Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кадровая политика в образовании




Качество школы не может быть выше качества учителей

Уровень жизни учителей и престиж учительской профессии

Конечно, основная причина снижения качества учительского корпуса — зарплата. Более половины учителей (58,1%) отметили в 2005 году, что денег им хватает только на питание и товары первой необходимости. Невысокий уровень зарплаты вынуждает учителей искать дополнительные заработки. Согласно экспертным данным, частным репетиторством занимается 35% преподавателей школ.

Негативно влияет на качество работы и социальное самочувствие профессиональной группы. Можно ли ожидать активной сознательной работы, когда 66,5% учителей и 60,7% директоров сошлись в том, что общество оценивает учительскую работу недопустимо низко. Резкое падение престижа учительской профессии отмечается даже в учительских династиях. 67,6% учителей и 60,1% директоров — даже те, которые сами не желают сменить профессию, — не стали бы рекомендовать своим детям идти по родительским стопам.

Наряду с потребностью в более высокой зарплате и материальном обеспечении учебного процесса, растет и потребность педагогов в большей институциональной свободе от чрезмерной зарегулированности учебного процесса.

В этой связи ключевой задачей представляется - разбудить активность массового учителя, преподавателя, включить его в процесс модернизации образования не в качестве страдательного элемента, а как главное действующее лицо, Для этого нужно последовательно формировать эффективный контракт общества с преподавателем.

Необходимо от той модели, с которой мы сейчас молчаливо миримся, — от модели преподавателя-почасовика — перейти к модели преподавателя полного дня. Это значит, что школа, техникум, университет должны платить преподавателю столько, чтобы он мог нигде больше не подрабатывать. Основной зарплаты должно хватать на жизнь, на профессиональное развитие, на содержание семьи.

Реальная зарплата учителя школы должна быть скорректирована на условия и стоимость жизни.

Преподавание должно вестись на проблемной основе с обсуждением альтернативных решений реальных социально-политических и экономических проблем. В таких дискуссиях может и должно формироваться независимое, критическое мышление, которое является самым действенным против экстремизма и социального инфантилизма.

 

Предложения по реформированию образовательной политики России:

Пересмотреть систему оплату труда учителей и преподавателей.

Перейти от забюрократизированности учебного процесса к большей институциональной свободе, способствующей, в том числе, развитию независимого, критического мышления.

Образование учителей

В нынешнем российском обществе отсутствует серьезное профессионально-педагогическое образование. Курсы лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, как правило, носят не столько научно-теоретический, сколько популярно-ознакомительный, эмпирический характер. Чрезвычайно слаба общепедагогическая теоретическая подготовка аспирантов и докторантов, что напрямую негативно отражается на качестве проводимых ими исследований. Выходом из положения остается постоянная, систематическая самообразовательная работа, развитие в себе каждым педагогом-исследователем неодолимого стремления к чтению, особенно классической, философской, педагогической и психологической литературы, и умения, преодолевая шаблонность и косность обыденного сознания, развивать в себе педагогическое мышление, способность считаться с доводами разума[27].

Если формирование учительского корпуса носит у нас системный характер, то подготовка преподавателей для высшей школы фактически происходит стихийно. Между тем, в преподавании любой дисциплины даже отличное владение предметом и личные научные достижения не гарантируют успеха. Преподаватель еще должен быть отлично обучен настоящему и тонкому искусству квалифицированной индивидуальной кропотливой подготовки студента[28].

Вузовская же дидактика как отрасль научного знания до сих пор остается в значительной степени невостребованной вузовским сообществом – соответствующие методики обучения студентов дисциплинам на уровне, соответствующем высшему учебному заведению, почти отсутствуют (не говоря уже о специальных дисциплинах, аналогов которым в среднем образовании не существует). Формулируемые многочисленные концепции обучения в высшей школе ставят во главу угла лишь уровень развития соответствующей отрасли науки, философско-мировоззренческие и содержательные особенности знания, но никак не всю совокупность общедидактических принципов в том или ином конкретном проявлении. В вузовской педагогической средств связи с этим царит произвол: преподаватели пользуются доморощенными, искаженными педагогическими понятиями, по тем или иным причинам им выгодными и позволяющими «научно» обосновать собственное мнение в процессе конструирования содержания образования. Зачастую учебники представляют собой не изложенное в систематизированном виде научное знание, пригодное для осознания и продуктивного усвоения студентами, а не принятые к публикации в научных издательствах монографии[29].

Предложения по реформированию образовательной политики России:

Обновление образовательных программ педагогических вузов.

Введение практики профессиональной подготовки преподавателей для вузов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...