Неформальное и информальное образование
Образование в современном мире не может заключаться исключительно в изучении предписанных учебных дисциплин и прослушивании определенного количества часов лекций. Современное информационное общество требует от человека большей мобильности, участия, но ВТО же время и ставит новые задачи перед оценкой уровня знаний и приобретенных навыков. В связи с этим остро и актуально встает вопрос о признании неформального и информального образования. К сожалению, в российской науке не разработаны данные понятия, хотя они широко применяются, например, в концепции образования в течение жизни. В обучение в течение жизни входит три типа образования и обучения: Формальное образование происходит в организованном и иерархически структурированном контексте[19], завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями. Неформальное образование – происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером[20], а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер[21]. Информальное (или спонтанное) образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде[22]; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры[23].
Необходимо тщательно проработать и адаптировать механизмы признания неформального и информального образования к российской специфике, так как образование, в том числе и в России, уже давно перешло на новый уровень интенсивности и охвата. К информальному образованию можно отнести и такой вид образования, как политическое. Многие ученые склонны называть его гражданским. Так или иначе данный вид образования трудно приобрести, сидя за школьной партой, однако применяя конкретные практики политического участия в построении школьного самоуправление, можно получить бесценный опыт организации работы самых разнообразных политических институтов. Низкий уровень культуры народа является одним из самых значимых препятствий на пути демократического развития общества. Провозглашаемая демократия в условиях некачественного общекультурного образования оказывается фикцией, лишь новой формой тоталитарного управления обществом, в котором якобы от имени народа правящими кругами принимаются жизненно важные решения, а различные общественные организации вовлекают людей в такие формы деятельности, которые объективно противоречат их человеческой сущности[24]. Многие учебники фактически навязывают авторское восприятие и оценку исторических событий школьникам, не позиционируя последних в качестве независимых, критически мыслящих экспертов, обучающихся понимать события прошлого (а, следовательно, и настоящего) в контексте открытости (вероятностности) исторического процесса и борьбы разных интересов.
Более того, подход, основанный на навязывании одной точки зрения, опасен тем, что формирует привычку не рассуждающего доверия к упрощенным идеологемам. Это делает людей, прошедших подобную обработку, слабыми и неустойчивыми перед любой агитацией, включая экстремистскую. Тем самым сторонники возвращения пропагандистского подхода реально формируют интеллектуальную почву для распространения популизма и экстремизма[25]. Потребность в формировании нового типа личности – личности инициативной, грамотной, ответственной – одна из основных потребностей как государства, так и гражданского общества. Вместе с тем существуют общие системные требования к гражданскому образованию, которые наиболее четко сформулировали специалисты кафедры философии и гражданского образования ПКИПКРО А. А. Борисов и Ю. В. Василенко. Главная цель заключается в создании условий для формирования в рамках учебного заведения личности, обладающей гражданскими компетентностями и способностями применять их на практике. Институциональная модель гражданского образования заключается в комплексном и системном подходе при реализации следующих подмоделей: Предметная подмодель подразумевает интеграцию предметов социогуманитарного цикла, усиленную и конкретизированную в рамках дополнительного образования через систему элективных и факультативных курсов; Задача проектной подмодели – присвоение учащимся знаний, полученных в рамках предметной подмодели. Ее реализация проявляется в системном включении форм дополнительного образования (кружков и секций), а также во внедрении системы социального проектирования; Инновационные методики преподавания направлены на усиление деятельностной и коммуникационной составляющих учебного процесса, они заставляют педагогов корректировать свои знания, развивать свой профессиональный уровень и личную культуру; Демократический уклад в школе является необходимой составляющей гражданского образования, позволяющей на практике решать основные проблемы демократическим путем, делать учебное пространство открытым для всех его субъектов и формировать позитивные демократические ценности.
Главная особенность реализации институциональной модели гражданского образования заключается в ее системности, т. е. в умелом соединении всех четырех подмоделей[26]. Предложения по реформированию образовательной политики России: Изучение и использование международного опыта по признанию неформального и информального образования применительно к российской действительности. Использование различных механизмов политического просвещения граждан, начиная со школьной скамьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|