Фонетические рассказы с картинками звуки Ш, ж
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТкаченкоТ.А. Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно) ISBN 5-89415-378-6 В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифицированных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников и младших школьников. Все тексты снабжены специальной фонетической символикой, а также цветными сюжетными картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей. УДК 373 ББК 74.902+ 74.100.5 ©ТкаченкоТ.А., 2004
Библиотека практикующего логопеда Учим произносить правильно Татьяна Александровна Ткаченко ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ Звуки Ш, Ж Главный редактор И.Ю. Синельников Ответственный за выпуск В.Е. Дремин Редактор И. В. Сецкая Корректор Ю.В. Петрова Верстка СИ. Чорненький Дизайн обложки А. Г. Чувасов Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001 Подписано к печати 03.02.2003. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 5000 экз. Заказ № 338. Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03). Издательство «АРКТИ» 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848 ФГУП «Фабрика офсетной печати № 2» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 141800, г. Дмитров, Московской обл., ул. Московская, 3. Советы автора Уважаемые педагоги и родители! Неправильное произношение у детей бывает либо самостоятельным дефектом речи, либо является составной частью более сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи и пр.
И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чистого, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закреплением) правильного произношения. Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах. Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания. Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы. Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Однако при многократном повторении как правильно, так и неправильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., закрепляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение нескольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо! На важность соблюдения этого принципа (принципа фонетической доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др. К сожалению, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорируется как в специальной литературе, так и на практике. Следовательно, для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепенно, по мере их уточнения. Ранее в специальной литературе уже публиковались рассказы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.И. Богомоловой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.
* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более предпочтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции произношения по подражанию.
Отдавая должное значимости пособий перечисленных авторов, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой составной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов. При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться несколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при самой сложной и полиморфной его патологии. Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расширить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи. В группах названного профиля, когда в первом периоде обучения дети произносят правильно только самые простые согласные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетические рассказы с картинками. Звук ЛЬ». Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены смешиваемые с основным, оппозиционные или более сложные звуки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ребенка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обучения), позволяет наша фонетическая символика. В символике мы используем не все звуки, а только те, произношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляющем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень таких звуков основным фонетическим рядом. Итак, наша символика охватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).
* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого знака, чтобы было понятно любому читателю.
Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их комбинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем: — буквы в левом верхнем углу страницы символизируют основные автоматизируемые звуки;
— буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, помимо основных, присутствуют в тексте; — буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствующие в тексте. Такая фонетическая символика существенно облегчает логопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения. Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности текста с произносительной точки зрения. Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указано со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы. Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем большая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается сложнее в произносительном плане. Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автоматизация которого на данном этапе коррекции произношения более предпочтительна. Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немаловажно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассматривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринимает содержание текста, что, естественно, увеличивает обучающий эффект. Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рассказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних занятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажется более продуктивной. Напомним, что только при совместной работе логопеда и родителей коррекционный эффект окажется наилучшим.
Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостатков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопедических занятиях. Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.
Как пользоваться пособием
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|