Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема – Глобальные проблемы современности




И основные сценарии будущего

Цель – изучить философскую проблематику глобализации, уяснить векторы процесса глобализации, причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи, а также возможные пути их решения: оптимистические и пессимистические сценарии будущего в многообразных направлениях, представляющие разные области философского, научного, футурологического и т.п. исследований.

Ключевые понятия – глобальные проблемы, межгосударственные, межэтнические проблемы, экологические, демографические проблемы, мировой терроризм, «Римский клуб», футурошок, географический детерминизм, природа, географическая среда и т.д.

Вопросы и задания

1.Причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи: взаимосвязь и иерархия. Основные группы глобальных проблем.

2. Экологическая проблема.

3. Демографический кризис.

4. Экономический дисбаланс.

5. Военная и террористическая опасности.

6. Оптимистические (Ж. Футурастье, Д. Белл, К. Ясперс) и пессимистические (Э. Тоффлер, С. Хантингтон, К. Лоренц) сценарии будущего.

Письменное задание

1. Составить таблицу по шестому вопросу «оптимистические и пессимистические сценарии будущего»

концепции будущего представители основные идеи
1) оптимистические Ж. Футурастье  
  Д. Белл  
  и т.д. Ф.И.О. …………….  
2) пессимистические Э. Тоффлер  
  С. Хантингтон  
  и т.д. Ф.И.О. …………….  

Литература

Основная

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2008

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2007.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 2010

5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 2004

6. Хесле В. Философия и экология. М., 2009

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2012

 

Семинар – 18

Тема – Философия науки и техники

Цель – изучить проблематику философии науки и техники, критериев научного знания, роли интуиции в процессе познания, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого

Ключевые понятия – наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма,

Вопросы и задания

1. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное и вненаучное знание.

2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их структура.

3. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности.

4. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника.

5. Сциентизм и антисциентизм (как гуманитаризация знания).

6. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке.

7. Науки «о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания.

Литература

Основная

1. Философия и методология науки. - М., 2012

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2007.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011

4. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996

5. Традиции и революции в истории науки. М., 1991

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011

3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2009

4. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2007

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Курсовые проекты (работы)/ контрольные работы/ расчетно-графические работы/ учебно-исследовательские работы

Учебным планом не предусмотрено выполнение курсовых проектов (работ) и расчетно-графических работ.

В целях обеспечения соответствующего контроля уровня усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков при решении конкретных практических ситуаций рабочей программой предусмотрено выполнение студентами письменных контрольных работ, выполнения домашних заданий, написания рефератов.

Задачи для решения на практических занятиях и задания для выполнения контрольных работ представлены в приложении к рабочей программе.

 

Тематика рефератов.

1. Мировоззрение и его основные типы.

2. Философия и мифология в культурной традиции Древнего Востока.

3. Проблема человека в восточной философии.

4. Обыденная мораль как основа религиозно-философской картины мира в классическом конфуцианстве.

5. Идеал нравственной личности в буддистской и христианской традициях (сравнительный анализ).

6. Философы и математики Древней Греции.

7. Учение Платона об идеальном государстве.

8. Философия Аристотеля.

9. Софисты как античные просветители.

10. Этический интеллектуализм Сократа.

11. Аристотель о цели и назначении философии.

12. Пессимистическое миросозерцание позднего стоицизма.

13. Идеал нравственной личности в античной и христианской философ­ских традициях.

14. Христианский аскетизм и категория автаркии в античной нравственной философии.

15. Мотивы античной философии в трудах Августина: критика и преемственность.

16. Полемика Августина с Пелагием по вопросу о свободе воли и природе греха.

17. Боэций как «первый схоласт».

18. Аристотелизм в традиции западноевропейской схоластики.

19. Концепция государственной власти в трудах Фомы Аквинского.

20. Учение об истине в средневековой философии.

21. Жизнь и философские взгляды П. Абеляра.

22. Ф. Бекон и Р. Декарт: родоначальники научной философии XVII века.

23. Социально-политические воззрения философии эпохи Нового времени.

24. Французское просвещение: основные философские идеи.

25. Классическая и постклассическая европейская философия.

26. Философия немецкого идеализма: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель.

27. Философия жизни: Ницше.

28. Основные положения марксизма.

29. Немецкая философия: Гегель и его взгляды.

30. Кант – основоположник немецкой классической философии.

31. Особенности русской философии.

32. Западничество, славянофильство: общее и особенное.

33. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

34. Ф.М. Достоевский как великий прорицатель в России.

35. Нравственно – религиозные поиски в русской философии начала XX в.: Н. Бердяев, П. Флоренский.

36. Категория бытия в философии (Платон, Аристотель, Гегель, Сартр и др.)

37. Понятие «диалектики» в античной философии.

38. Движение и развитие как атрибуты материи.

39. Исторические типы взаимодействия природы и общества.

40. Философская система развития.

41. Категория ценности в философии.

42. Сущность человека и смысл его жизни.

43. Философия науки и техники.

44. Философия, религия, наука.

45. Утопия и теоретическое исследование будущего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...