота обработки. Как упоминалось, на специализированных сайтах делается первичная обработка информации, а некоторые из них предоставляют возможность скачать матрицу данных в подходящем формате для того, чтобы обрабатывать данные более сложными способами с помощью Excel или специализированных пакетов для статистической обработки данных = Statistica или SPSS. Тогда как на расшифровку только одного интервью уходит несколько часов, а вторичная обработка – например, контент-анализ полученного текста, требует дополнительного времени;

· Так как для анкетирования не требуется специальное оборудование (кроме указанных программ, многие из которых имеют бесплатную версию), а формат интернет-анкетирования не требует и человеческих сил, анкетирование оказывается самым экономичным способом исследования.

· Метод анкетирования подходит для исследования самых разных сторон человеческой жизни (хотя другие методы позволяют порой получить более точную и надежную информацию; однако профессиональные правила составления анкет позволяют получить достаточно надежные ответы даже на сложные и щекотливые вопросы.)

 

Ограничениями метода анкетирования являются следующие его характеристики:

· невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения;

· Некоторая поверхностность ответов, что не является проблемой, если проблемное поле в целом хорошо исследовано, или исследование носит узко прикладной характер.

· Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. Например, почтовые опросы обходятся дешево, но их существенным недостатком является малый процент откликов. Его повышает

1. Уведомление об опросе письмом или по телефону (10-15%).

2. Напоминание через 2-3 недели: 1 – на 18%, 2 – на 26%.

3. Вознаграждение: - на 9%.

4. Персонализация: акцент на том, что исследователю нужны ответы именно этого респондента, по условиям выборки.

 

 

Виды анкетирования:

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов),

· Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует): рассылка анкет по почте, публикация анкет в прессе или интернете, вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

 

Анкетный опрос состоит из трех этапов:

· подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;

· оперативный опрос или непосредственно анкетирование;

· подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.

 

Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры – без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.

 

Существуют пять основных способов проведения анкетных опросов: рассылка анкет по почте; опросы по телефону; личное интервью, анкетирование по Интернету и сбор информации путем наблюдения.

В данном курсе используется инернет-анкетирование. Для опросов по телефону нужно иметь доступ к базам данных; почтовые опросы также треует базу адресов.

 

При разработке анкеты очень важно учитывать такие аспекты, как формулировка вопросов, доступность вопросов, этичность вопросов, последовательность вопросов. Мы рассмотрим эти аспекты.

 

Программные и индикаторные вопросы

 

Прежде всего, надо учесть, что социолог, планируя получить информацию, должен решить две задачи:

1. Определить, какая информация ему нужна;

2. Определить способы, какими он может получить наиболее ее наиболее надежно, достоверно.

В этом отличие программной информации от индикаторной. Программные вопросы направлены на получение запрограммированной информации. Про­граммные вопросы не предназначены для представления опрашиваемым; они помогают руководителю исследова­ния структурировать свою работу и подготовить редак­цию опросных документов.

Когда исследование имеет целью объяснить некото­рые аспекты изучаемого феномена, программные во­просы принимают форму гипотез. Гипотезы — это пред­варительные утверждения, устанавливающие связь меж­ду двумя параметрами, которые могут явиться объектом эмпирической проверки.

Когда исследование предполагает изучение новых фак­тов, программные вопросы формулируются менее четко. Тем не менее важно, чтобы руководитель исследования тщательно определил, что он хочет описать и какие ре­зультаты получить от этого описания. Анализ программных вопросов позволяет составить список сведений, которые необходимо собрать. Эту работу достаточно просто выполнить в той части, которая от­носится к поведению.

Для примера обратимся к опросу психологов-практиков, который был проведен автором в 2016 году. Исследование было призвано осветить различные аспекты профессиональной деятельности практикующих психологов в РФ. Одним из программных вопросов был такой: как практические психологи развивают свои компетенции? Этот вопрос обусловлен тем, что в настоящее время в вузах не готовят практических психологов в сфере психотерапевтической помощи. То есть для того, чтобы быть квалицированным специалистом в этой сфере, диплома вуза абсолютно недостаточно. Следовательно, есть другие способы своего профессионального развития. Какие? Для ответа на этот программный вопрос были разработаны следующие индикаторные вопросы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...