Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности боя на двухклинковой навахе




Особенность этого ножа в том, что у него два одинаковых клин­ка, торчащих из рукояти в разные стороны. Открываются лезвия так же, как в одноклинковой навахе, рукой или зубами. Благодаря этой особенности в конструкции оружия имеется еще один прием нападе­ния — «Удар в живот снизу».

Упражнение № 181. Удар в живот снизу

Построение и исходное положение: в этом и последующих уп­ражнениях — в одну шеренгу и в боевой стойке левой ногой вперед;

левая рука в плаще защищает грудь, нож открыт, он в правой руке в положении, готовом для активных действий.

Техника исполнения. По команде «Для удара снизу — замах!» надо отвести правую руку назад, имея одно лезвие вниз, другое вверх. По команде «В живот — бей!» следует, делая выпад правой ногой, ударить воображаемого противника верхним лезвием в живот по направлению снизу вверх.

Методические указания. Удар в грудь выполняется всегда ниж­ним клинком, удар по правому боку — всегда нижним, а по левому боку — всегда верхним, для чего не следует разворачивать кисть ла­донью вверх. Эту особенность следует тщательно отработать с акте­рами, если предстоит постановка боя на двухклинковом оружии.

Может возникнуть ситуация, когда у одного бойца наваха про­стая, а у второго — двухклинковая. Бой на двухклинковом оружии технически сложнее и длится дольше. Это оружие не дает реальных преимуществ в бою.

Защиты

Защиты, выполняемые левой рукой, те же, что в одноклинковом оружии, а в защитах навахой имеются некоторые особенности: ею защищаться легче, чем одноклинковым оружием, так как площадь обороны больше. Надо поставить наваху в положение второй защи­ты, чтобы понять, что верхняя часть правого бока прикрыта третьей защитой. Если поставить руку в положение первой защиты, то меха­нически верхний клинок будет зафиксирован в четвертую. Защита от удара сверху в грудь требует уточнения.

Упражнение № 182. Пятая защита навахой

Техника исполнения. По команде «Пятым — закройсь!» надо, ме­няя стойку назад, одновременно поставить руку с ножом так, чтобы верхний клинок защитил голову и грудь. Кисть должна быть правее направленного удара противника.

Упражнение № 183. Шестымзакройсь!

Техника исполнения. По команде «Шестым — закройсь!» надо, меняя стойку назад, одновременно взять оружие под удар, то есть выше и впереди головы, кисть несколько левее удара противника.

Методические указания. В двух последних упражнениях нет сложности, надо только, чтобы кисть была вне возможности пораже­ния при ударах сверху. При выполнении этих защит желательно от­клонение корпуса назад, а небольшой выпад левой ногой назад обя­зателен.

 

Типичная композиция боя на двуклинковых навахах Оба — «К бою!», дистанция средняя.
«Моя» «Противник»
1. В грудь сверху — бей! 1. Пятой левой — закройсь!
2. Вторая, левой — закройсь и скачок назад. 2. В левый бок — бей!
3. Меняя стойку вперед, в правый бок — бей! 3. Третьим, навахой — закройсь!
4. Пятым, навахой — закройсь и подмени защиту на левую руку. 4. Сверху — бей!
5. Снизу в живот — бей! 5. Вторым, левой — закройсь!
6. Четвертым, правой — закройсь! 6. Справа, в левое плечо — бей!
7. Удар кулаком, левой в лицо — бей! 7. Меняя стойку назад, защита в блок плащом и скачок назад.
Оба — «К бою!»

Методические указания. Приемы рукопашного боя должны быть известны студентам из курса «Основы сценического движения».

Глава XX ШПАГА И ДАГА

 
 

Бой на шпаге с дагой яв­ляется одним из основных (рис. 106) для курса истори­ческого фехтования. Он ха­рактерен для XVI и начала XVII столетия. Большое чис­ло пьес исторического ре­пертуара отражает эту эпоху, а потому именно эта разно-

видность исторического фехтования должна быть проработана очень обстоятельно.

Способ обнажения оружия

Сначала вынимают шпагу в соответствии с приемами школы сце­нического боя, затем кладут левую руку на рукоять даги и, обнажая ее, меняют стойку вперед или назад в зависимости от дистанции или раз­мещения актеров на сцене. Можно обнажить шпагу стоя на месте, не принимая положения боевой стойки, что очень удобно для произнесе­ния реплик: сначала выхватывается из ножен шпага, а затем дага, ноги расставлены в стороны, лезвия обоих оружий направлены вперед.

Дага — подсобное оружие: ее использовали главным образом для защиты, поэтому обнажать ее имело смысл тогда, когда шпага была уже обнажена. В бою, в случае если шпага выбита из рук или слома­лась, можно было перехватить дагу в правую руку и, используя ее как шпагу, продолжить бой.

Несмотря на то что дагу держали в левой руке, защиты, выполня­емые ею, были точнее, чем защиты тяжелой шпагой. Движения на­падения, наоборот, выгоднее было выполнять шпагой: она длиннее и могла ранить противника, находящегося довольно далеко. Шпага и колет, и рубит, что даге недоступно, так как дага — только колющее оружие. По координации движений этот вид боя достаточно труден и отличается большой скоростью.

Для этого вида борьбы типично одно из самых сложных видов перемещений в пространстве, поскольку техника защит оружием (точнее, отводы клинка противника) не была еще достаточно разра­ботана. Если они и возникали в бою, то, скорее, чисто интуитивно. Только с середины XVII столетия техника защит и атак получила свое обоснование.

Упражнение № 181. Боевая стойка

Основная стойка — левая нога впереди. Она тождественна стойке в бою на мече со щитом. Положение это было привычным и потому удобным.

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За шпагу — вынимай!» следу­ет обнажить шпагу простым бытовым способом, не меняя положения ног, затем по команде «За дагу — вынимай!» надо обнажить дагу ле­вой рукой, чуть согнув левую ногу. Получается положение полувыпа­да, создающего впечатление атаки. Это положение называется «стой­ка нападения». Противоположное положение — «стойка обороны»: правая нога согнута, а левая нога — прямая.

Методические указания. Стойка обороны и стойка нападения, в сочетании с перемещениями, создают эффектные сценические положения, в рисунке боя на шпаге с дагой. Тяжесть вооружения заставляла, главным образом, применять шаги, перемену стойки и уклонения. Гораздо реже употребляются различного рода прыжки. При обычной стойке тело держится вертикально, в стойке нападения наклоняется вперед, а в стойке обороны — назад.

Из положения стойки нападения удобнее выполнять повторные и вздвоенные атаки. Действовать можно, подтягивая вперед сзади стоящую ногу и повторяя выпад или делая выпад сзади стоящей но­гой. Это легко выполняется, так как тяжесть тела находится на левой впереди стоящей ноге. Передвижения необходимо проработать так­же и из правосторонней стойки (рис. 107).

После изучения передвижений из правосторонней стойки необ­ходимо тренировать передвижения, меняя стойку. Это приучает сту­дентов к координации, что очень важно для освоения данной слож­ной техники фехтования.

Левая рука находится в таком же положении, как и правая, а именно: локоть согнут, подвернут под гарду даги, кисть держится ладонью внутрь, на высоте груди; острие даги — примерно на высо­те шеи партнера. Рука вытягивается вперед настолько, чтобы концы клинков оказались на одном уровне и создавали одну линию.

Правая рука со шпагой находится в положении, очень близком к положению меча, но несколько больше вытянута вперед, с таким расчетом чтобы острие шпаги совпало с острием даги и чтобы оба оружия оказались против середины груди противника.

В боевой правосторонней стойке правая рука окажется ближе к партнеру, а так как шпага в два раза длиннее даги, то поневоле бу­дет в соединении с противником — дага соединение потеряет. Пра­восторонняя стойка в бою — это промежуточное положение.

Упражнение № 182. Перемены стойки вперед и назад

Построение: парное. Исходное положение: левосторонняя боевая стойка.

Техника исполнения. По команде «Моя — стойку вперед, противник назад — перемени!» партнеры выполняют задание. Оба окажутся в по­ложении правой стойки, даги отойдут назад, а шпаги будут в верхнем наружном или внутреннем соединении. В последующей перемене стой­ки шпаги разъединятся, и партнеры вернутся в левостороннюю стойку.

Методические указания. Надо менять команды перемен стойки для обоих партнеров — это необходимо для тренировки внимания и координации. Но следует знать, что это только упражнение, что в бою может возникнуть ситуация, когда один партнер будет в левой стойке, а другой — в правой.

Передвижения

Все виды передвижений типичны для этого вида боя, но очень важно тренировать перемещения вправо и влево, уделяя особенное внимание на перемены стойки.

Позиции

Шпаги сохраняют преимущественно шестую позицию, иногда вторую и пятую. Указанные позиции относятся к левосторонней

стойке. В правосторонней стойке шпага имеет все позиции, свой­ственные школе сценического боя. Даги принимают следующие по­зиции: вторую, третью, пятую и даже шестую.

Они находятся в полной аналогии со шпажными защитами, как если бы шпага была в левой руке. Положение позиций является ко­нечным положением защит.

Соединения дагами

Вдагах, если их клинки соприкасаются, может быть только два соединения: третье и реже второе.

Перемена соединений

Техника совершенно аналогична технике школы сценического боя и применима к шпаге как необходимый, промежуточный прием между фразами. Перемена соединений дагой может быть только в исключитель­ных случаях. В этом случае ею надо действовать с энергией захвата.

Дистанции

В стойке правой ногой вперед сохраняются три шпажных расстоя­ния между противниками.

Средней дистанцией в левой стойке является такое расстояние между партнерами, при котором у них едва соприкасаются острия оружия, причем против даги находится острие шпаги противника. Во всех передвижениях это расстояние должно сохраняться; исклю­чение будет только при переменах стойки — тогда даги окажутся на длинной дистанции, а шпаги — на средней.

Длинной дистанцией называется положение, при котором острия оружия не соприкасаются, и для того, чтобы поразить противника уколом или ударом, необходимо сделать движение вперед.

Короткой дистанцией называется расстояние, при котором нане­сение удара или укола шпагой не требует выпада.

Методические указания. Трудностью в обучении является разно­образие передвижений и изменения в положении стойки. Для под­готовки актеров к сцене боя на шпаге с дагой надо сначала изучить технику приемов на колюще-рубящем оружии, а затем, взяв дагу

в левую руку, тренировать такие навыки, как перемены стойки, пе­редвижения со сменой соединения шпагами.

Необходимо, чтобы у фехтующих появилась свобода владения обоими видами оружия как вместе, так и поочередно. До начала тре­нинга надо освоить технику приемов нападения и защит тем и дру­гим оружием.

Уколы шпагой

Уколы шпагой полностью соответствуют уколам школы сцени­ческого боя. Выполняются они, как правило, с выпадом правой но­гой, однако иногда возможен и выпад левой.

Упражнение № 186. Прямой укол

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стой­ка левой ногой вперед (в этом и в следующих упражнениях).

Техника исполнения. По команде «Для укола в грудь (плечо) — замах!» надо, от­тянув правую руку назад за правое плечо, подняв кисть выше корпуса и повернув ладонь влево, направить ос­трие в указанную часть тела (рис. 108). По команде «Вы­пад левой— коли!» надо, выпрямляя руку вперед до отказа, сделать выпад левой ногой. По команде «Закройсь!» вернуть­ся в стойку левой ногой вперед.

Методические указания. Необходимо тренировать этот же прием с выпадом правой ногой — команда «С выпадом правой — коли!». По команде «Назад — закройсь!» следует вернуться в стойку, ос­тавляя правую ногу сзади. Эти указания надо выполнять и в следу­ющем упражнении.

Упражнение № 187. Укол переводом вниз

Этот прием применяется, если клинок даги противника закры­вает его грудь.

Техника исполнения. По команде «Для укола вниз — замах!» надо направить острие, находящееся в положении замаха, в бедро против­ника. Затем по команде «С выпадом левой (правой) — коли!» следует, делая выпад указанной ногой, вытянуть руку со шпагой вперед вниз, кисть при этом должна быть повернута ладонью вниз. По команде вернуться в боевую стойку.

Упражнение № 188. Укол с переводом

Этот укол выполняется только в верхних соединениях из шесто­го в четвертое или из четвертого в шестое. Чаще он выполняется из правой стойки, однако возможно выполнение и из основной (левой).

Техника исполнения. По команде «С переводом, показать укол!» перевести клинок своей шпаги под оружием противника и, вытяги­вая руку вперед, направить оружие в грудь или левое плечо. По ко­манде «Выпад левой (правой) — коли!» нанести укол.

Методические указания. Если противник находится в положении боевой стойки, на средней дистанции и с вытянутыми вперед рука­ми, уколы выполняются с выпадом правой ногой. В этом виде боя при переходе в боевую стойку принято возвращаться с выпада левой ногой — в левую стойку, а с выпада правой ногой — в правую, если фехтмейстер не подает иной команды.

Простые удары

В этом виде боя простые удары применяются, главным образом, при атаках. Действия из стойки правой ногой те же, что в школе сце­нического боя. Из стойки левой ногой наиболее употребительны: удар по голове, удар по левому боку противника и только изредка может быть применен удар по правому боку.

Техника первых двух ударов аналогична ударам школы сцени­ческого боя. Выполнение третьего возможно в том случае, если дага нападающего будет во второй или пятой позиции. Этот прием вы­полняется только при стойке правой ногой впереди.

Упражнение № 189. Удар по правому боку

Исходное положение: боевая стойка левой ногой вперед. Техника исполнения. По команде «С переменой стойки, вперед для удара по правому боку — замах!» надо, выполняя перемену

стойки, поднести руку с оружием к своему левому боку. По коман­де «Руби!» нанести удар с выпадом правой ногой, а затем вернуться в стойку.

Защиты

Применяются все виды защит — как движением, так и оружием. Особое значение имеют защиты перемещениями в стороны и укло­нениями тела.

Защиты шпагой. Все шесть шпажных защит могут быть приме­нены в этом бою. Выбор защиты зависит от направления укола или удара противника, от дистанции, от положения клинков и стоек. Применяются простые защиты школы сценического боя.

Защиты дагой. Оборона в бою, как известно, основное назначе­ние даги. Дагой берут шесть простых защит и три круговые. Защиты дагой — это достаточно легко осваиваемые приемы.

Техника защит совершенно аналогична шпажным защитам, как если бы шпага была в левой руке. Но защиты левосторонней стойки диаметрально противоположны защитам правосторонней стойки.

Первая — защищает от ударов по правому боку, отбивая оружие противника вправо (рис. 109, а).

Вторая — защищает от ударов по левому боку, отбивая оружие влево (рис. 109, б).

Методические указания. Обе эти защиты прикрывают от уколов, направленных в нижние части тела.

Третья — защищает от ударов, направленных в верхнюю часть левого бока, отбивая оружие влево (рис. 109, в).

Четвертая — защищает от ударов, направленных вверх правого бока, оружие отбивается вправо.

Методические указания. Эти защиты прикрывают от уколов, на­правленных в грудь, в левое или правое плечо.

Пятая — защищает голову, причем кисть руки с дагой должна быть левее головы (рис. 109, г).

Шестая — защищает голову, но кисть — справа (рис. 109, д).

В защитах дагой нет отбивов — это отводы клинка противника в соответствующие положения, а часто только преграда для удара. Отводы типичны, если противник действует уколами. Естественно, что обучение этим действиям должно происходить в парном построе­нии, когда партнеры находятся на средней дистанции и в стойках левой ногой впереди.

Упражнение № 190. Четвертая защита дагой от укола

Техника исполнения. По команде «Моя — в грудь шпагой, вы­пад левой — замах, противнику защищаться четвертой — дагой!»

нападающие выполняют замах шпагой и по команде «В грудь — коли!» колют. Противник защищается четвертой защитой, для чего направляют клинок даги почти вертикально, острием вверх, сдви­гая при этом левую руку вправо, и отводят укол противника, за­тем по команде «Закройсь!» оба возвращаются в положение боевой стойки.

Упражнение № 191. Третья защита дагой от укола

Техника исполнения. По команде «Моя — с переводом, покажи укол в левое плечо; противник — третьим закройсь!» нападающий выполняет показ укола, по команде: «В левое плечо — коли!» напа­дающие выполняют укол, противник, передвигая руку с вертикаль­но поставленным клинком даги, отодвигает оружие нападающего влево. По команде «Закройсь!» оба переходят в положение боевой стойки.

Упражнение № 192. Пятая защита от удара по голове

Техника исполнения. По команде «Моя — для удара по голове шпагой — замах, противник, пятым — закройсь!» нападающие вы­полняют замах шпагой; по команде «Руби!» наносят удар по голове, противник, поднимая дагу вверх, ставит руку в положение пятой за­щиты.

Упражнение № 193. Первая защита от удара по правому боку

Техника исполнения. По команде «Моя — для удара по правому боку — замах, противник, первым — закройсь!» нападающие зама­хиваются для удара; по команде «Руби!» нападающие наносят удар по животу, противник, сдвигая руку с опущенным острием даги, подставляет ее под удар первой защитой.

Методические указания. Надо тщательно освоить все защиты дагой от уколов и ударов, подавая команды по вышеприведенному образцу. Это важный раздел подготовки, поскольку в нем трениру­ется мобильность и ловкость левой руки. Если защиты дагой будут хорошо освоены, техника этого вида боя получит основу в оборони­тельных действиях.

Круговые удары шпагой

Эти удары выполняются только как ответные или повторные атаки. Они применяются как средство для вздваивания атак или ударов. Это означает, что круговые удары начинаются всегда из положения защит. Дага защищает, пока шпага начинает атаковать круговым ударом.

Используя инерцию, полученную шпагой при столкновении клинков в защите, круговые удары легко выполняются тяжелой шпа­гой XVI-XVII столетий. Из стойки правой ногой вперед шпага вы­полняет все круговые удары, принятые в школе сценического боя.

Упражнение № 194. Круговой удар справа после второй защиты

Построение: парное. Исходное положение: моя наносит укол шпа­гой вниз, противник — в положении второй шпажной защиты.

Техника исполнения. По команде «Противник, кругом справа голо­ву — руби!» надо начать правой рукой движение назад, одновременно поворачивая кисть ладонью вниз влево, согнуть локоть и опустить ост­рие шпаги вниз. Продолжая движение острием назад и вверх, поднять шпагу в положение замаха для удара по голове. Далее с выпадом или без него разогнуть локоть, нанося удар по голове сверху. При сред­ней дистанции делают выпад левой ногой, а при длинной — правой. «Моя» защищается уклонением, скачком или отходом.

Техника кругового удара напоминает удар по голове мечом. При зама­хе и самом ударе работают все суставы руки, в отличие от техники сцени­ческого боя, где этот удар в основном выполняет локтевой сустав.

Упражнение № 195. Круговой удар по левому боку после тре­тьей защиты

Исходное положение: моя — в положении укола в грудь, против­ник — в положении третьей защиты.

Техника исполнения. По команде «Кругом по левому боку — руби!» надо, после отбива, поднять шпагу вверх, как для простого удара по голове, затем изменить направление движения клинка, при­дав ему горизонтальную плоскость. Продолжить движение по кругу, нанося удар с выпадом по левому боку или ногам противника (кисть развернуть вверх). В зависимости от дистанции выпад может быть левой или правой ногой.

После пятой защиты наносят круговые удары по левому боку или простой удар по голове. Их техника тождественна этим приемам шко­лы сценического боя. После шестой защиты наносят круговой удар по правой щеке, техника удара соответствует школе сценического боя.

Методические указания. При нанесении круговых ударов по пра­вому боку партнера может возникнуть возможность столкновения своей шпаги с дагой. Во избежание этого надо при ответе зафиксиро­вать клинок даги в таком положении, чтобы он не мешал шпаге. Рука с дагой находится в низкой защите. Указанные в учебнике ответные атаки берутся после защит шпагой.

Техника этих приемов не требует большого времени на освоение. Может создаться впечатление, что защит мало, однако как только в бой вступает дага, принимающая на себя как защиту, так и захват шпаги противника, количество круговых ударов значительно увели­чится (см. ответные атаки).

Перечисленные защиты являются наиболее типичными, они час­то применяются, поскольку достаточно просты.

Уколы дагой

Дага никогда не начинает нападение, но после защит, взятых шпагой и самой дагой, в сочетании с переменой стойки вперед и с выпадом левой ногой, она превращается в опасное оружие нападе­ния. Дагой выполняются три укола: сверху, сбоку и снизу.

Упражнение № 196. Укол сверху

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: дага в поло­жении первой, второй или пятой защиты.

Техника исполнения. По команде «Для укола сверху дагой — замах!» надо, оттянув руку с оружием назад вверх и повернув кисть ладонью влево, направить острие на противника, а затем по команде «В грудь (живот, бедро) — коли!» выполнить этот прием с выпадом левой но­гой или без него (рис. 110, а).

Методические указания. Движение руки и клинка даги направле­ны сверху и несколько вниз.

Упражнение № 197. Укол сбоку

Исходное положение: дага во второй, третьей или шестой защите.

Техника исполнения. По команде «Сбоку дагой — замах!» надо, от­тягивая левую руку назад в сторону, направить острие даги на против­ника. Кисть поворачивать не надо. Затем по команде «Сбоку — коли!» полукруговым движением левой руки по горизонтали нанести указан­ный укол с выпадом или без него (рис. ПО, б).

Упражнение № 198. Укол снизу

Исходное положение: дага в третьей, второй или четвертой за­щите.

Техника исполнения. По команде «Для укола дагой снизу — за­мах!» надо выполнить замах левой рукой назад, одновременно пово­рачивая кисть ладонью вправо так, чтобы большой палец был свер­ху, а по команде «В живот (грудь, бедро) — коли!» выполнить укол, направляя руку снизу наклонно вверх (рис. 110, в).

Методические указания. Может возникнуть вариант, когда не­обходимо выполнить укол дагой снизу из шестой защиты. Техника этого движения в том, что надо также оттянуть руку с оружием вниз назад. Прием этот мало употребителен, поскольку включает боль­шую амплитуду действия оружием, однако в бою все же применим.

Двойные атаки

Это совершенно новый вид фехтовальных приемов, применя­ющихся только в бою на шпаге с дагой. Они трудны по координации, поскольку непривычны, однако наиболее типичны для этого вида фехтования. Эти приемы состоят в том, что после подготовки атаки нападающий, выполняя выпад левой ногой, действует сразу двумя руками, причем дагой мог быть применен один из уколов, а шпагой можно было и колоть, и рубить.

В сценическом бою применяются следующие виды двойных атак: дагой — укол сверху и прямой укол шпагой (рис. 111, а); да­гой — укол сверху, шпагой — удар по голове; дагой — укол сверху, шпагой — удар по левому боку (рис. 111,6).

Дагой — укол снизу, шпагой — укол вниз; дагой — укол снизу, шпа­гой — удар по правому боку; дагой — укол снизу, шпагой — удар по ле­вому боку; дагой — укол снизу, шпагой — удар по голове (рис. 111, в).

Дагой — укол сбоку, шпагой — укол прямо; датой — укол сбоку, шпагой — укол вниз; дагой — укол сбоку, шпагой — удар по правому боку; дагой—укол сбоку, шпагой—удар по левому боку; дагой—укол сбоку, шпагой — удар по голове.

Методические указания. Эти действия не представляют трудно­сти, поскольку все они выполняются одновременно. Они достаточно сложны по координации, особенно в тех случаях, когда оба оружия поражают разные части тела. Бывает, что одно оружие мешает одно­временному действию другого, например, когда шпагой надо рубить правый бок противника — в этом случае дата должна пропустить шпагу на замах перед ударом.

Для этого она должна быть опущена ниже плоскости замаха шпа­гой и включается в движение нападения только после того, как шпага начнет движение атаки, причем атакующие действия этих приемов — только с выпадом левой ногой, так как при выпаде правой левое плечо отодвинется, что непроизвольно увеличит дистанцию для укола дагой. При выпаде левой ногой дага выполняет примерно ту же длину атаки, что и шпага, действующая из положения отодвинутого правого плеча.

В сценических условиях двойные атаки уколами должны выпол­няться так, чтобы точки обоих уколов отходили одна от другой не более чем на 1/4 м. Это требование возникает из необходимости об­легчить выполнение защит от двойных уколов.

Защита от двойных атак

Употребляются, главным образом, простые защиты. Их техника соответствует исполнению при отбиве простых атак. Два вида ору­жия могут выполнять приемы защиты, причем шпагой отбивают атаки дагой, а дагой защищаются от нападения шпагой. Небольшая вынужденная пауза у нападающего перед тем, как он начнет атаку сразу двумя видами оружия, дает возможность, сосредоточив вни­мание, взять двойную защиту.

Кроме того, защитой от двойных атак иногда служит отступ­ление или уклонение. Техника их аналогична защитам от простых атак. Защиты оружием выполняются: шпагой от даги, дагой от шпа­ги; шпагой от обоих видов оружия сразу; дагой от обоих видов ору­жия сразу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...