Отбор респондентов и правила составления вопросов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Здесь речь идет не о выборке, которая должна быть репрезентативным отражением генеральной совокупности, а о том, чтобы на вопросы анкеты отвечали те люди, которые имеют отношение к данной теме. Кроме того, вопросы должны быть такими, чтобы человек мог свободно ответить на них. Для этого необходимо помнить: исследователь должен сделать все, чтобы: 1. Респондент был компетентен по данному вопросу; 2. Респондент понял смысл вопроса; 3. Респондент был не заинтересован в ложной информации; 4. Респондент был максимально свободен от естественных ошибок. Как это сделать? Компетентность определяется максимально конкретными, детальными вопросами, - вопросами на информированность. Например, осведомленность работника о полномочиях руководителя, горожанина о деятельности каких-либо служб. Для решения этой задачи предназначены: · вопросы-фильтры: касается ли это Вас? Проживаете ли вы здесь постоянно? Имеете ли вы детей? (Далее в анкете следует указать, что следующие вопросы относятся только к тем, у кого есть дети). · вопросы-ловушки (например, накануне выборов спросить избирателей, как они относятся к деятельности вымышленной партии. В литературе приводится пример, когда респондентов спросили, не смотрели ли они недавно вышедший [вымышленный] фильм. И что же оказалось? Его посмотрели 4%, и 2% даже обсудили с друзьями. Недостоверность может объясняться ошибками памяти, поэтому есть вопросы-сопровождения: что вы делали, где были – для восстановления контекста ситуации. Чем дробнее, детальнее вопросы – тем выше достоверность.
Когда мы задаем вопросы на мотивацию, мнения, оценки, то не следует использовать: наводящие, внушающие вопросы (пристрастность тона вопроса): например: «вы имеете нормальную сексуальную ориентацию?» (подразумевая гетеросексуальность). Или «Вы же патриот и голосовали за В.В. Путина?»
стереотипные вопросы «согласны ли вы, что собака – друг человека?», «цените ли вы дружбу?»; стереотипы для того и существуют, чтобы человек не думал и не давал индивидуализированный ответ. лобовые вопросы: «почему Вы так считаете?» Люди не всегда могут прямо сказать, почему они так считают, но наводящие вопросы прояснят ситуацию. В вышеприведенном разборе вопроса про употребление алкоголя человек, только ответив на вопросы, вдруг поймет, что почти всегда он употребляет алкоголь именно в холодное время года, когда устал и плохо себя чувствует, дома и в одиночестве. Но если задать ему открытый вопрос: при каких обстоятельствах вы обычно употребляете алкоголь? – то он может затрудниться с ответом, просто потому, что никогда об этом не задумывался. Полезны детальные вопросы: не «любите ли вы свою работу?», а «какие стороны вашей работы вас особенно привлекают?» «чем для вас наиболее интересна ваша работа?» Также полезны проективные вопросы: возможное будущее, воображаемая ситуация. Например: «Остались бы вы на своей работе, если бы получили наследство, обеспечивающее вам привычный уровень жизни?» Доступность вопроса: В словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга. Чаще всего специальные термины в вопросах — результат того, что социолог не смог достаточно отчетливо операционализировать исходное понятие, найти его эмпирические эквиваленты в повседневном поведении или высказываниях людей. Вопросы типа «Является ли Ваша семья нуклеарной?» или «Поддерживаете ли Вы либералистскую концепцию роли государства в экономике?» свидетельствуют о том, что ученый пытается решить свою теоретическую проблему посредством прямого опроса общественного мнения. То есть язык вопроса должен быть общим, «разговорным», неофициальным, но точным, исключать разные толкования. Поэтому необходим пилотаж, то есть проверка анкеты на нескольких людях с их просьбой рассказать о впечатлениях от заполнения анкеты.
Также избегайте: двойного отрицания (пример: «Вы же не считаете, что Россия не является одной из стран-мировых лидеров?»), использования понятий без определений. Например, словосочетание «гражданский брак» в специальной литературе определяется как брак, зарегистрированный государством, но не освященный церковью, тогда как в повседневной речи это понятие используют для обозначения незарегистрированного сожительства. Поэтому перед вопросом «состояли ли вы когда-либо в свой жизни в гражданском браке?» следует пояснить: «Под гражданским браком мы подразумеваем постоянное проживание на одной территории двух взрослых людей, не являющихся кровными родственниками и связанных интимными отношениями». длинных формулировок, из-за которых вопрос трудно понять. Например: «Считаете ли Вы, что если мужчина и женщина обедают в кафе, то мужчина должен оплатить счет за обоих, при условии, что это не бизнес-ланч коллег, независимо от того, кто был инициатором посещения кафе?» В данном случае лучше разбить вопрос на несколько.
Искренняя информация: Респондент хочет быть полезным, быть вежливым, быть умным, быть как все. Поэтому необходимо использовать: · уже упоминавшиеся вопросы-фильтры; · варианты ответов, показывающие, что респондент имеет право не знать, не считать и т.д., · отсутствие ссылок на авторитеты: «все» «уважаемый человек», вводные вопросы: считаете ли вы, думаете ли вы, есть мнение… как вы полагаете? Пример. Посмотрите, как важны могут быть вводные слова в вопросе, сравнивая результаты двух схожих исследований, осуществленных в 1969 г. с интервалом в 6 месяцев. В первом 81% опрашиваемых утвердительно ответили на вопрос: «Вы верите в Бога?» Во втором исследовании, вопрос в котором был: «Верите ли вы в Бога?», процент положительных ответов был заметно меньшим (66%). Категорический характер первой формулировки приводит в замешательство; в ней присутствует имплицитное предписание ответить положительно. Напротив, во второй анкете вводные слова показывают, что сомнение дозволено; они указывают опрашиваемому, что он свободен верить или не верить. [4, 116.]
Также должно соблюдаться равновесие между позитивными и негативными формулировками, между «+» и «–» вариантами. Например, для вопроса «насколько вы удовлетворены своей работой» приемлемо предложить варианты ответов: § Совершенно удовлетворен; § Скорее удовлетворен; § Затрудняюсь ответить; § Скорее не удовлетворен; § Совершенно не удовлетворен. Недопустимо: § Совершенно удовлетворен; § В общем, мне нравится моя работа; § Просто работаю; § Моя работа – это один сплошной кошмар и нервотрепка, но я ее люблю; § Не удовлетворен. Кроме того, следует избегать эмоционально насыщенных эпитетов. Сравните формулировку «обокрасть родной завод» и «унести домой предмет невысокой ценности, принадлежащий предприятию». В первом случае больше опрошенных согласится, что это серьезное преступление, чем во втором. Опрашиваемые легче выражают свое мнение на деликатные темы, когда вопросы не содержат вовлекающей (обязывающей) формулировки. Если нужно коснуться подобных тем, из вопроса следует исключить всякое указание наличность. Рекомендуется использовать обороты, приглашающие говорить о других, о людях в целом или о тех, кто принадлежит к той же категории, что и респондент. Это некоторым образом сообщает проективное содержание ответу: опрашиваемый описывает свое мнение или поведение, связывая его со всеми теми, кто находится в такой же, как и он, ситуации. [4]. Например, в опросе психологов-практиков исследовался такой аспект нарушения этики психотерапевта, как вступление в двойные (любые другие, кроме профессиональных) отношения с клиентом. В том числе был задан вопрос: «Ухудшится ли Ваше мнение о коллеге, если Вы узнаете, что у него (нее) роман с клиентом?» Были предложены следующие варианты ответов: Нет, я считаю, что это его (ее) личное дело»; «Да, только если у кого-то из них есть постоянный партнер»; «Да, только если мне известно, что это происходит не в первый раз»; «Да, я посчитаю это признаком непрофессионализма». Можно предположить, что респонденты, выбравшие первый вариант ответа, могут допустить такое поведение и для себя в любом случае; те, кто выбрал второй вариант ответа, предположительно могут допустить связь с клиентом, если в данный момент каждый из них не состоит в любовных отношениях с кем-то еще.
Учет возможностей респондента: Первый ответ выбирается чаще при анкетировании, при заполнении анкетером – последний. Поэтому следует варьировать последовательность ответов, и в сервисе webanketa.com такая функция есть. Формулировки ответов должны быть равной длины (см. вышеприведенный пример про удовлетворенность работой). Гало-эффект: когда респондент отвечает на несколько вопросов подряд «да», «да», «да», велика вероятность, что он ответит так же и на вопрос, с которым не согласен. Все варианты ответов должны быть на одной странице (актуально для бумажных анкет). Следует предлагать ограниченное число вариантов ответов, от 2 до 10; большинство вопросов должны иметь диапазон 2-5 вариантов ответов. Учитывайте усталость респондентов. Она побуждает структурировать анкету определенным образом (см. следующий раздел). Порядок вопросов По сложности вопросов: 1. 50% времени – плавное увеличение сложности вопросов. 2. 15% времени – плавный спад, 3. 25% времени – резкий подъем, 4. 10% - резкий спад (как правило, в конце размещается «паспортичка», то есть серия вопросов о социально-демографических характеристиках респондента). По смысловой последовательности вопросов: 1. введение: содержит название организации, проводящей опрос, цель (лучше практическая) сбора информации, гарантии анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты, способ ее возврата. Нежелательная чрезмерная официальность или заискивание в обращении, хорошо подчеркнуть активную роль респондента (ваши ответы помогут решить… понять…) не нужно называть анкету, указывать фамилии составителей. 2. вступительные вопросы: легкие, интересные, событийные. 3. трудные, «сенситивные» или деликатные вопросы (касающиеся сексуальности, финансов, экстремального опыта, физического и психического здоровья и т.д.). 4. заключительные: нетрудные, со шкалой оценок, закрытые. 5. паспортичка: соц-демографические характеристики 6. Заключение: благодарность за сотрудничество. Смысловые разделы должны начинаться с пояснений: теперь мы переходим к вопросам о вашем досуге… далее следуют несколько вопросов…
И еще несколько важных замечаний: ü Разными шрифтами должны быть выделены: тексты вопросов, варианты ответов, инструкции. ü Инструкции должны быть по заполнению каждого вопроса, если они различаются. ü В бумажных анкетах не надо просить подчеркивать, зачеркивать подходящий вариант, так как это потом не разобрать. ü Лучше просить отметить то, что нравится, чем то, что не нравится. ü Можно использовать стрелки и рисунки для оживления анкеты. Виды вопросов . Существует три типа вопросов: открытые, закрытые и смешанные. Каждому из вариантов присущи ограничения, являющиеся одновременно характерными достоинствами и недостатками. Знакомство с этими элементами позволяет понять, в каком контексте эти разнообразные форматы вопросов могут быть использованы. Открытые вопросы При использовании открытого вопроса мы формулируем его без предоставления вариантов ответа. Опрашиваемое лицо может сказать то, что хочет; ему не дается на этот счет никаких указаний. Пример. Где вы планируете провести очередной отпуск? Ограничения открытых вопросов: · Формулировка открытых вопросов требует знания темы для ориентировки во всем спектре возможных ответов; · Когда мы имеем дело с самозаполняемыми анкетами, процент ответов на открытые вопросы обычно не является высоким. Преимущества открытых вопросов: · Используя открытые вопросы, мы иногда можем встретиться с новаторскими представлениями и идеями, а также выявить новые практики, поскольку этот тип вопросов не ограничивает респондента в содержании ответа. · Ответы на открытые вопросы обычно богаты информацией. Пример. «Какой фильм вы в последний раз смотрели в кино?» Рассматривая ответы на этот вопрос, мы можем получить целую серию сведений: жанр (приключенческий, комедия, искусство), дата выхода фильма (новый, старый, страна-производитель (отечественный или импортный), точность ответа (смутное упоминание или точный ответ с полным названием и именем режиссера) и т. д.; · Открытые вопросы создают у опрашиваемого впечатление, что им интересуются. Недостатки открытых вопросов · полученные ответы иногда поверхностны. Когда мы используем открытый вопрос, некоторые лица имеют склонность давать первый же ответ, который приходит им на ум, не подумав ни минуты · Когда мы используем открытый вопрос, некоторые ответы оказываются непригодными для анализа, так как они слишком размыты. · опрашиваемые не равны перед открытыми вопросами, так как люди в разной степени владеют речью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|