Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь




 

 

Рассмотрим результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2012-2014 гг.

Иностранные инвесторы при выходе на рынок инвестиций Республики Беларусь тяготеют к сфере услуг, торговой и торгово-закупочной деятельности. В промышленности иностранные инвесторы предпочитают такие отрасли, как машиностроение, деревообработка, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. За 2013 год в реальный сектор экономики, исключая банковский сектор, иностранные инвесторы вложили 15 млрд. долларов США инвестиций, что на 4,5% больше, чем за 2012 год.

Основными иностранными инвесторами организаций республики были юридические и физические лица Российской Федерации (их доля составила 48,6% от всех инвестиций из-за рубежа), Соединенного Королевства (21,4%), Кипра (7,1%), Нидерландов (4,9%), Австрии (3,4%).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (доля составила 34,8 % от всех поступивших инвестиций), транспорта (доля составила 28,6% всех инвестиций) и промышленности (доля составила 23,4 %).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг. представлено данными таблицы 2.1.

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74 % от всей совокупности поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом, в 2013 году валовое поступление прямых иностранных инвестиций приросло на 7 %.

Основной формой привлечения прямых инвестиций стали долговые инструменты, их доля составила 80,8 % от общего объема прямых инвестиций.

 

Таблица 2.1 - Валовое поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг., тыс. долларов США

Показатель Поступило за 2012 год 2013 год 2014 год
всего в т.ч. прямые всего в т.ч. прямые
Республика Беларусь, всего 14329797,3 14974286,7 11083446,1    
В том числе: - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 62718,3 79230,8 59834,9 64714,0 51 487,1
- рыболовство, рыбоводство 238,6 315,6 155,7 12,0 12,0
- промышленность 3502848,5 3502 456,4 1230433,2 3412846,6 1235553,3
- горнодобывающая промышленность 150085,9 486592,9 21750,3 203779,8 4948,7
- обрабатывающая промышленность 3270535,2 2967160,8 1204247,0 3131720,9 1223908,0
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 82227,4 48702,7 4435,9 77345,9 6696,6
- строительство 134719,4 141087,6 104988,0 157463,7 126113,8
- торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 5622584,9 5208192,6 4584465,8 4402115,1  
- гостиницы и рестораны 50588,0 219839,8 73500,5 160609,4 56166,2
- транспорт 3976734,0 4 287569,1 4 161 990,5 4083107,9  
- связь 303574,3 547275,5 256 894,0 1578221,8  
- финансовая деятельность 157051,3 150925,1 108 554,6 243082,1  
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 486485,1 795641,1 474996,3 935814,4 468956,6
- образование 408,5 236,3 236,3 28,4 28,4
- здравоохранение и предоставление социальных услуг 2357,7 5091,4 1071,4 9 100,3 3 791,0

Примечание: источник [13].

 

Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9 % меньше, чем за 2012 год.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4 % от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6 % от всех прямых инвестиций), промышленности (11,1 % от всех прямых инвестиций).

Прочих иностранных инвестиций, т.е. не от прямого инвестора, было получено на 1,8 % меньше, чем за 2012 год, или 3,9 млрд. долларов США. Их доля составила 25,9 % от всего валового поступления иностранных инвестиций.

Наибольшие суммы иностранные инвесторы в 2013 году вложили в организации г. Минска (74,1%); на Гомельскую область пришлось 8,1% валового поступления иностранных инвестиций, на Минскую область – 6,8 %.

За 2014 год в реальный сектор экономики, не считая банков, иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что выше уровня 2013 года на 0,7 % [13].

Всего объем валового поступления прямых иностранных инвестиций составил 10,2 млрд. долларов США, что составляет 67,4 % от всех поступивших иностранных инвестиций. В сравнении с 2013 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 8,3 %, или на 914,6 млн. долларов США.

Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты: их доля составила 82,1% от общего объема прямых инвестиций. Задолженность за товары, работы и услуги в общем объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2014 год составила 7,7 млрд. долларов США, что меньше на 517 млн. долларов США по сравнению с 2013 годом, или на 6,3%.

От субъектов хозяйствования Российской Федерации поступило 50,3 % прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема прямых инвестиций, от резидентов Соединенного Королевства поступило 23,8%, от резидентов Кипра – 7 %, из Германии – 3,6 %.

Основными инвесторами организаций республики в 2014 г., как и на протяжении уже многих лет, были субъекты хозяйствования Российской Федерации (41,6 % от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (доля составила 18,6 %), Нидерландов (доля составила 13 %), Кипра (доля составляет 6,2 %), Австрии (3,5 %), Германии (2,5 %).

Наибольшие суммы в 2014 году иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74 %). Доля организаций Минской области составила 7 % валового поступления иностранных инвестиций, Витебской области – 6,8 %, Гомельской области – 5,9 %.

Структура прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги, направленные в 2014 г. в организации по видам экономической деятельности представлены на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 - Структура ПИИ, направленных в 2014 г. в организации по видам экономической деятельности

Примечание: источник [13].

 

Как следует из анализа рисунка, наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2014 г. был направлен в торговлю (43 %), в транспорт (32 %) и в обрабатывающую промышленность (13 %).

ТОП-10 стран-инвесторов прямых иностранных инвестиций в 2014 г. возглавляет Российская Федерация и Кипр, что отражает рисунок 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 - ТОП-10 стран-инвесторов ПИИ в 2014 г.

Примечание: источник [13].

 

С точки зрения оценки влияния на экономику Республики Беларусь важна структура кредитов и займов по секторам экономики (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Структура кредитов и займов, привлеченных в Республику Беларусь, по секторам экономики в 2010-2014 годах

Показатели          
Привлечено кредитов и займов, всего 99,9        
в том числе          
органами ДКР   6,5 0,5 30,6 17,9
органами ГУ 2,9 23,8 24,2 15,8 21,7
банками 20,1 15,3 8,2   29,9
нефинансовыми организациями 76,9 54,4 67,1 50,6 30,5

Примечание: источник [9].

 

Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде существенно возрастает доля кредитов, которые были привлечены органами денежно-кредитного регулирования и государственного управления. Значительная часть из них была направлена на непроизводительные цели, такие как стабилизация курса национальной валюты, выравнивание платежного баланса и т.д., однако данная тенденция не способствует расширению экспортного потенциала страны в перспективе.

Так, в 2011 году Правительством Республики Беларусь привлекались кредиты из Российской Федерации, Китая, Германии и Италии, в 2012 году – из России и Венесуэлы, в 2013-2014 годах были получены кредиты МВФ и МБРР. В результате в 2013-2014 годах на долю кредитов, которые привлекались Правительством Республики Беларусь, приходилось соответственно 46,4 % и 39,6 %.

На фоне происходящих процессов сокращается доля кредитов, полученных нефинансовыми организациями, в частности организациями реального сектора экономики, которые формируют экономический и экспортный потенциал страны. Анализ структуры данных кредитов по срокам предоставления говорит о том, что на долю долгосрочных кредитов, имеющих инвестиционный характер, в 2013 году приходилось 27,7%, в 2014 году – только 15,3% от суммы всех кредитов. Таким образом, такая форма привлечения иностранного капитала скорее направлена на решение текущих проблем экономического развития, чем на реализацию стратегических приоритетов в долгосрочной перспективе.

Нельзя не отметить существенное повышение в 2014 гг. деловой активности банков по привлечению международных кредитных ресурсов, на долю которых пришлось почти 30 % иностранных кредитов и займов, но эффективность данного направления определяется тем, на какие цели и на каких условиях белорусские банки предоставляют международные кредитные ресурсы белорусским юридическим и физическим лицам.

Вторым по объему поступления капитала источником инвестиций в 2012-2014 годах выступали прямые иностранные инвестиции. Из данных таблицы 2.3 видно, что чистый приток прямых иностранных инвестиций имеет неустойчивую динамику.

 

Таблица 2.3 – Состав и структура прямых иностранных инвестиций по формам вложения капитала в Республике Беларусь в 2011-2014 годах

Показатели        
Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций, млн. долл. США 998,7 2469,7 3585,5 2476,5
в том числе % к итогу: - вклады в уставные фонды 32,4 59,0   57,6
- реинвестированные доходы 5,8 7,6 7,3 16,7
- кредиты и займы, полученные от зарубежных совладельцев 61,8 33,4 43,7 25,7

Примечание: источник [9].

 

Пик их привлечения пришелся на 2012-2013 года, что преимущественно было связано с реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства, например, созданием совместного с РАО «Газпром» белорусско-российского предприятия на базе ОАО «Белтрансгаз», продажей иностранному инвестору доли Правительства Республики Беларусь в уставном фонде СПООО «Мобильная цифровая связь», акций ОАО «Белтрансгаз», системообразующих банков (ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк»). Однако в 2014 году чистый приток прямых иностранных инвестиций снизился по сравнению с 2012 годом на 40 %, что связано с кризисными явлениями в экономике страны.

Наряду с количественными характеристиками возникает вопрос о качественных параметрах привлекаемых иностранных инвестиций, поэтому также рассмотрим состав и структуру притока прямых иностранных инвестиций по формам их вложения в экономику Республики Беларусь (таблица 2.3).

Из данных таблицы 2.3 следует, что качественные характеристики привлекаемых прямых иностранных инвестиций улучшаются, так как возрастает доля вкладов в уставные фонды организаций и доля реинвестированных доходов при одновременном сокращении доли кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь. Это дает возможность предположить, что улучшаются показатели работы организаций с иностранными инвестициями и возрастают положительные эффекты, связанные с их деятельностью в масштабах национальной экономики.

В таблице 2.4 представлены основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь в 2011-2014 годах. Данные таблицы 2.4 свидетельствуют, что число организаций с иностранными инвестициями за период 2011-2014 годов увеличилось на 40 % или на 1658 организаций.

 

Таблица 2.4 – Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь в 2011-2014 годах

Показатели        
Количество организаций на конец года        
Уставный фонд организаций на конец года, млн. долл.   2026,7 2278,5 2448,9
Вклад иностранных инвесторов в уставный фонд на конец года, млн. долл. в % к предыдущему периоду   1179,4 104,1 1291,1 109,5 1416,5 109,7
Объем произведенных товаров и услуг, млрд. руб. в % к объему промышленного производства 15,7 24,4 26,9 27,7
Объем экспорта товаров, млн. долл. в % к общему объему экспорта 19,8 10074,1 30,9 22,2 3876,5 15,3
Объем импорта товаров, млн. долл. в % к общему объему импорта 30,3 13680,1 34,7 12110,1 42,4 12920,8
Внешнеторговое сальдо, млн. долл. -3873 -3606 -7376,1 -9044,3

Примечание: источник [9].

 

Практически в два раза увеличилась доля произведенных организациями с иностранными инвестициями товаров и услуг в общем объеме промышленного производства, составив в 2014 году 27,7 %.

Неоднозначно выглядит ситуация в области внешнеторговой деятельности организаций с иностранными инвестициями: на фоне достаточно высоких объемов импорта, объем и доля экспорта организаций с иностранными инвестициями неуклонно снижается, и в 2014 году она составила 3,9 млрд. долл. США, или 15,3 %.

С учетом того, что максимальный объем импорта пришелся на 2012 год, и этот импорт носит инвестиционный характер, то к 2014 году при благоприятном исходе должна была быть обеспечена частичная окупаемость вложений в виде прироста экспорта. Однако в реальности этого не произошло. Кроме того, сложившееся в 2013-2014 годах отрицательное внешнеторговое сальдо организаций с иностранными инвестициями сопоставимо с дефицитом внешней торговли товарами Республики Беларусь в целом, и более того – оно превышает дефицит счета текущих операций. Вполне оправданной была бы ситуация, если бы чистый приток прямых иностранных инвестиций покрывал дефицит внешней торговли организаций с иностранными инвестициями, однако этого также не произошло. Так, в 2014 году чистый приток составил 1,35 млрд. долл. США, а дефицит внешней торговли составил 9,0 млрд. долл. США. Таким образом, проекты и организации, в которые вкладываются прямые иностранные инвестиции, не в полной мере соответствуют таким приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь как создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

Что касается портфельных инвестиций, то в результате низких темпов роста фактической приватизации государственной собственности, неразвитости вторичного рынка ценных бумаг, неразвитости системы гарантий портфельных инвесторов, существенного влияния на развитие экономики республики в исследуемом периоде они не оказывают за исключением 2012 года, на который пришлось первое размещение Министерством финансов Республики Беларусь государственных долгосрочных обязательств на международном финансовом рынке со сроком погашения в 2015 году. Но по сути, это привлечение иностранного капитала не в предпринимательской, а в ссудной форме по линии Правительства Республики Беларусь, что повлияет лишь на состояние внешнего долга, возможности погашения которого будут зависеть от направления и эффективности использования полученных от размещения долговых обязательств средств.

 

ГЛАВА 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...