Классификация форм психологического консультирования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами. Индивидуальные консультации делятся на: · однократные и многократные; · консультации по личному обращению; · в результате вызова, направления; · без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием; · без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов; · изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально – психологический тренинг в промежутках между консультациями). Консультации классифицируются по характеру решаемых задач (основных и дополнительных), в частности, на информирующие, проблемно-ориентированные, развивающие, корригирующие и другие. Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и другие).
33. Индивидуальное психологическое консультирование по вопросам карьеры. Консультирование по вопросам карьеры (КВК) — важный вид психол. вмешательства, сосредоточенного на отдельных функциях, таких как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной, групп. или цикловой (в рамках специальных программ) работы, а также в любых сочетаниях трех указанных форм. Такого рода вмешательства строятся на интенсивном использовании методик профессиональной оценки, профпросвещения и оценки тенденций на рынке труда, а также методик информирования клиентов о личных качествах, необходимых для конкретной работы.
Индивидуальные подходы в области консультирования по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе всегда отличались поэтапным взаимодействием с клиентом, включающим обычно от двух до пяти бесед (или интервью). Эти беседы разбиваются на следующие этапы: 1. Ознакомительная беседа, в течение к-рой консультант и клиент устанавливают рабочие отношения на уровне, позволяющем консультанту начать строить рабочие гипотезы о потребностях и благополучии клиента. 2. Этап, связанный с тем, что можно было бы назвать «определением проблемы», в течение к-рого осн. заботам клиента придается более ясное и точное выражение, чем при первой встрече, производится приоритетное упорядочение его забот. 3. Оценочный этап, предполагающий более или менее систематическую оценку характеристик клиента, предположительно имеющих наиболее тесное отношение к очерченной проблеме или совокупности проблем. 4. Этап обратной связи, на к-ром консультант доводит до сведения клиента рез-ты и скрытое значение предыдущих этапов, особенно оценочного. 5. Этап реализации; главная обязанность клиента на этом этапе — принять решения, к-рые можно воплотить в жизнь подходящими способами, прибегая к помощи консультанта и используя осн. сведения, полученные на предыдущих этапах. К. по в. к. обычно предполагает работу с «взрывоопасным» материалом (эмоционально нагруженным содержанием и аттитюдами), требующим от консультанта соотв. обращения. Первонач. консультировании по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе явное предпочтение отдавалось групп. подходам как способу, экономящему время и деньги. Но один консультант не может сравниться по результативности с неск. консультантами, работающими с аналогичной группой клиентов; однако в последнем случае группа уже не дает столь заметного снижения себестоимости услуг по сравнению с индивидуальным консультированием.
Вмешательство в рамках специальных программ осн. на допущении о предсказуемой последовательности событий в процессе взросления и соц. созревания чел. Такая предсказуемость позволяет предвидеть потребности клиента на разных стадиях жизни. Рез-т этого предвидения — разраб. программ, имеющих целью улучшить прохождение индивидуумом событий данных стадий. Сравнивая индивидуальный, групп. и программный подходы, можно прийти к заключению, что программные подходы обычно используются в работе с клиентами, рост и развитие к-рых не отклоняются от нормативного из-за наличия к.-л. проблем; что индивидуальные подходы применяются в работе с людьми, нуждающимся в дополнительной помощи при решении обычных карьерных проблем, и что групп. подходы ориентированы на работу как с нормально развивающимися людьми, так и с теми, кто испытывает разного рода трудности. Основные направления работы в консультировании по вопросам карьеры. К осн. задачам К. по в. к. относятся профпросвещение, преодоление колебаний/нерешительности клиентов, определение паттернов (типов) карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста и решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры. Профпросвещение мн. годы служило краеугольным камнем профконсультирования. К источникам профессиографической информ. Относятся издания, в к-рых печатаются объявления о вакансиях, отражающие новейшие атрибуты различных профессий, а тж ряд более совр. автоматизированных систем поиска и «примеривания» профессий. Концептуализация пути, к-рый люди проходят в своей трудовой жизни, составляет важное содержание работы консультанта по вопросам карьеры. Идея созревания в процессе прохождения стадий профессионального цикла неразрывно связана с понятием паттернов (типов) карьеры. Наблюдения показывают, что паттерны карьеры с годами меняются, и некогда относительно редкий паттерн — последовательная, или «ступенчатая», карьера — становится все более распространенным.
Практические соображения, по к-рым К. по в. к. превратилось в отдельную специальность, связаны с проблемами профессионального выбора/отбора и профессиональной адапт. Выбор профессии — важная проблема преимущественно для заканчивающего школу чел. Поэтому большинство исслед. были посвящены изучению того, как школьники выбирают профессию; и на их основе составлялись опросники. Большое число исслед. было предпринято для изучения процесса перехода от школьного обучения к работе. Современное положение дел. Б. ч. К. по в. к. проводится в школах, в отделениях программы содействия трудоустройству наемных работников или в местах, где предоставляются др. психол. услуги, таких как частные бюро или реабилитационные клиники разного типа. Вследствие этого диапазон этических норм и правил работы в данной области консультирования существенно варьирует. К. по в. к. остается довольно неразвитым в том, что касается систематического руководства этическими нормами и принципами.
34. Место психологического консультирования в системе психологического терапевтического знания (по М.А. Гулиной). Британская ассоциация консультирование определяет консультирование как процесс, в котором «человек, берущий на себя роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посветить свое время, уважение и внимание человеку, или людям, которые временно будут в роли его клиентов». Задача – дать клиенту возможности исследования, прояснения и обнаружения источников и пути, которые позволят жить ему более плодотворно и лучше себя чувствовать. Это позволяет использовать разные подходы к консультированию, и использование разных методах внутри одного подхода исходя из области применения. В терапевтической психологии существуют и методы, эффективные и в консультировании, но не имеющие достаточных теоретических и эмпирических обоснований (например, гештальттерапия). Концепты консультирования делятся на концепты воздействия и взаимодействия. Они столь же влиятельны и распространены, как и в определении сущности психотерапии. По мнению Либиха, основным инструментом психотерапии и консультирования является слово. Но в психотерапии роль терапевта более активно, чем в консультировании. Консультировании является одной из форм помощи людям в решении их проблем, но не дает ответов на все вопросы, поэтому его целесообразно выделить в отдельную стратегию психологической помощи наряду с советом, информированием и т.д. Возможно выделять различные виды консультирования в соответствии с различными типами классификации (групповое, индивидуальное), типы по принципу показаний к консультированию.
Консультирование имеет неуловимую границу с психотерапией – наличие психотерапевтического эффекта в процессе консультирования не достаточно для доминирования медицинской модели лечения в этой области. Почти все созданные и используемые психотерапевтические модели были разработаны психологами и психотерапевтами как антитезы к отношениям «врач-больной», поэтому трудно сосуществовать психологу и врачу в стенах одной больницы. И эта трудность никак не обусловлена мнимыми различиями в эффективности работы врача-психотерапевта и психолога-психотераевта. Она обусловлена различиями в философии отношений клиента и психотерапевта. Грань между консультированием и психотерапией трудноуловима, так как и медицинские, и психологические модели направлены на помощь страдающему человеку. В медицине больше акцент на воздействие, а не на взаимодействие. Отношение между медицинским и психологическим подходом к знанию о человеке, по мнению Бреммера и Шострома, можно представить в виде континуума. Но в каждом реальном случае работы с конкретным клиентом можно находиться только в одной точке этого континуума. Медицина ориентирована на лечении неврозов и психозов, приведших к дезадаптации, при помощи нейро и психохирургии, электрошока, наркосинтеза, транквилизатора, инсулинового шока, седативных средств, гормонального лечения, витаминов и т.д. Психология ориентирована на планирование и решение проблем при помощи психодиагностики, сбора и анализа данных, оздоровительных техник, работа с эмоциями, изучение и описание случая. А психотерапия о переобучение лежит на грани между медициной и психологией.
35. Сложные (пограничные) случаи и взаимоотношения психолога-консультанта со школой, родителями и медучреждениями (по Г.В. Бурменской и др.). При консультировании детей младшего школьного возраста может возникнуть подозрение на то, что трудности ребенка связаны с имеющейся у него задержкой психического развития или иной формой нервно-психической патологии. В таких случаях рекомендовать родителям ребенка проконсультироваться у соответствующего врача. Психолог должен указать такую консультацию, сопроводив при необходимости направление ребенка психологическим заключением по консультации. Правда на консультацию к психологу часто приводят детей, уже имеющих (или имевших) медицинский диагноз, состоящих (или состоявших) на учете у детского врача-психоневролога. Однако сам факт, что количество детей, консультирующихся у психолога после консультации у врачей, достаточно велико, свидетельствует о том, что психолог и врач решают разные по содержанию задачи и не подменяют друг друга. Возрастное психологическое обследование и консультирование ребенка могут и должны быть проведены совершенно независимо от того, имеет или нет ребенок медицинский диагноз.
Результатом обследования становится возрастно-психологическое заключение. С нашей точки зрения, по своим основным структурным моментам оно близко к так называемому функциональному диагнозу в психиатрии (В. М. Воловиков), который противостоит нозологическому диагнозу. Он закладывает фундамент для профилактико-терапевтической и реабилитационной работы. Если нозологический диагноз — это диагноз болезни, то функциональный — это диагноз больного. Аналогия возрастно-психологиче-ского заключения с функциональным диагнозом имеет смысл и тогда, когда речь идет о норме, а точнее, о вариантах нормы как аналогах (хотя и далеких) нозологических единиц. Особую проблему составляют взаимоотношения психолога (имеется в виду и школьный психолог, выполняющий функции психолога-консультанта) со школой. Учителя иной раз просят или даже требуют от психолога обследовать того или иного трудного для них ученика. Психолог попадает в нелегкую ситуацию. Необходимость консультации в большинстве подобных случаев очевидна. Однако, здесь важно утвердить принцип абсолютной добровольности консультации. Психолог должен через учителя довести до родителей трудного ученика информацию о своих возможностях, об адресе консультации и ее задачах, но ни в коем случае не обследовать ребенка (речь идет о младших школьниках) без разрешения родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|