Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня




В процессе коррекционной работы с детьми ОНР 3 уровня материалом для обогащения речи детей служила окружающая действительность, изучение которой происходило на основе тематического цикла. Уточнялись и накапливались конкретные понятия, формировалась предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т.д.

Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволила нарастить и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

В процессе работы дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрации действий к картинкам, объединять предложения в маленький рассказ.

Успешная коррекция речевого недоразвития осуществлялась в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществлялась логопедом на занятиях.

Результаты работы по развитию понимания речи: дети вслушиваются в обращенную речь, выделяют названия предметов, действий, признаков, понимают обобщенное значение слова, умеют выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (ломаетрвет, мажетклеит, прыгаетскачет).

Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они научились их группировать в практической деятельности. Определяют значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Особое внимание обращалось на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках), существительные в косвенных падежах (покажи, где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу), притяжательные прилагательные (дай Даше карандаш – дай Ирин карандаш).

Одновременно с обогащением словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи опиралась на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закреплялась в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, дети научились связно рассказывать об увиденном,  составлять простые рассказы по следам выполненной серии действий.

На протяжении всего коррекционного обучения работа сочеталась с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости.

В результате уменьшилось количество ошибок

Из 10 заданных вопросов:

Ф.и. Образование существительных множественного числа Образование существительных множественного числа родительного падежа Согласование существительных с числительны Употребление предлогов Образование относительных прилагательных Род существительных
1 Даша С. 3 (-) 3 (-) 2 (-) 2 (-) 3 (-) 2 (-)
2 Ира И 2 (-) 3 (-) 2 (-) 1 (-) 3 (-) 3 (-)
3 Глеб К 4 (-) 4 (-) 3 (-) 3 (-) 4 (-) 4 (-)
4 Максим Ч 4 (-) 3 (-) 2 (-) 4 (-) 3 (-) 3 (-)
5 Серёжа П. 2 (-) 3 (-) 3 (-) 1 (-) 5 (-) 2 (-)

 

Ошибки дошкольников ОНР 3 уровня до начала коррекционной работы в%

Виды ошибок %
– в словообразовании 40%
– в употреблении падежей существительных 60%
– в употреблении числа существительных 50%
– в употреблении предлогов 90%
- в употреблении рода существительных 80%
- в употреблении относительных прилагательных 80%

 

После проведения коррекционной работы

 

Виды ошибок %
– в словообразовании 20%
– в употреблении падежей существительных 30%
– в употреблении числа существительных 20%
– в употреблении предлогов 30%
- в употреблении рода существительных 30%
- в употреблении относительных прилагательных 30%

 

В итоге логопедической работы дети научились:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

         Таким образом, динамика развития грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня в ходе констатирующего эксперимента изменился следующим образом: расширился словарный запас дошкольников, дети усвоили значения новых предметов, различают окончания падежных форм, меньше ошибок допускают в согласовании прилагательных и числительных с существительными.

Но до определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.

 

Заключение

 

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.

Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

 Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей.

Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх  Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Результаты проведенных исследований подтверждают гипотезу констатирующего эксперимента о том, чтоовладение грамматическим строем речи дошкольников с нарушением речи будет эффективным, если в системе коррекционного обучения применять индивидуально-дифференцированный подход, основанный на уровне речевого развития и степени сформированности речи дошкольников.

Процесс формирования словосочетаний у детей при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе и требует к себе специального логопедического подхода. Так как в речи детей наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний, в частности, родительного падежа и существительного множественного числа.

Использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.

    В дальнейшем следует осуществлять совершенствование всех компонентов языковой системы. 

На следующем этапе мы подберем комплекс методов для наиболее успешного развития грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня. Все полученные данные будут подвергнуты количественному и качественному анализу и далее они будут учтены при организации формирующего этапа эксперимента. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.  

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004г.

3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М., 2005. – 296 с.

4. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002. – 64 с.

5. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. – 2004. №1, с. 34 – 40

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Эксмо, 1999. – 356 с.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

10. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе // Дефектология. – 1981. – №2

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М., 2004. – 320 с.

12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. М.: Академия, 2007. – 200 с.

13. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982. – 130 с.

14. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – МПГУ, 2005. с. 43–47

15. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед 2004. №1 с. 27–34.

16. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 2003. – 160 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

18. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 1997 – 151 с.

19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

20. Логопедия. Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

21. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. – 384 с.

22. Павлов И.П. Избранные труды. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951. – 616 с.

23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287 с.

24. Российская Е.Н., Чиркина Г.В. Произношение: Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида: 1 класс. – Самара, 2003. – 64 с.

25. Садовникова Е.Н., Рау Е.Ю. Логопсихотерапевтический подход при диагностике заикания у детей дошкольного возраста // Проблемы детской речи. – СПб, 1996. – с. 177–178

26. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1 -4 классы). – М., 2003. – 163 с.

27. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И. – М., 2007. – 656 с.

28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк.воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

29. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: Методическое пособие для школьных педагогов, психологов, дефектологов и др. Изд. 1-е/2-е. М.: Айрис-Пресс, 2007. – 96 с.

30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1994. – 103 с.

31. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.:Академия, 2007. – 144 с.

32. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – с. 256

33. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

34 Яшина В.И. Теория и методика развития речи у детей: пособие для Развитие лексико-грамматических средств языка

 

ПЛАН РАБОТЫ:

I этап: ноябрь-декабрь         

1. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.

3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты», «Посуда» и т. п.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

 

Лексика     

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».

2. «Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».

3. «Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».

 

Связная речь     

1. Составление простых распространённых предложений.

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучение составлению описательных рассказов.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

 

II этап: декабрь, январь                

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3. Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детёнышей животных.

5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика     

Расширение и уточнение словаря по темам:

1. «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

     2. «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

3. «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь     

1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

3 этап: январь, февраль       

Грамматический строй речи

1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.

5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).

Лексические темы: «День защитника Отечества», «Весна», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт», «Животные и насекомые весной».

Связная речь     

1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

        

 

 

Глагол

Задание 1. Уточнить и отработать название отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

 Кошка – мяукает

Корова – мычит

Собака – лает

Конь – ржёт

Бабочка – порхает

Курица – кудахчет

Птичка – поёт, клюёт, летает

Гусь – гогочет

Петух – кричит, кукарекает

Утка – крякает

Голубь – воркует

Кукушка – кукует

Ворона – каркает

Кузнечик – стрекочет

Воробей – чирикает

Комар – пищит

Пчела - жужжит

 

Игровой приём: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч по очереди предлагая ответить: «Воркует кто?», «Жужжит кто?», «Кукует кто?» и т.д.

 

Задание 2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками. Составлять с ними предложение: по демонстрационному материалу; по картинкам.

Лексический материал:

Дети каждый день ходят в детский сад. Ира входит в кабинет. Глеб переходит дорогу на зелёный свет светофора. Мама уходит на работу утром.

Серёжа подходит к столу. Серёжа отходит от стола. Поезд приходит на стацию.

Рисовать – нарисовать, дорисовать, подрисовать, зарисовать, перерисовать, срисовать.

Писать – записать, написать, подписать, описать, списать

Шёл – вышел, ушёл, пришёл, зашёл, дошёл, обошёл, подошёл, перешёл.

Летать – прилетать, залетать, влетать, вылетать, улетать.

 

Фрагмент занятия

Логопед вызывает ребёнка и предлагает ему выполнить ряд действий (завязать бант кукле, расстегнуть или застегнуть пуговицу, одеть или снять платье с куклы и т.д.) Дети наблюдают за ним и говорят, что он делает, составляя предложения по демонстрируемому действию.

Затем проводится игра «Как сказать правильно?» Логопед называет предложение используя неправильный глагол. Дети должны найти ошибку.

Девочка подбежала из дома. – Девочка выбежала из дома.

 

Задание 3. Научить различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Лексический материал:

Даша помогает маме (помогла).

Бабушка вяжет носки. (связала)

Максим наливает воду в стакан. (налил)

Ира поливает цветы. (полила)

Серёжа строит дом из кубиков. (построил)

Осенью листья облетают с деревьев. (облетели)

 

Фрагмент занятия

Логопед предлагает двум дошкольникам выполнить одно и то же действие (например одеть куклу). Когда один из них закончит работу, логопед задаёт вопрос: Про кого из ребят я скажу «Он одел куклу»?, «А что делает Ира?» (одевает куклу)

Затем логопед используя картинки с законченными и не законченными действиями предлагает назвать детям, что нарисовано на картинках.

Имя существительное

Задание 1. Научить образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложениях.

Лексический материал:

Стул – стулья

Дерево – деревья

Лист – листья

Крыло – крылья

Перо – перья

Карандаш – карандаши

Пень – пни

Книга – книги

Игрушка – игрушки

Машина = машины

Лев – львы

Ребёнок - дети

 

Предлагается прослушать предложение и закончить следующее.

Ира достала из пачки карандаш. – Максим собрал в пачку (карандаши).

Даша села на стул. – Дети расставили (стулья). т.д.

 

Задание 2. Научить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и составлять с ними предложения.

 

Лексический материал:

Лев – львы – львов

Пень – пни – пней

Белка – белки – белок

Мальчик – мальчики – мальчиков

Утка – утки – уток

 

Детям предлагают составить с этими словами предложения. Или ответить на вопросы: Если ты забыл карандаши, как ты об этом скажешь воспитателю? (У меня нет карандашей)

 

Задание 3. Научить детей правильно употреблять и правильно произносить все предлоги. Составить предложения, включая в них предлоги. Заучить стихотворения.

 

С предлогом из

Грач вылетел из гнезда.

Дети вышли из дома.

Люди вышли из автобуса.

Мама шьёт платье из ткани

 

С предлогом за (предложить выполнить действия с помощью игрового материала или самим)

 

Лисичка спряталась за дерево.

Ира села за стол.

Максим спрятал мяч за спину

Машенька пошла за ягодами.

Глеб следил за порядком на столе.

 

С предлогом над(использую иллюстрации)

Глеб поднял мяч над головой. Птицы летали над озером. Самолёт летит над лесом.

 

С предлогами после, около, из-под, из-за, через

Даша села около Глеба. Все дети встали около меня. После занятия мы порисуем. Максим, достань мяч из-за шкафа. Ира встала из-за стола.

 

 

Из-под старого валежника,

У сухого пня,

Голубой глазок подснежника

Смотрит на меня.

 

Через мост перейти

 надо нам, ребята

В дальний лес мы пойдём,

Там грибы маслята.

 

 

    Это чей, это чей

Дом из красных кирпичей?

 

 

Уменьшительно- ласкательные существительные.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»

Цели:

-закреплять умение образовывать уменьшительно- ласкательные слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки;

-совершенствовать зрительное внимание и память, слуховое и тактильно- двигательное восприятие, наглядно- образное мышление.

 

Оборудование:

-большие и маленькие изображения животных, игрушек, предметов одежды, мебели, овощей и фруктов в натуральном виде и в виде предметных картинок;

-флажки большие и маленькие;

-игра «Чудесный мешочек».

                                                     Ход:

1.Оргмомент:

Логопед:

-Дети, мне кажется, вы сегодня хорошо подготовились к занятию, внимательно меня слушайте. Поэтому я хочу вас похвалить и назвать ваши имена ласково. Помогите мне назвать Антона ласково (поочередно называют все имена детей). А как ласково вы называете маму, папу, бабушку, дедушку?

 

2.Игра «Назови ласково»:

   Показ логопедом предметов натуральной величины из-за ширмы. Называние детьми их уменьшительно-ласкательной формы;. Показ логопедом этих же предметов, только маленьких (яблоко, морковь, лимон, апельсин, картошка, шапка, валенки, мяч, кукла, машина).

    «Чем отличается шапка и шапочка? Покажите ручками большую и маленькую шапочку (и еще сравнить аналогично несколько предметов).

 

3.Игра «Чего не стало?»:

     На фланеллеграфе поочередно несколько детей выставляют 3 пары предметов (например, заяц- зайчик, стул-стульчик, скамейка- скамеечка), проговаривая «Я выставляю…»

Затем один ребенок убирает 1 картинку, остальные отвечают, что пропало?

 

4. Игра «Будь внимателен».

     Логопед называет ряд слов, дети должны поднять большой флажок, если речь идет о большом предмете и маленький, если речь о маленьком.

     Примерный перечень слов: скамейка, стул, кроваточка, скамеечка, стульчик, стол, столик, волк, медведь, волчонок, медвежонок, курточка, кофта., куртка, лиса, лисонька, белка, мышь, белочка и т.д.

 

5.Пальчиковая гимнастика «Белка».

Проговаривание слов логопедом и детьми, загибая поочередно пальцы правой руки.

Логопед:

-Встречались ли вам ласковые слова? Назовите их.

 

6. Игра «Чудесный мешочек».

 Дети поочередно достают по 1 предмету из мешочка, называя их (предметов 8, 4 контрастные пары по форме). Затем логопед кладет предметы обратно в мешочек, а дети по 1 достают предметы, учитывая инструкцию логопеда «Достань и назови большой предмет; маленький».

 

7.Игра «Кто быстрее разложит?

 Каждому ребенку дают по 1-2 паре картинок, нужно разложить их в 2 стопки. Игра проводиться всеми детьми за 1 столом.

 

8.Итог: «Мы сегодня учились называть ласково некоторые слова. Назовите их».

 

Занятие с детьми

Предлоги.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»

 

Цели:

-закреплять умение и правильно употреблять предлоги «на», «за», «под», «около», «в», «перед»;

-отвечать на вопросы «где?», «куда?»;

-составлять предложения по демонстрации действия с использованием предлогов;

-совершенствовать зрительное и слуховое внимание, пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику.

 

Оборудование: мягкие или резиновые игрушки, машина; фланелеграф; силуэты волка, зайчат, ёлки, горы, счётные палочки.

 

                                                           Ход:

 

1.Оргмомент:

Дети выполняют движения по словесной инструкции, содержащей предлоги «на - за - под- перед - над» (ставят руки на пояс, хлопают под коленом и т.д.).

 

2.Игра: «Назови, что сделал Умейка».

Один из детей, подготовленный заранее, выполняет инструкцию логопеда, содержащую изучаемые предлоги (другие дети не должны слышать инструкцию).

Дети оречевляют действия Умейки, выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

 

3.Игра «Прятки»

Игрушка Мишка «водит», а мышка прячется. Дети закрывают глаза, а открыв их, ищут вместе с мишкой мышонка и называют его местонахождение. Затем «водит» мышка.

 

4.Игра «Поездка на автомобиле»:

Дети выполняют действия с автомобилем, оречевляют их, затем составляют рассказ («Машина выехала из гаража, поехала по дороге, переехала через мост, свернула под мост и возвратилась обратно в гараж»).

 

5.Физминутка: «Буратино».

 

6.Чтение логопедом стихотворения А. Барто «Ёлка».

Демонстрация силуэтов, горы, ёлки, волка, зайчат на фланеллеграфе. Ответы на вопросы после прочтения и показ действий детьми на фланеллеграфе:

-Ёлка стояла где?

-Волки бродили где?

-Зайчата и зайчиха встретили волка где?

-Зайчата не хотели куда?

-Они прыгнули куда?

-Зайчата висят где?

 

7.Выкладывание ёлочки из счётных палочек или из спичек самостоятельно.

 

8.Итог.

 

 

 Занятия с детьми

Слова - антонимы.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»

 

Цели:

-закреплять умение использовать в активной речи слова- антонимы;

-подбирать нужное слово, активизируя представления о признаках предметов;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, тактильно- двигательное восприятие;

-элементарное логическое мышление;

- развивать пространственную ориентировку;

Оборудование: парные картинки слов- антонимов; «Чудесный мешочек», разрезные картинки.

 

Ход занятия:

1.Повторение: Игра «Найди парную картинку»- каждому ребенку раздать по 2 картинки. Нужно самостоятельно выбрать пары для этих картинок и назвать слова- антонимы.

 

2.Игра «Закончи предложение»

Логопед читает начало предложения, а ребенок его заканчивает словом- антонимом:

 - Сахар сладкий, а перец….

 -Дорога широкая, а тропинка…

- Пластилин мягкий, а камень…

- Папа говорит громко, а сынок…

- Дедушка несет тяжелую сумку, а бабушка…

- Сахар сладкий, а лимон…

- Огонь горячий, а лед…и т.д.

 

3.Игра «Узнай на ощупь»:

1 вариант- каждый ребенок достает после предварительного анализа из «Чудесного мешочка»

один предмет и описывает его признаки;

  2 вариант - по инструкции логопеда: «Найди…» (например, длинный карандаш), «А, если карандаш не длинный, а наоборот, какой он? Найди его».

   Примерный перечень предметов: длинный и короткий карандаш, тяжелый и легкий шарик, большой и маленький грибы, широкая и узкая лента и т.д.

 

4. Физкультминутка «Холодный - горячий» (с мячом).

 

5.Собрать разрезную картинку:

В зависимости от уровня развития пространственной ориентировки картинки разрезаны на 2-4-6 частей; каждому ребенку раздать по 2 картинки слов - антонимов (лимон и груша, высокий и низкий домик и т.д.)

 

6.Игра «Что может быть…?» (длинным, высоким, легким, сладким, тяжелым и т.д.)

 

7.Итог:

Логопед:

-Как мы назовем тех, кто сегодня хорошо трудился?

Ответы детей (добиться ответа «трудолюбивые»).

-А тех, кто бездельничал?

Ответы детей.

 

Постарайтесь на следующих занятиях отвечать лучше.

 

Занятия с детьми

Слова- действия.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии на тему «Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр»

 

Цели:

-продолжать расширение глагольного словаря;

-образовывая форму настоящего и будущего времени, употребляя форму повелительного наклонения;

-выделять глагольный ряд, на основании которого построен сюжет;

-развивать зрительное внимание, пространственно-временную ориентировку, мышление.

 

Оборудование: наборы сюжетных картин.

 

Ход занятия:

 

1.Оргмомент: Игра «Почтальон принес открытки».

Логопед раздает открытки, адресованные по одной для каждого ребенка. Дети отвечают на вопрос: что делает? Затем все открытки собираются, логопед их перемешивает, и ребенок отыскивает свою открытку (чья открытка,? где белка грызет орешки? и т.д.).

 

2.Игра «Бывает - не бывает?»

Логопед:

-А вот еще открытки прислал почтальон. Никак не пойму, что тут написано? Подскажите мне, такое бывает или нет?

Примерные картинки «Мальчик по воде на санках едет», «Трактор по небу летит» и т.д.

 

3.Игра «Закончи предложение» (для «слабой» подгруппы предлагаются сюжетные картинки, нужно лишь выбрать правильную и закончить предложение).

Примерные предложения:: «Оля проснулась и…», «Коля оделся и …», «Заяц испугался и...» и т.д.

 

4.Физминутка:

Один ребенок надевает маску Буратино: «Ребята, поиграйте со мной. Сначала вы мне предложите что- нибудь сделать, а потом я вас попрошу».

 Примерные просьбы: «Поскачи, Буратино; попрыгай; потанцуй; помаши рукой; попрыгай на одной ноге» и т.д.

Каждый ребенок предлагает одно задание.

 

5.Игра «Что делает и что будет делать?»

  Каждому ребенку раздать - по 2 сюжетные картинки. Нужно назвать действие и определить последовательность картинок, например:

1. Девочка спит.

2. Девочка встала и умывается.

 

6.Это задание предлагается в случае выполнения предыдущих заданий.

Ответы на вопросы после прочтения рассказа «Как Мишутка катался на машине». Определить последовательность серии сюжетных картин, устанавливая глагольный ряд (решил покататься…сел…поехал…слышит…остановился…вышел…стал накачивать колесо…накачал…поехал..). Серия из 4 картинок.

 

7.Собрать разрезные картинки с изображением и назвать это действие.

 

8.Итог.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...