Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы с супружеской парой




Особенности консультирования при работе с супружеской парой.

Преимущества:

1. Прежде всего, беседа с двумя более диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются.

2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непосредственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющимся в особенностях взаимодействия супругов в консультации. Обращение к происходящему "здесь и теперь" бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.

3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствующих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их более серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа будет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них "за счет" другого.

5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жизни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время приемов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов

Недостатки:

1. Вести прием, в котором участвуют двое клиентов, обычно труднее, особенно на первых этапах консультативного процесса, поскольку присутствие второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы.

2. Работа с двумя супругами, хотя и является более эффективной, чаще всего носит менее глубокий, поверхностный характер. В этом случае реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе тех или иных супружеских разногласий. Результаты же, убедительные на первый взгляд, реже бывают полностью удовлетворяющими запрос клиентов, особенно если за семейными проблемами стоит нечто более личное.

3. Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязвима. Нежелание одного из них двигаться дальше, характерологические особенности одного из партнеров, препятствующие более углубленной работе, могут серьезно помешать консультированию.

Организация работы с супружеской парой

Выбирая совместную работу, необходимо представлять, что таким образом психолог берет на себя определенные обязательства, которые прежде всего выражаются в том, что он не должен вступать в коалицию ни с одним из них (как во время совместных приемов, так и вне их), встречаться с одним супругом "по секрету" от другого, обсуждать что-либо по телефону с одним из них без ведома партнера и т.д.

Необходимо отметить, что страх по поводу того, что консультант вступит в коалицию с одним из партнеров, будет сочувствовать и поддерживать другого, в конфликтных парах достаточно велик. Один из возможных вариантов реплик консультанта в такой ситуации, который был предложен К. Роджерсом. В ответ на подобные опасения клиентов он использовал следующую фразу: "У меня к вам большая просьба: как только вы заметите, что я встал на сторону одного из вас в ущерб другому, сразу же укажите мне на это. Мне это очень поможет в работе, и я буду вам искренне благодарен". Такой ответ действует, как правило, особенно убедительно.

Бывает, что один из супругов "приводит" другого в консультацию, и, соответственно, ориентация одного из них на психологическую помощь значительно меньше, а часто ее и вовсе нет. В таких случаях "незамотивированный" супруг нередко с самого начала выражает желание поговорить с консультантом наедине, без партнера. Консультанту следует проявить определенное упорство, стараясь убедить клиентов в возможностях и преимуществах именно совместной супружеской терапии. Но если клиент активно несговорчив, его все же стоит выслушать наедине, обязательно спросив предварительно у его партнера о согласии на такую индивидуальную беседу. То, что он/она сообщит, может оказаться "поворотным моментом" в работе с данной парой.

 

15. Организация работы с одним супругом по поводу супружеских проблем.

Уверить, что работа с одним членом пары ни в коем случае не является бессмысленной или безрезультатной. Один из наиболее убедительных доводов: "И вы, и ваш муж (жена), и ваши дети -- звенья одной цепи, и если вы как-то изменитесь, примете для себя какие-то решения, они обязательно рано или поздно почувствуют это и, соответственно, изменятся сами".

Ситуация работы с одним супругом "опасна" неравноправием, поскольку пришедший на прием в каком-то смысле берет груз семейных проблем на себя одного. В качестве успокоения клиенту можно предложить такое рассуждение: "Виноваты, конечно же, вы оба. Но обсуждать здесь вину вашего партнера бессмысленно, поскольку единственное, что я могу сделать в данной ситуации, это пожалеть вас, но вряд ли это принесет вам облегчение. Понимание же того, что именно ваши слова и поступки способствуют ухудшению и обострению ситуации в семье, может привести к определенным изменениям в вашем поведении, что будет полезно для семьи в целом". Этот аргумент легко принимается на уровне логики, но в процессе консультирования к нему приходится возвращаться, когда клиент начинает рассказывать, как он старается, чтобы все было хорошо, а партнер этого не ценит и не понимает.

Даже единичная удачная беседа с одним из супругов может привести к тому, что в следующий раз на прием придут оба. Один из существенных моментов такой организации -- это рассказ отсутствовавшему на предыдущих приемах супругу (разумеется, с разрешения партнера) о том, что происходило, о чем в основном беседовали клиент и консультант. Возможно и обратное, когда совместные встречи по каким-то причинам прерываются, и консультант продолжает работать только с одним из супругов.

Существует и еще одна возможность развития консультационного процесса. Это ситуация, когда консультант сам становится инициатором раздельных встреч с партнерами. Обычно это случается, когда работа не двигается и возникшая преграда – нежелание супругов обсуждать что-либо, явное упорство одного из них, укрепляемое реакциями другого -- становится серьезной помехой в процессе консультирования. Часто клиенты сами с удовольствием соглашаются на индивидуальную встречу с консультантом. Но важно, чтобы ни у одного из них не возникало ощущение, что он/ она делает для развития супружеских отношений больше, чем другой, или наоборот, что он/она виноват в том, что помощь психолога не дает каких-либо существенных результатов.

Идея равного участия и равной ответственности должна сохраниться и в индивидуальных разговорах с клиентами. Оказавшись же наедине с женой/мужем, консультант вправе использовать те преимущества, которые дает работа с одним клиентом, -- разговор на более глубоком уровне, обсуждение тем, анализ которых был труден в присутствии партнера, и т.д.

Активная жена — пассивный муж. Повод обращения в консультацию-жалоба жены на пассивность и несамостоятельность мужа. В ходе приема большое внимание должно быть уделено анализу реальной ситуации клиента, выстраиванию и осознанию механизмов доминирования. Особенно важными представляются два момента: ориентация клиентки на более адекватную, в данном случае — более пассивную позицию по отношению к супругу (просто принять это), а также на поиски конструктивных путей решения конфликта. Чрезмерная зависимость супруга от родителей. В число поводов обращения одного супруга в консультацию входят жалобы на несамостоятельность партнера, зависимость от родителей, неспособность независимо строить и развивать супружеские отношения. Конс. по поводу проблем, связанных с соматической или физической болезнью партнера. К числу случаев, когда в консультацию чаще всего обращается один из членов супружеской пары, не имея возможности или не стремясь привести с собой партнера, относится ситуация, когда психическое или — реже — физическое здоровье последнего вызывает у клиента определенные проблемы и опасения. Поводом для прихода может служить как необходимость “диагноза” для партнера (болен он/она или нет, насколько это может быть серьезно), так и решение собственных проблем, связанных с планированием дальнейшей супружеской жизни, разводом и т.д.

 

16. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте.

В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость и др.).

Наиболее существенные проблемы:

1. Усиление ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Это ряд социально-экономических факторов: возрастания занятости родителей, особенно матерей, ориентация на массовую систему дошкольных учреждений существенно повлияла на социально-воспитательные установки. Современный ритм жизни искажает характер взаимоотношений родителей и детей: уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, учебы и т. д.

2. Чрезвычайно усложняет условия развития детей и рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. К группе «воспитательного риска» обоснованно относят и многих детей, растущих в семьях с единственным ребенком. По существу, в любой семье с низкой культурой межличностных отношений формирование личности ребенка не может протекать благополучно.

3. Осложняет развитие ребенка и школа. Спектр психологических проблем школьников оч широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения, низкая самооценка, склонность к участию в асоциальных группировках, различные формы отклоняющегося поведения, дезадаптация и др. Родители и учителя недооценивают степень расхождения между практически создаваемыми школой условиями и условиями, необходимыми для реализации их возрастных возможностей.

4. Определенное ослабление органических предпосылок психического развития детей. Имеется в виду рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой. Значительный вклад группы причин: алкоголизм родителей, влияние неблагоприятной экологической обстановки, а также недостаточные медицинский контроль и помощь.

На данном этапе становления психологической службы индивидуальная работа с населением по возрастно-психологическому консультированию должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди родителей и учителей, на профилактику отклонений от нормального хода психического развития ребенка, а также на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми. Однако контролем и рекомендациями далеко не исчерпываются потенциальные возможности помощи детям и родителям со стороны психологов. Одно из наиболее действенных направлений расширения работы составляет организация при консультациях специализированных психолого-коррекционных групп для детей и родителей.

Конкретные задачи:

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка нa основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Подзадачи:

1) ориентацию родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное первичное выявление детей с различными склонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;

5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);

6) коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

 

17. Возрастная психология ― теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития.

Л. С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших проблем консультативной практики, опираясь на созданную им концепцию возраста: нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития. Частные явления психологического генезиса должны рассматриваться в контексте понятия возраста. Основными составляющими психологического возраста окажутся социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности. Далее дополнение первоначальной периодизации психического развития ребенка характеристикой ведущего типа деятельности на каждом возрастном этапе. Именно в ней возникают и развиваются новые психологические функции и качества. Таким образом, психологические новообразования являются не только предпосылкой, но и результатом возрастного развития. В предложенном Л. С. Выготским определении психологического возраста заключена основная методологическая схема возрастного подхода к анализу различных явлений психического развития ребенка.

Применительно к индивидуальному психологическому консультированию анализ социальной ситуации развития ребенка означает одновременный учет двух планов отношений: с «общественным взрослым» как представителем социальной функции, института, воплощающим в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы деятельности, и, индивидуальные, личностные отношения с близкими взрослыми (в семье) и детьми (сверстниками).

Деятельность представляет собой другую чрезвычайно важную сторону возрастно-психологической характеристики ребенка, поскольку никаких отношений к действительности вне деятельности не существует. Для диагностики важны оба аспекта деятельности — и как формирующей психику, и как обнаруживающей ее. Для консультанта достигнутый уровень и особенности строения игровой, предметной и многих других видов деятельности имеют поэтому огромное диагностическое значение. Они могут служить существенными показателями благополучного или отклоняющегося хода развития. В отношении третьей составляющей «возрастно-психологического портрета» ребенка — характеристики возрастных новообразований— в работах Л. С. Выготского были определены центральные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного возраста. По этому поводу справедливо замечено, что «содержание диагностики определяется степенью проникновения в процессы психического развития, характерной для настоящего момента развития детской психологии, в ходе более глубокого раскрытия процессов психического развития содержание изменяется и уточняется».

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с психологическим обследованием, диагностикой развития ребенка и составлением программы помощи. Относятся к этой области и понятия психологического прогноза, коррекции и некоторые другие. В практической психологии термин «диагноз» получил распространение как констатация количественной или качественной характеристики признака. Достаточно сказать, что психологическая диагностика определяется как «идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов». Единственно научный путь построения психологического диагноза Выготский видел в квалификации данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, в исследовании механизмов формирования установленных трудностей. Выготский не ставил в центр психологического диагноза негативные или болезненные проявления даже в случае аномалий развития.

В рамках консультативной практики целесообразно сказать об условно-вариантном прогнозе развития ребенка, под которым мы понимаем возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития ребенка в случае реализации различных условий, какой наиболее вероятный ход развития ждет ребенка, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо, напротив, усугублены и т. д.

Наконец, «наиважнейшей практической частью» индивидуального консультирования, Л. С. Выготский называл психолого-педагогическое назначение. Принципиальную опасность в составлении рекомендаций Выготский видел в попытках возвратить обратившимся родителям или педагогу то, что исследователь от них получил, ограничиться абстрактными советами. Выготский писал о своей убежденности, что путь к «расцвету всей лечебной педагогики» лежит через научное понимание ребенка, дающее специальные приемы и средства психолого-педагогического исследования и воздействия на ребенка. Руководящей идеей при составлении психологами рекомендаций, касающихся того, как родителям следует заниматься с детьми, может служить идея А. В. Запорожца о создании условий для всемерного обогащения (амплификации) развития ребенка в противоположность тенденциям к его искусственному ускорению (акселерации).

Таким образом, в рамках концепции возраста Л. С. Выготского, полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка (своего рода «психологический портрет») складывается из анализа трех основных составляющих: 1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье, школе и т. д., с обществом в целом); 2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т. д.), оценки его соответствия возрастным нормативам; 3) диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического раззития ребенка, в области самосознания. Рекомендации связаны с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением условно-вариантного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.

 

18. Задачи и общие рекомендации к обследованию ребенка в практике консультирования.

Мнение консультанта, любая оценка, высказанная им по поводу психического развития ребенка, могут существенно повлиять на условия его дальнейшего развития, прежде всего на отношение к ребенку родителей, учителей и других лиц, участвующих в его воспитании. Индивидуально-психологическое консультирование основывается на информации, получаемой из разных источников: беседы с родителями, учителями (воспитателями), самим ребенком; наблюдения за ребенком в домашней, школьной или иной обстановке; экспериментально-психологического обследования; знакомства с родителями; изучения данных предшествующих психологических обследований, медицинской и другой документации.

На основе этой информации психолог-консультант должен дать общую оценку уровня развития ребенка, описать сущность трудностей ребенка, оценив степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с появлением указанных трудностей, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекциониую программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы ее получения.

Особенности проведения экспериментально-психологического обследования ребенка в целях консультирования. Современная психология располагает большим и разнообразным набором методических средств: наблюдение, беседа, экспериментально-психологические методики и тесты, пробы на совместную деятельность ребенка и взрослого, обучающие методики, опросники и многие другие. Наблюдение за поведением ребенка может проводиться как в специальных условиях, так и в естественной обстановке. Целесообразно использовать естественную ситуацию ожидания ребенком начала обследования, чтобы выявить некоторые существенные особенности его поведения.

Первая задача состоит в установлении с ним хорошего контакта и взаимопонимания. Без достаточного интереса и внимательного отношения ребенка экспериментатору трудно рассчитывать на получение достоверных, объективных результатов. Поэтому необходимо расположить ребенка к обследованию, снять у него возможную тревожность по поводу незнакомой ситуации и постараться создать настроение, при котором ребенок наиболее полно раскроет свои возможности. Незаменимую роль здесь играют непринужденный разговор, спокойный доброжелательный тон, одобрение, улыбка. Работая с дошкольниками, обследованию следует придавать характер обыкновенной игры или беседы. Чтобы ребенок почувствовал себя непринужденно, необходимо дать ему время освоиться в новой ситуации, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть то, что его заинтересовало. Ребенка необходимо называть по имени, не забыв также сразу же назвать себя. Дошкольнику проще всего объяснить цель контакта и включить его в ситуацию обследования, предложив посмотреть новые книжки с картинками или несложную, но интересную игрушку. Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие экспериментатора вопросы до того, как ребенок освоится в непривычной для него ситуации. У ребенка не должно возникать ощущение неуспеха. С некоторыми необходимый контакт удается наладить далеко не сразу (диагностично).

Ф. Гудинаф составила список рекомендаций, позволяющих избежать некоторых распространенных ошибок при проведении обследования. Так, например, она подчеркивает, что 1.не следует отрывать ребенка от интересной для него деятельности ради обследования. 2. Во всех случаях необходимо учитывать возможное влияние деятельности ребенка, непосредственно предшествующей обследованию. 3. Обязательно наличие специально оборудованного помещения, которым может быть тихая светлая комната, по возможности лишенная особенно ярких или необычных предметов, которые могут надолго задержать внимание ребенка. 4. Необходимо предусмотреть и детали обстановки: не стоит, к примеру, сажать ребенка лицом к окну, где в поле его зрения в любой момент могут появиться новые предметы или люди. 5. Следует приспособить общий темп обследования к индивидуальным особенностям ребенка: не пытаться торопить медлительных детей и быть готовым к быстрой смене разнообразных заданий в том случае, если у ребенка высокий темп умственной деятельности.

Контроль за состоянием ребенка, учет возможных колебаний его настроения и мотивации необходимы на протяжении всей процедуры обследования. Считается неправомерным мотивировать ребенка путем сравнения его с другими детьми или через соревнование. Не стоит также прибегать к использованию или обещанию каких-либо наград.

 

19. Тестовое и клиническое обследование ребенка в практике психологического консультирования.

Тестирование. Сформулировано несколько обязательных правил обследования с помощью стандартизованных методик.

1. не следует как-либо менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизованную процедуру какие-либо другие изменения, даже естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, несколько раз повторять вопросы, помимо тех, возможность которых специально предусмотрена и оговорена в описании процедуры в руководстве теста. С. Берт писал, что важно знать, как ребенок реагирует на определенные стандартные формулировки, а не только то, как он выполняет определенные операции.

2. в ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже усиленно хвалить. Считается, что ребенка можно хвалить за его старание, но не за сами ответы или результаты решения. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок не имел представления о допущенных им ошибках.

3. С особым вниманием относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка: обследование проводится только в том случае, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, излишнего волнения, проявлений упрямства и т. д. Берт: «Игнорирование эмоционального аспекта может привести к тому, что многие нормальные дети окажутся в специальных учреждениях».

Порядок предъявления заданий. Маленьким детям - первыми задания с ярким материалом или картинками. Тесты на запоминание фраз, цифр и другого аналогичного материала надо давать после того, как ребенок привыкнет к голосу экспериментатора. Тесты, требующие особого напряжения внимания, не следует предлагать в конце обследования. Длительность одного сеанса обследования дошкольников обычно не должна превышать 40—50 мин. Методические материалы следует держать закрытыми от ребенка и показывать их только по мере необходимости. Не давать играть принадлежностями методик. Избегать присутствия взрослых в процессе тестирования ребенка. Исключения - ребенок категорически отказывается расстаться с ними. Оптимальное сочетание трех возможных вариантов: беседы психолога с ребенком один на один, специальных проб на совместную деятельность ребенка с родителями и выполнения ребенком определенных заданий в присутствии родителей, имеющих возможность в этом случае наблюдать за происходящим, никак в него не вмешиваясь.

А. Анастази подчеркивает три главных требования: «Во-первых, необходимо следовать процедурам стандартизации даже в самых незначительных подробностях... Во-вторых, следует регистрировать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второстепенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов теста важна учитывать условия тестирования».

Таким образом, весьма жесткие требования к корректности применения тестов накладывают серьезные ограничения на возможности их практического использования в консультативном обследовании ребенка. Большими преимуществами в этом плане обладают методики клинического типа.

Особенности клинического варианта обследования. Клинический подход направлен на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельных, индивидуальных случаев. Акцент на качественном анализе способов выполнения испытуемым заданий, учете характера и причин ошибок испытуемого, определении возможностей их устранения в результате оказания помощи. Указанная направленность клинического обследования предполагает у экспериментатора совершенно иную (по сравнению с проведением теста) установку — активную и гибкую, а не нейтральную. Здесь не только допускается, но и специально широко используется изменение инструкций в заданиях — их пояснение, уточнение и т. д. Практикуется отказ от ограничений испытуемого по времени (при сохранении учета этой характеристики). Обучение - это обязательные и важнейшие приемы получения информации. Таким образом выясняются критичность ребенка к своим ошибкам, особенности мотивации, самооценки и т. д. Реакция на замечание, например, может обнаружить эмоциональную устойчивость ребенка и другие важные характеристики.

В процессе клинического обследования можно также обучаемость, в частности способность к переносу вновь усвоенного элемента на решение последующего задания, способность к самостоятельному применению того, что было усвоено при помощи взрослого. Клиническая процедура позволяет экспериментатору прицельно и гибко реагировать на все ответы ребенка. В клиническом варианте можно эффективно использовать самые различные задания, в том числе взятые из известных тестов. Возможность разностороннего анализа составляет важное преимущество клинического обследования. Однако это преимущество может проявиться только при условии значительного опыта экспериментатора, позволяющего ему одновременно видеть и фиксировать разные качества деятельности ребенка.

В практике консультативной работы оптимальной стратегией представляется гибкое сочетание психометрического и клинического методов в процессе обследования, нацеленное на получение разносторонней характеристики развития ребенка.

 

20. Работа с родителями в процессе консультирования: общие принципы, беседа, родительские группы.

В ходе консульт-ия псих-ог встреч-ся с родит-ями несколько раз:1)первичная беседа при записи, 2)обстоятельная беседа по поводу развития ребенка, 3) при обследовании ребенка, 4) заключ-ая беседы по результатам обследования.

Общие принципы взаимоотношений консультанта с родит-ями: 1) умение создать доверит-ые, откровенные отнош-я с родит-ми, показать свое отношение, как искренне заинтересованные в устранении трудностей реб-ка; 2) ориентация родит-ей в структуре и задачах консультативной работы, разъяснение назначения обследования, формир-ние устан-ки на совместный и разносторонний анализ проблем реб-ка (освободить род-ей от тяж-ых чувст, стимулировать к позит-ым сторонам проблемы, к активному поиску её решения); 3) предупредить о возможных трудностях, препятствиях при провед-ии работы с реб-ом, о возможном возникновении у род-ей ожидания немедленных результатов.

Беседа: Цели: 1) обсуждение общего сост-ия психич-ого развития реб-ка, степени и причин трудностей, условно-вариантного прогноза; 2) совместная разработка системы конкретных мер помощи/специальной коррекционной программы; 3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4) планирование последующих встреч (в случае необходимости). Рекомендации по проведению беседы: 1) желательно вести беседу с обоими род-ями(помогает получить более объект-ую и разностороннюю картину жизни реб-ка, позволяет род-ям почувст-ать общую ответствен-ть за судьбу реб-ка.); 2) побудить род-ей к откровенному обсуждению проблем реб-ка(их представления о причинах трудностей, их разрешения); 3) стремиться к выработке реалистического представления о трудностях ребенка; 4) в процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение; 5) подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка (это придает большую убедительность выводам консультанта). Важной задачей являются снятие чувства тревоги у род-ей, опасений за него и одноtно углубление понимания его трудностей, усиление чувствит-ти к потребностям реб-ка.

Род-ие группы: это форма групповой работы, целью кот-ой явл-ся улучшение детско-родит-их отношений, когда имеет место непонимание род-ями базовых фактов развития реб-ка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Формы род-их групп: 1) консульт-ие по частным проблемам (улучшение детско-родительских отношений на основе обсуждения общих для членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам); 2)родительский тренинг(повышения сенситивности родителей к чувствам, переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения); 3) занятия в психотерапевтических группах для решения псих-ческих проблем самих род-ей. Общие принципы: Славсон вводит понятие «первичный кодекс группы», включающий 3 постулата: 1) предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей; 2) все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии; 3) ведущий не явл-ся авторитетом, единст-ным источником информ-ии и суждений, которые должны быть приняты всеми членами группы. Консультативный процесс не фиксируется жестко на реб-ке, а свободно перемещается с проблем реб-ка и детско-родит-их отношений на проблемы род-ей, реализуя тем самым терапевтический подход к самому род-лю. Роль консультанта состоит в организации адекватной ориентировки род-ей в ходе решения поставленных проблемных ситуаций, находящей выражение в росте родительской компетентности. Работа с родительскими группами обоснована решающей ролью общения ребенка со взрослым для психического развития ребенка и является составной частью проведения коррекционной работы.

 

21. Консультирование по проблеме готовности ребенка к школьному обучению.

Единого и четкого определения понятия «школьная зрелость» нет, равно как до конца не установлены и надежные и наиболее информативные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Различные авторы выделяют различные компоненты ГОШ. И. Шванцар: умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Г. Витцлак: определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости),социальное поведение. В работах советских исследователей готовность к обучению в школе—многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л. И. Божович, которая указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. «Социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создают готовность к школе».

Необходимо учитывать, что готовность к школе — это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием.

В консультировании психологической готовности к школьному обучению необходимо различать три типа работы психолога-консультанта, сходные по процедурам, но различающиеся по своим целям и задачам.

1. При записи детей в первые классы. Эта запись традиционно проходит в школах в апреле—мае каждого года. При записи психолог-консультант (или школьный психолог) может вести как массовые обследования психологической готовности, так и индивидуальные, нацеленные на трудные случаи, когда педагоги затрудняются в принятии решения.

При массовых обследованиях психолог, используя методики диагностики внимательности, произвольности, мыслительных и речевых способностей, произвольной и непроизвольной памяти, обучаемости, познавательной мотивации, ручного праксиса, составляет психологический экспресс-портрет ребенка, который используется в дальнейшем учителем в ходе индивидуализации обучения. Но одновременно психологический портрет используется психологом-консультантом для рекомендаций родителям ребенка по активизации его подготовки к школе в течение оставшихся до школы нескольких месяцев.

В трудных случаях, когда вопрос уже стоит о том, брать или не брать ребенка в школу, психолог использует кроме специализированных методик диагностики готовности к школьному обучению и диагностические методики определения задержек психического развития. К специализированным методикам диагностики школьной зрелости относится тест школьной зрелости Г. Витцлака.

2. Для второго типа работы характерно как раз желание родителей получить консультацию психолога о готовности их ребенка к обучению в школе еще до принятия решения об ег

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...