Обследование грамматического строя речи
Диагностическое обследование грамматического строя речи проводилось в течении 2-х недель в МДОУ №62 г. Шахты. Оно включало в себя изучение таких умений, как: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения. Цель: Выявить уровень импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, понимания грамматических форм. Сопоставить с возрастной нормой. Объектом исследования являлись дети 6 лет. Нами было обследовано 10 человек, из них 4 девочки и 6 мальчиков. В экспериментальной группе было выявлено у 5-ти детей (2 девочки: Даша С., Ира И., 3 мальчика Глеб К., Максим Ч., Серёжа П.) – ОНР III уровня. Работа проводилась в два этапа: 1 этап: знакомство с родителями, беседа с родителями детей с ОНР 3 уровня 2 этап: определение уровня развития грамматического строя речи. В исследовании использовались методики Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.И. Гризик. Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого детям были предложены следующие задания: №1. «Один – много». Ребёнку показывали карточки с парными картинками: один предмет и много предметов, с просьбой назвать, что нарисовано на карточке.(стул-стулья, человек-люди, крыло - крылья, цветок - цветы, собака - собаки, ребенок - дети, дерево – деревья, лист – листья и т.д.) №2. «Что из чего сделано». Образование относительных прилагательных («сумка из кожи» – …; «мяч из резины» – …; «стол из дерева» – …; «кофта из шерсти» – …; «хлеб из пшеницы» – …; «варенье из малины» – …).
№3. «Сколько чего?» Согласование числительных с существительным. Используя карточки и цифры, ребёнку предлагают ответить на вопрос «Сколько чего?» Предполагаемые ответы: три дерева, пять деревьев, одно дерево и т.д.; №4. Про что можно сказать «мой», «моя», «мое» (логопед называет слова: нос, рука, солнце, свет, панама, платье, велосипед, игрушка, небо)). №5. «Прятки» Употребление предлогов. Оборудование: Две книжки и плоскостная фигурка (например кошки) Вопрос: Где котёнок прячется? (между книгами); Откуда выглядывает котёнок?(из-за книги); Откуда вылезает котёнок? И т.д. № 6. «Назови лишнее слово». (1. Собака, кошка, ромашка, волк, лиса; 2. Диван, стул, кровать, хлеб, шкаф; 3. Солнце, яблоко, банан, вишня, апельсин; Белый, красный, лестница, зеленый, желтый.) Ответы испытуемых заносились в индивидуальную таблицу. Из 10 заданных вопросов:
По окончании констатирующего эксперимента составлялось заключение, в котором отражалось состояние речи, высказывалось предположение о структуре дефекта и определялся уровень речевого недоразвития испытуемого. С этими детьми проводились занятия ежедневно в течение 4 месяцев. Установленные особенности грамматического строя речи у детей мы представили в таблице. Таблица 1 Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР, %
При преобразовании существительных единственного числа в множественное все дети допускают ошибки (ребёнок – ребёнки, человек – человеки, стул – стулы, дерево - деревы). В ходе обследования выявились следующие трудности в употреблении падежей существительных: наиболее часто допускаются ошибки в родительном, винительном и творительном падежах. Так дошкольники либо заменяют один падеж другим, либо вовсе затрудняются определить его. В согласовании различных частей речи дети испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными. Например: Глеб К. на вопрос «Сколько Глебов в домике живёт?» – 1 Глеб, 2 Глеб, 3 Глеб, 5 Глеба; Даша С. – расселяла в цифровом домике игрушечных обезьянок – 1 обезьяна, два обезьяна, 3 обезьянов. У всех детей наблюдаются трудности при употреблении предлогов. При этом Максим и Глеб совсем не употребляют предлогов, Ира, Даша, Серёжа – опускают или заменяют предлоги: Ира И. – «упал из стола», Глеб К. – «встал за стулу», вместо «встал со стула». В активном запасе у всех в основном 4–5 предлогов, редко встречаются: под, над, около. Нарушена связь в словах, выраженных наречием меры и степени много в сочетании с существительным в форме родительного падежа множественного числа: Максим Ч. - «много стулов», Даша С. - «много окнов, карандашов», Серёжа П. - «мало картинких». Дети не смогли справиться с пересказом коротенького рассказа, опуская существенные для изложения детали, нарушая последовательность событий и допуская паузы и повторы, затруднялись подобрать нужное слово. В спонтанной речи дошкольники использовали в основном простые предложения. В их речи заметно выступала ограниченность словаря. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
Сравним в диаграмме особенности грамматического строя детей с ОНР и детей без речевых нарушений
Детям этой группы свойственны неустойчивое активное внимание, повышенная истощаемость, инертность и замедленность всех психических процессов. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий для выполнения заданий качество их деятельности ухудшается. Быстро наступает нервное истощение, рассеивание внимания. Детям с ОНР 3 уровня доступны логические операции сравнения, проанализировав задание «Назови лишнее слово» можно прийти к выводу, что 70% дошкольников с ОНР дали правильные ответы, в то же время, как и дети с нормальной речью – 100%. Таким образом, исходя из количественных данных обследования вышеизложенных грамматических умений, можно сделать следующие выводы: у детей с ОНР 3 уровня, по сравнению с детьми без речевых нарушений наблюдается тенденция подъема количества грамматических ошибок, меняется количественный показатель в определённых видах ошибок. На основании этого мы разработали систему коррекционно-развивающей работы с данными детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|