Результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь
Рассмотрим результаты инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2012-2014 гг. Иностранные инвесторы при выходе на рынок инвестиций Республики Беларусь тяготеют к сфере услуг, торговой и торгово-закупочной деятельности. В промышленности иностранные инвесторы предпочитают такие отрасли, как машиностроение, деревообработка, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. За 2013 год в реальный сектор экономики, исключая банковский сектор, иностранные инвесторы вложили 15 млрд. долларов США инвестиций, что на 4,5% больше, чем за 2012 год. Основными иностранными инвесторами организаций республики были юридические и физические лица Российской Федерации (их доля составила 48,6% от всех инвестиций из-за рубежа), Соединенного Королевства (21,4%), Кипра (7,1%), Нидерландов (4,9%), Австрии (3,4%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (доля составила 34,8 % от всех поступивших инвестиций), транспорта (доля составила 28,6% всех инвестиций) и промышленности (доля составила 23,4 %). Валовое поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг. представлено данными таблицы 2.1. Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 74 % от всей совокупности поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом, в 2013 году валовое поступление прямых иностранных инвестиций приросло на 7 %. Основной формой привлечения прямых инвестиций стали долговые инструменты, их доля составила 80,8 % от общего объема прямых инвестиций.
Таблица 2.1 - Валовое поступление прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2012-2014 гг., тыс. долларов США
Примечание: источник [13].
Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9 % меньше, чем за 2012 год. Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (41,4 % от всех прямых инвестиций), транспорта (37,6 % от всех прямых инвестиций), промышленности (11,1 % от всех прямых инвестиций). Прочих иностранных инвестиций, т.е. не от прямого инвестора, было получено на 1,8 % меньше, чем за 2012 год, или 3,9 млрд. долларов США. Их доля составила 25,9 % от всего валового поступления иностранных инвестиций. Наибольшие суммы иностранные инвесторы в 2013 году вложили в организации г. Минска (74,1%); на Гомельскую область пришлось 8,1% валового поступления иностранных инвестиций, на Минскую область – 6,8 %.
За 2014 год в реальный сектор экономики, не считая банков, иностранные инвесторы вложили 15,1 млрд. долларов США инвестиций, что выше уровня 2013 года на 0,7 % [13]. Всего объем валового поступления прямых иностранных инвестиций составил 10,2 млрд. долларов США, что составляет 67,4 % от всех поступивших иностранных инвестиций. В сравнении с 2013 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 8,3 %, или на 914,6 млн. долларов США. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты: их доля составила 82,1% от общего объема прямых инвестиций. Задолженность за товары, работы и услуги в общем объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2014 год составила 7,7 млрд. долларов США, что меньше на 517 млн. долларов США по сравнению с 2013 годом, или на 6,3%. От субъектов хозяйствования Российской Федерации поступило 50,3 % прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги от общего объема прямых инвестиций, от резидентов Соединенного Королевства поступило 23,8%, от резидентов Кипра – 7 %, из Германии – 3,6 %. Основными инвесторами организаций республики в 2014 г., как и на протяжении уже многих лет, были субъекты хозяйствования Российской Федерации (41,6 % от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (доля составила 18,6 %), Нидерландов (доля составила 13 %), Кипра (доля составляет 6,2 %), Австрии (3,5 %), Германии (2,5 %). Наибольшие суммы в 2014 году иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74 %). Доля организаций Минской области составила 7 % валового поступления иностранных инвестиций, Витебской области – 6,8 %, Гомельской области – 5,9 %. Структура прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги, направленные в 2014 г. в организации по видам экономической деятельности представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Структура ПИИ, направленных в 2014 г. в организации по видам экономической деятельности Примечание: источник [13].
Как следует из анализа рисунка, наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2014 г. был направлен в торговлю (43 %), в транспорт (32 %) и в обрабатывающую промышленность (13 %).
ТОП-10 стран-инвесторов прямых иностранных инвестиций в 2014 г. возглавляет Российская Федерация и Кипр, что отражает рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 - ТОП-10 стран-инвесторов ПИИ в 2014 г. Примечание: источник [13].
С точки зрения оценки влияния на экономику Республики Беларусь важна структура кредитов и займов по секторам экономики (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Структура кредитов и займов, привлеченных в Республику Беларусь, по секторам экономики в 2010-2014 годах
Примечание: источник [9].
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде существенно возрастает доля кредитов, которые были привлечены органами денежно-кредитного регулирования и государственного управления. Значительная часть из них была направлена на непроизводительные цели, такие как стабилизация курса национальной валюты, выравнивание платежного баланса и т.д., однако данная тенденция не способствует расширению экспортного потенциала страны в перспективе. Так, в 2011 году Правительством Республики Беларусь привлекались кредиты из Российской Федерации, Китая, Германии и Италии, в 2012 году – из России и Венесуэлы, в 2013-2014 годах были получены кредиты МВФ и МБРР. В результате в 2013-2014 годах на долю кредитов, которые привлекались Правительством Республики Беларусь, приходилось соответственно 46,4 % и 39,6 %. На фоне происходящих процессов сокращается доля кредитов, полученных нефинансовыми организациями, в частности организациями реального сектора экономики, которые формируют экономический и экспортный потенциал страны. Анализ структуры данных кредитов по срокам предоставления говорит о том, что на долю долгосрочных кредитов, имеющих инвестиционный характер, в 2013 году приходилось 27,7%, в 2014 году – только 15,3% от суммы всех кредитов. Таким образом, такая форма привлечения иностранного капитала скорее направлена на решение текущих проблем экономического развития, чем на реализацию стратегических приоритетов в долгосрочной перспективе.
Нельзя не отметить существенное повышение в 2014 гг. деловой активности банков по привлечению международных кредитных ресурсов, на долю которых пришлось почти 30 % иностранных кредитов и займов, но эффективность данного направления определяется тем, на какие цели и на каких условиях белорусские банки предоставляют международные кредитные ресурсы белорусским юридическим и физическим лицам. Вторым по объему поступления капитала источником инвестиций в 2012-2014 годах выступали прямые иностранные инвестиции. Из данных таблицы 2.3 видно, что чистый приток прямых иностранных инвестиций имеет неустойчивую динамику.
Таблица 2.3 – Состав и структура прямых иностранных инвестиций по формам вложения капитала в Республике Беларусь в 2011-2014 годах
Примечание: источник [9].
Пик их привлечения пришелся на 2012-2013 года, что преимущественно было связано с реализацией крупных инвестиционных проектов с участием государства, например, созданием совместного с РАО «Газпром» белорусско-российского предприятия на базе ОАО «Белтрансгаз», продажей иностранному инвестору доли Правительства Республики Беларусь в уставном фонде СПООО «Мобильная цифровая связь», акций ОАО «Белтрансгаз», системообразующих банков (ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк»). Однако в 2014 году чистый приток прямых иностранных инвестиций снизился по сравнению с 2012 годом на 40 %, что связано с кризисными явлениями в экономике страны. Наряду с количественными характеристиками возникает вопрос о качественных параметрах привлекаемых иностранных инвестиций, поэтому также рассмотрим состав и структуру притока прямых иностранных инвестиций по формам их вложения в экономику Республики Беларусь (таблица 2.3). Из данных таблицы 2.3 следует, что качественные характеристики привлекаемых прямых иностранных инвестиций улучшаются, так как возрастает доля вкладов в уставные фонды организаций и доля реинвестированных доходов при одновременном сокращении доли кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь. Это дает возможность предположить, что улучшаются показатели работы организаций с иностранными инвестициями и возрастают положительные эффекты, связанные с их деятельностью в масштабах национальной экономики.
В таблице 2.4 представлены основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь в 2011-2014 годах. Данные таблицы 2.4 свидетельствуют, что число организаций с иностранными инвестициями за период 2011-2014 годов увеличилось на 40 % или на 1658 организаций.
Таблица 2.4 – Основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь в 2011-2014 годах
Примечание: источник [9].
Практически в два раза увеличилась доля произведенных организациями с иностранными инвестициями товаров и услуг в общем объеме промышленного производства, составив в 2014 году 27,7 %. Неоднозначно выглядит ситуация в области внешнеторговой деятельности организаций с иностранными инвестициями: на фоне достаточно высоких объемов импорта, объем и доля экспорта организаций с иностранными инвестициями неуклонно снижается, и в 2014 году она составила 3,9 млрд. долл. США, или 15,3 %. С учетом того, что максимальный объем импорта пришелся на 2012 год, и этот импорт носит инвестиционный характер, то к 2014 году при благоприятном исходе должна была быть обеспечена частичная окупаемость вложений в виде прироста экспорта. Однако в реальности этого не произошло. Кроме того, сложившееся в 2013-2014 годах отрицательное внешнеторговое сальдо организаций с иностранными инвестициями сопоставимо с дефицитом внешней торговли товарами Республики Беларусь в целом, и более того – оно превышает дефицит счета текущих операций. Вполне оправданной была бы ситуация, если бы чистый приток прямых иностранных инвестиций покрывал дефицит внешней торговли организаций с иностранными инвестициями, однако этого также не произошло. Так, в 2014 году чистый приток составил 1,35 млрд. долл. США, а дефицит внешней торговли составил 9,0 млрд. долл. США. Таким образом, проекты и организации, в которые вкладываются прямые иностранные инвестиции, не в полной мере соответствуют таким приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь как создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Что касается портфельных инвестиций, то в результате низких темпов роста фактической приватизации государственной собственности, неразвитости вторичного рынка ценных бумаг, неразвитости системы гарантий портфельных инвесторов, существенного влияния на развитие экономики республики в исследуемом периоде они не оказывают за исключением 2012 года, на который пришлось первое размещение Министерством финансов Республики Беларусь государственных долгосрочных обязательств на международном финансовом рынке со сроком погашения в 2015 году. Но по сути, это привлечение иностранного капитала не в предпринимательской, а в ссудной форме по линии Правительства Республики Беларусь, что повлияет лишь на состояние внешнего долга, возможности погашения которого будут зависеть от направления и эффективности использования полученных от размещения долговых обязательств средств.
ГЛАВА 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|