Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кое-что к теории вопроса.




1.1. СЕС в интерьере психологии

«Если вы ущипнули себя, но видение не исчезло, у ните видение».

Рекомендация психиатров

Если отбросить донаучные (но уж очень интересные!) контакты со всяческими сущностями, первым среди серьезных авторов, который постулировал наличие Самостоятельных Единиц Сознания, был, видимо, великий К. Юнг. Он в своей работе «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству» написал следующее: «...неплохо было бы представить себе процесс творческого созидания наподобие некоего произрастающего в душе человека живого существа. Аналитическая психология называет это явление автономным комплексом, который в качестве обособленной части (выделено мною — С.К.) души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и своеобразно своему энергетическому уровню, своей силе, либо проявляется в виде нарушения произвольных направленных операций сознания, либо, в иных случаях, на правах вышестоящей инстанции мобилизует «Я» на службу себе» (цит. по/16/, с. 198).

Далее следует упомянуть блистательного Р. Ассад- жоли /2/, который в своей системе, именуемой психосинтез, ввел понятие субличностей — неких психологических образований, которые подобны живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей психики. При этом, несмотря на то, что живут они в «общем доме», якобы находящемся внутри нашей черепной коробки, каждая из субличностей имеет собственный стиль жизни и ориентируется на свои собственные потребности. Причем и первое, и второе может сильно отличаться от стиля жизни и потребностей других субличностей и вас самого. Каждая субличность — это, по сути, отдельный образ себя, самостоятельная самоидентификация. Для каждой из них у нас вырабатывается вполне определенная система чувств, поступков, привычек, мнений, слов, поз и жестов.

А затем пришли, так сказать, универсалисты. Которые (устами В. Вульфа) оповестили мир, что живые мыс- леформы, существующие в белковых струпах нашего мозга и именующиеся в данном случае холодайнами (буквально: целое и динамическое), являются высокоуниверсальными понятиями, далеко выходящими за пределы психологической реальности. Да, на уровне индивидуальной психики все довольно-таки просто. Некое целое (личность) представляется как состоящее из суммы частей (в данном случае, холодайнов). Причем с каждой из этих частей можно обращаться как с самостоятельным целым. Однако стоит отвлечься от плоскости психического, как ту же обнаруживаются различия - причем достаточно принципиальные.

В холодинамике — созданной В. Вульфом науке, явно выходящей за пределы чисто психологической теории

— существует восемь базовых постулатов, которые я здесь приведу полностью несмотря на то, что далеко не все они нужны для целей нашей книги /8/.

1. Вселенная холодинамична. Вся материя, энергия и разум - прошлые, настоящие и будущие - являются частями одного динамичного целого.

2. Вселенная содержит живые мыслеформы, называемые «холодайнами», имеющими силу проявлять реальность во всех измерениях.

3. Вселенная имеет лежащий в основе порядок

— Заложенный Порядок.

4. Внутри этого Заложенного Порядка разум, хо- лодайны, люди и вся проявленная реальность проходят через одни и те же шесть стадий развития.

5. Проявленная реальность имеет как «частичную», так и «волновую» функцию, которые разум отражает через свои рациональные и интуитивные процессы соответственно.

6. Изменение происходит холодинамически: изменить любой холодайн — значит изменить физику ума; изменить физику ума значит изменить физику вселенной — прошлое, настоящее и будущее.

7. Каждый человек имеет главный, управляющий холодайн, называемый «Я» или «Высший Потенциал».

8. Холодинамикаразума может систематически применяться для решения любой проблемы человеческого опыта.

Как видите, холодинамика в базовых своих постулатах претендует на совсем-совсем немногое — объяснить принципы устройства Вселенной. Однако оставим детальное и пространное обсуждение этих принципов для другой книги. А в этой обратимся к другому аспекту проблемы, вскрытой универсалистами: к холонам и уровням бытия.

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что по В. Вульфу живые мыслеформы, именуемые холодайнами, обитают во Вселенной, будучи как бы и не особенно привязанными к такому их носителю, как человек. И, в принципе, проявляя себя не только в нашем трехмерном мире, но и во всех измерениях Универсума!

То есть, в случае с холодайнами, речь по сути идет о группировках сознания, «населяющих» различные уровни бытия и способных проявлять себя в различных реальностях. Лучше всего это выразил Ф. Фанч в своей концепции холонов и холархий /19/. Согласно данному автору, в мире существует невероятно широкий диапазон единиц (группировок) сознания, в котором любое целое приобретает большую жизнь, чем просто сумма частей. Это, кстати, следует из основного постулата теории систем. Того самого, согласно которому любая система больше, чем простая сумма ее частей. И свойства системы не сводимы и далеко не всегда выводимы из свойств составляющих ее частей. Так, например, вы сами представляете из себя нечто большее, чем просто совокупность Единиц Сознания. Соответственно можно представить себе иерархию (холархию), в которой...каждая последующая сфера представляет собой все большее и большее сознательное целое, вплоть до сферы «всего - что есть», которая по сути, является бесконечным сознанием как целым /19/ (см. рис. 1).

Как вы, наверное, поняли, именно подобные универсальные воззрения и стали базисными для упоминаемого мною в начале этой книги сущностного подхода к нейротрансформингу реальности. Однако случилось это позднее, а, в чисто историческом ключе, пока одни воспаряли в теоретических (холодинамических!) эмпириях, другие пытались (кстати, вслед за В. Вульфом, холодинамика которого оказалась весьма психотерапевтической наукой) сделать нечто весьма практическое. Что, во-первых, вполне даже получилось у Ф. Перл за, рассматривающего в своей гештальт-терапии взаимодействие различных частей личности /15/. Но, во-вторых — лучше и ярче — у Дж. Грин- дера и Р. Бэндлера. Отцов-основателей одной из самых мощных систем прикладной психологии — так называемого Нейролингвистического программирования, которые обнародовали базовую для НЛП процедуру работы с нашими многочисленными частями — шестишаговый реф- рейминг /4/. А заодно, основываясь на идеях Ф. Перлза, создали четко алгоритмизированную процедуру слияния этих самых частей, но как бы конфликтующих, а заодно и разработали психотехнологию быстрого их (опять-таки частей) создания. Ну, а далее К. и Т. Андреасы сгенерировали еще одну крайне интересную методу — сущностной трансформации частей /1/.

Почти параллельно (но все же с небольшим опозданием) наши русские психотерапевты, не всегда обремененные знанием западных теорий и практик, пошли своим, самобытным, путем. В частности, отечественный психолог

Н. Линде создал удивительно интересную систему работы с, по сути, частями в их внешней проекции — эмоционально-образную терапию /13/. А опять-таки отечественный, но уже врач А. Ермошин разработал свой, ну очень любопытный, вариант работы с чем-то даже и меньшим, чем части (субчастями): соматопсихотерапию /11/, позднее переименованную в психокатализ /11/. И наступил «прекрасный новый мир» (О. Хаксли), в котором холодинами- сты и холописты занимались всяческими холодайнами и холонами, психосинтетики — субличностями, гештальти- сты и энелперы — частями, последователи Н. Линде — эмоционально-образной терапией, а соратники А. Ермо- шина — соматопсихотерапией и психокатализом (я перечислил только пять направлений, хотя на самом деле их было и есть гораздо больше).

Ну, а потом появился я — в общем-то, в первую очередь практик психотерапии. Который, постоянно работая с блудящими частями своих клиентов, понял и уяснил всего-навсего два момента.

Первое. Если самые различные авторы и в самых разных системах, не только психотерапии, но еще и прикладной психологии, а также философии, в итоге приходят практически к одному и тому же, пусть и по-разному «обзываемому», феномену Самостоятельных Единиц Сознания, то это значит только одно. Психотерапия и психология СЕС должна быть выделена в качестве совершенно самостоятельной области. Ибо, по всем формальным признаками, мы здесь имеем «различия, порождающие различия» (Г. Бэйсон). Совершенно самостоятельный объект — иерархически организованную совокупность Самостоятельных Единиц Сознания. Предмет — законы, закономерности, условия и обстоятельства их функционирования. Методы

— весьма разветвленную их систему: от четко специализированных в рамках психокатализа (см. далее) до, наоборот, излишне широко универсализированных в русле холодина- мики. И, наконец, цель (с которой, вообще-то, и надо было начинать) — оптимизацию индивидуального и группового функционирования системы СЕС человека. Такая вот получилась «ириска». Съедобная. И, более того, довольно- таки вкусная.

И второе. Однако никакого такого «новгородского вече» Самостоятельных Единиц Сознания с постоянной борьбой за власть, о которой так увлеченно писали мои коллеги (см., напр., 161) на самом деле нет, да и быть не должно. Потому что в плане организации наш организм (в единстве «сомы» и «психэ») устроен иерархически. И хотя эта иерархия — ее сложность и эффективность — конечно же, заметно отличается у бомжа и академика, именно соподчиненность и взаимодействие в иерархически организованной системе и обеспечивает возможность нормального функционирования «двуногому существу без перьев», как саркастически говаривал Аристотель (на что, как известно, его друг и оппонент Платон ответствовал демонстрацией ощипанной курицы...).

Здесь естественно встал вопрос о структуре этой са- моиерархии. И после долгих (впрочем, не очень) исследований, и куда более коротких раздумий (я привык доверять выводам Бессознательного) обнаружилось следующее (и как интересно обнаружилось!). Во время работы с СЕС с использованием внешней проекции (это когда ее образ высаживают на стул или просто помещают где-то в пространстве) четко выделились пять типов проекций. Высокообобщенный (довольно-таки абстрактный) образ себя. Образ себя же, но, так сказать, контекстный. Нечто человекообразное, но не имеющее отношения к самому себе (на него не похожее). Нечто весьма даже живое, но не человекообразное. И, наконец, что-то вещественное, но не очень-то живое, а, скорее, материально-энергетическое. В результате я принял — вначале как удобную модель для работы — что в первом случае мы — скорее всего имеем дело с некоторым организующим центром психики человека (иначе называемым «Первым Я»), способ работы с которым прекрасно описан в 191. Я, конечно же, тоже его опишу, но в следующей книге). Во втором — с представителями системы его идентичностей: как человека, мужчины, специалиста и т. п. (хорошим подспорьем для анализа этой системы является тест «Кто я?», где первые 7 + 2 ответа как раз и описывают эту систему). В третьем — с конкретными «репрезентантами» опять-таки системы, но уже субличностей человека (тех самых Рубахи-парня, Застенчивого Недоноска и иже с ними, которых так любят описывать в психосинтезе). В четвертых — с конкретными частями, что-то непосредственно делающими для человека (любимая вотчина НЛП). Ну, а в-пятых — с его же, но субчастями: многочисленными отдельными ощущениями (приятными или не очень), сопровождающими это делание (а это уже территория психокатализа).

При этом Первое «Я» человека выявляется с большим трудом, как некоторое осознание/ощущение «Я как целостность». Идентичности — посредством вопросов «Кто я?» (например, мужчина). Субличности — «Какой я?» (например, как Мужчина я могу быть Трусливым Мужичком и еще много кем). Части — «Что я делаю?» (например, будучи Мужчиной, но Трусливым Мужичком, я бегу прочь от любой ситуации конфронтации). Ну, а субчасти — «Что я чувствую» (например, в идентичности Мужчины субличности Трусливого Мужичка, который бежит сломя голову от ситуации конфронтации, я ощущаю леденящий ужас внизу живота). Однако сложности здесь связаны с тем, что, во-первых, в соответствии со знаменитым числом Миллера (7 ± 2), которое, похоже, является архетипичным для психики человека, одна личность может иметь 7 (семь) базовых идентичностей, 49 (сорок девять) субличностей, 343 (триста сорок три) части и 2401 (две тысячи четыреста одну) субчасти. Во-вторых, точкой сборки проблемы может быть любое звено иерархии, но вот только относящееся к так называемым ЛПРам (лицам, принимающим решение). И остается только радостно изумляться способности нашей психики к самоорганизации. И ревностно бороться с ее (самореализации) нарушениями, когда, например, осатаневшая субчасть забирает себе все бразды правления и, извините, просто плюет на вышестоящих частей, сублич- иостей, идентичностей и даже Первое Я.

Рис.2

Первое Я

) Идентичности

() Субличности

}()() Части IQ о О О О Субчасти

 

В вышеприведенном рисунке я попытался — весьма редуцированно — представить иерархию, каковая управляет нами на тернистом пути нашей жизнедеятельности. Однако как психолог я не мог обойти вопрос о том, какое такое-чисто психологическое понятие (или хотя бы модель) может быть использовано для, так сказать, психо- лого-теоретической репрезентации субъектов иерархии СЕС (идентичностей субличностей, частей и субчастей — Первое «Я» я здесь уже не затрагивал). И довольно легко отыскал ответ, т. к. как когда-то давно (боже, как же это было давно!) я как выпускник кафедры социальной психологии психологического факультета Московского Государственного университета четко усвоил, что личность как субъекта общественных отношений создает система ее ролей. А роль — это место человека в системе этих отно-

шений, определенная связанная с этим местом функция; и, наконец, нормативно одобряемый (если одобряемый) образец поведения, который в идеале требуется от каждого, кто исполняет эту роль. При этом в социальной психологии подчеркивается, что человек одновременно может выполнять множество ролей, а сами они образуют своеобразные иерархии, заметно отличающиеся друг от друга по сути и содержанию (например, межличностные и социальные, деловые и внутригрупповые). И тогда получилось, что любая СЕС суть внутренний субъект определенной роли человека, и вышеприведенную иерархию можно выразить и так

Есть тут, правда, один любопытный аспект, связанный с тем, что человек представляет собой не только социальный, но и биологический объект (организм). Однако и здесь нет никаких противоречий вышеописанному, и, более того, подобный подход позволяет легко объяснить, почему именно психотерапия СЕС стала основой психосоматических исцелений в, например, Нейролингвистической психотерапии (NLPt). Просто иерархия СЕС в этом случае выглядит так

А сейчас последнее из общей теории СЕС. Нечто, что позволит далее перейти к практике. В Восточной версии нейропрограммирования чрезвычайным почетом пользуется так называемая «Русская матрешка-SK». Весьма универсальная модель (по особо научному — паттерн) анализа любой области или деятельности. Выглядит эта «великая» модель так:

Для целей нашей книги будет вполне достаточно информации о том, что эта самая любая деятельность, во- первых, включает некую мета-цель (то, ради чего она затевается). Во-вторых, она основывается на некоторых принципах — по сути, базовых положениях, без которых невозможно ни начать, ни двигаться (подобно тому как — для науки — «молекулы состоят из атомов» или «любой организм есть системно организованная совокупность клеток»). В-третьих, она находит свое выражение в неких целевых отношениях: гласных (как даже негласных) соглашениях о цели и процессах этой самой деятельности. В-четвертых, обязательно включает раппорт со своим, так сказать, предметом (именно раппорт, т.к. просто контакт может запросто закончиться взаимным разрушением). В-пятых, там безусловно присутствует некоторая информация (в т. ч. в виде обратной связи, по поводу того, куда мы зашли и как вообще дошли до такого). В-шестых, деятельность эта осуществляется посредством неких техник — конкретных способов осуществления отдельных действий. А в седьмых, из всей этой совокупности действий мы используем не все наличествующие, но только лишь те, что соответствуют нашим предпочтениям (что нравится) и навыкам (что умеем).

Попробуем как бы приложить «Русскую матрешку» к психокоррекции Самостоятельных Единиц Сознания.

Тогда получится, что мета-целью данной работы является, в конечном счете, возвращение человеку утраченной целостности (нехилая задачка, подробности которой вы узнаете далее).

Принципами (пресуппозициями) выступают следующие семь:

1. СЕС проявляются в виде реакции на окружение, состояниях, способах поведения и действий, убеждениях, а также в образах Я.

2. СЕС ощущаются, видятся, слышатся и даже «ду- маются» (в НЛП это «обзывается» VAKD).

3. СЕС должны существовать всегда (врамках своего жизненного цикла) и не могут быть уничтожены, а только лишь преобразованы (трансформированы).

4. СЕС разумны и вполне способны к сознательной с ними коммуникации.

5. СЕС создают цель, проблему или психотравму.

6. СЕС всегда исходят из позитивного намерения, которое, тем не менее, может реализовываться весьма негативным способом и образом.

7. СЕС позитивно настроены и охотно меняют свой способ реализации намерения на более адекватный и экологичный.

Отношения цели предполагают в работе с Самостоятельными Единицами Сознания решение пяти основных задач:

1. Трансформации реализующей негативной способ действий СЕС.

2. Создание новой Самостоятельной Единицы Сознания.

3. Объединение (интеграция) конфликтующих между собой СЕС

4. Восстановление с отторгнутой или доселе отторгаемой Самостоятельной Единицей Сознания.

5. Возвращение утраченных СЕС.

Раппорт с Самостоятельной Единицей Сознания оказывается возможным только в случае их полного признания, обязательно включающего извинение за обвинения в ее адрес и благодарность за реализацию некоего позитивного намерения. Однако, помимо этого, в некоторых случаях тяжелых соматозов весьма полезным оказывается также и создание Зоны Обладания (см. далее).

Информация в контексте работы с Самостоятельными Единицами Сознания сводится к решению двух задач:

— презентации СЕС и

— организации диалога с ней.

Презентация Самостоятельной Единицы Сознания может быть осуществлена в основном за счет

— ощущения СЕС и

— ее визуальной проекции:

— внутренней (например, в теле) и

— внешней (прямо перед тобой на ступе или в

кресле).

Диалог с Самостоятельной Единицей Сознания осуществляется посредством:

— изменения характеристик ощущения или образцов,

— пальцевого сигналинга,

— чисто вербально (т е. словесно) и

— языком символов.

Ну, а что касается техник, то здесь в полном соответствии с целевыми отношениями все используемые в работе с Самостоятельными Единицами Сознания психотехнологии подразделяются на техники:

— трансформации СЕС,

— создания новой Самостоятельной Единицы Сознания,

— интеграции конфликтующих СЕС,

— воссоединения с отторгаемой Самостоятельной Единицей Сознания,

— возвращения утраченных СЕС.

Ну и как вам это все? Что «охренели по полной?» Как изволил выразиться один из моих студентов после первого дня тренинга «Психокоррекция СЕС». Да не переживайте вы так — чуть дальше все это будет объяснено предельно просто. Так что все, что вам нужно — так это просто перевернуть страницу и начать читать дальше.

 

1.2. С чего начинается практика?

«Если у вас прекрасное здоровье, всегда отличное на - строение, великолепные друзья, сногсшибательная подруга и огромная зарплата, выход один: скажи НЕТ наркотикам!»

Житейская мудрость

Если честно, то с очень малого. И одновременно — грандиозно-большого. С запроса. Сиречь с определения того, чего вы хотите. Что — получить. И отчего — избавиться. Но не просто так, а с учетом порой скрытого даже от вас уровня этого самого запроса. Инструментального. Интенционального. Или смыслового.

Что, опять ничего не поняли? Да будет вам! На самом деле это — уровни запроса — как раз довольно-таки просто. Помните притчу о трех каменотесах? Ну, тех, что долбили одни и те же камни, но по-разному ответили о том, что они делают? Один — что просто дробит эти проклятые каменюки. Другой — что зарабатывает себе на жизнь. А третий — что строит Храм? Вот-вот — я как раз об этом. О том, что цель первого находилась на чисто инструментальном — весьма, кстати, примитивном, но свойственном большинству — уровне. Цель второго — на уже более интересном уровне интенциональном (интенция — это буквально «побуждение»). А цель третьего — на ну очень вдохновляющем смысловом уровне («Человек способен вынести что угодно, если только верит, что в этом есть смысл», — говаривал кто-то из великих). Так вот, это деление на три уровня (а каждый, кстати, еще на три — но об пом в других книгах) универсально — т.е. проявляется практически везде. В том числе — и в целях вашей работы с Самостоятельными Единицами Сознания, частями и субчастями.

На инструментальном уровне все действительно очень просто. Поскольку запрос ваш касается именно инструментов избавления вас от всяких «бяк». То бишь собственных проблем, которые мешают вам «просто жить», наслаждаясь так называемой обыденной жизнью с ее несколько сомнительными благами.

Списков всего того, что мешает вам жить на этом, уж простите, но все-таки довольно примитивном, уровне было составлено довольно-таки много. Я же воспользуюсь только одним из них: созданным именно для СЕС вышеупомянутыми К. и Т. Андреас /1/ перечнем неких показаний к работе с частями.

Области эмоций

Неприятные эмоции, такие как депрессия, раздражение, гнев, неудача, зависть, боль, опасение или боязнь, тревога или беспокойство, одиночество, опустошенность, страх.

Препятствия к реализации эмоций.

Наркотики/Привычки

Трудности с питанием, такие как переедание, повышенное чувство голода или потеря аппетита.

Чрезмерная привязанность к курению, выпивке, сексу, взаимоотношениям, деньгам, вещам или чему-нибудь еще.

Такие сопровождающие «нервозность» привычки, как

кусание пальцев или ногтей, барабанивание по столу, нервный смех и т. д.

Плохое самоощущение в случае, если кто-то другой в чём-то превосходен. Стремление выглядеть лучше всех, иметь самое лучшее или больше всех, быть самым популярным и т. д.

Затруднения в том, чтобы понять собственные желания. Делание того же, что делают другие, далее если это не нравится. Согласие с другими, даже если на самом деле этого согласия нет.

Концентрация всего внимания на доставлении удовольствия другим. Делание чего-то для других за свой счет. Стремление делать почти все, что угодно, лишь бы добиться любви и одобрения других.

Избегание общения с людьми. Чувство опасности рядом с людьми, которые не угрожают.

Нежелание, неспособность или страх полностью «быть собой». Избегание близости в близких взаимоотношениях. Трудности в «присутствии» с другим человеком.

Боязнь быть непринужденным.

Убежденность в невозможности жить без другого человека. Мысли о смерти при одном только предположении, что определенного человека не будет рядом. Поиск самого себя через чье-то мнение о себе.

Трудности в том, чтобы доверять кому-то. Убеждение, что другие имеют злые намерения. Представление о том, что только несколько человек являются «хорошими людьми». Стремление говорить такие вещи, как «этот мужчина — ничтожество» или «эта женщина — лицемерка».

Тенденция чрезмерно доверять людям. Игнорирование недостатков других людей. Убежденность в том, что есть кто-то более зрелый или развитый.

Стремление быть единственным ответственным. Негативные эмоции по поводу «неподконтрольных» действий других людей.

Огорчения, когда кто-то другой ошибается.

Трудности выполнения обещания. Неумение сказать «нет». Согласие, сопровождающееся последующим отказом.

Стремление всегда быть в центре внимания, дискомфорт. Дискомфорт, когда кто-то другой привлекает все внимание к себе.

Настоятельная потребность спорить о том, «кто прав». Отстаивание своей позиции, даже когда вам ясно, что другой человек прав. Трудности в признании собственных ошибок.

Постоянное размышление о проблемах в отношениях с теми, чей проступок стал причиной проблемы. Споры о том, кто ошибся. Убеждение, что другие люди должны взять вину на себя и признать, что они являются причиной ваших проблем. Стремление осудить других за ошибки или недостатки. Трудности в прощении кого-то.

Стремление взять на себя ответственность за ошибки или переживания других людей. Ощущение необходимости давить на людей.

Навязчивое стремление поднять свой престиж: и статус в глазах окружающих. Стремление преувеличивать правду или далее лгать для того, чтобы поддерживать хороший имидж.

Нечестность и ложь для того, чтобы добиться от других желаемого.

Собственный воображаемый образ

Трудности в принятии собственного «несовершенства».

Чрезмерная критика себя или своих поступков, когда была совершена небольшая ошибка.

Неадекватно заниженная самооценка.

Чувство стыда за себя или за свое поведение.

Желание повышать чувство собственного достоинства или самоуважения.

Ощущение недостаточности понимания самого себя

— затруднения в ответе на вопрос «Кто я?».

Другие категории

Наличие физиологической болезни, которая может быть вызвана подавлением эмоций или стрессом.

Ощущение себя подчиненным или зависимым.

Оскорбительное поведение по отношению к другим.

Факт физического, сексуального, психического насилия или эмоционального давления в личной истории.

Убежденность в том, что со своими поступками нужно бороться самостоятельно.

Выполнение хотя бы иногда чего-то чрезмерно кро-

потливо или не до конца.

Полная поглощенность мыслями о богатстве.

Ощущение множества внутренних конфликтов.

Так вот в этом — напоминаю, инструментальном — случае все, что вам нужно — так это либо пройдясь по вышеприведенному списку, либо даже дополнив его чем-то своим, выбрать проблемы, которые мешают вам «просто жи ть». И убрать их с помощью описанных далее психотехнологий.

Сложнее, если вы хотите не просто жить, а жи ть просто хорошо. То есть стать и быть благополучным.

В Восточной версии нейропрограммирования благополучие (как мета-цель всей ВВН) рассматривается, во-первых, структурно как синтез эффективности и счастливости. Каковые задаются совершенством к удачливостью. Которые, в свою очередь, определяются вашими программами (жизнедеятельности) и картами (реальности). Поскольку если программа примитивная, совершенство и вытекающая из него эффективность будет ну никак не лучше. А если карта не того масштаба, неточная, глупая или вообще не та (а ведь некоторые до сих пор по пусть дикому, но капитализму, бродят с картами пусть развитого, но социализма — а это как по Москве ходить с картой Санкт-Петербурга...), на получение желаемого и нахождение искомого можно даже и не надеяться...

Во-вторых, благополучие человека рассматривается в Восточной версии нейропрограммирования, как бы уров- нево. Где мы, следуя идеям еще трансактного анализа Э. Берна /3; 14/, делим всех людей на благополучников (победителей), середняков (ни проигрывающих, ни выигрывающих, а иногда даже как бы и не участвующих в игре), и неблагополучников (проигрывающих). Как бы хакеров, юзеров и лузеров в компьютерной игре под названием Жизнь...

Деление это несколько грубовато, и поэтому мы каждый из этих классов подразделяем еще на три (цифры соответствуют субъективной — т. е. с вашей, а не чьей-либо — оценки вашего благополучия по внутренней десятибалльной шкале).

Лично мне кажется, что здесь все настолько ясно и понятно, что ничего дополнительно расшифровывать как бы даже и не надо. А вот определить свой нынешний уровень благополучия очень даже стоит — как базу для даль- иейшей работы. Так что сделайте это прямо сейчас.

Балл моего общего благополучия =___________

И я отношусь к категории___________________

А хочу в самое ближайшее время перейти в категорию

А балл моего общего благополучия будет =____

Ну вот — теперь у нас уже что-то есть: оценка настоящего вашего состояния (НС) и желаемого состояния (ЖС). И, надеюсь, серьезное ваше желание перейти из НС в ЖС, т. е. стать более благополучным. Например, перейти из покрайнемерщиков в крепкие середняки или даже хрупкие благополучники. А в идеале (но пока только в идеале) в конце концов завершить ваше затянувшееся путешествие из «лягушек» в «принцы»...

Что здесь еще надо? Да просто понять, что причиной вашего общего недостаточного благополучия является «провал» в одном из его аспектов. Здоровье. Взаимоотношениях, Любви и сексе. Работе. И в деньгах. То, что я — еще во времена оны — представил в виде так называемой «Звезды благополучия».

Что из всего этого следует? Да нечто весьма интересное. Как известно, любая проблема в нашей многострадальной стране может быть сведена к «тройке» вопросов, отраженных в заглавиях трех шедевров российской словесности XIX века: «Кто виноват?», «С чего начать?» и «Что делать?»

В контексте темы нашей книги ответ на первый, но несколько подкорректированный вопрос — «Кто виноват в вашей не слишком благополучной жизни?» — отыскивается ну прям-таки автоматически. Разумеется, это не вы, а ваши Самостоятельные Единицы Сознания. Субчасти, части, субличности, идентичности и Его величество Первое «Я». Каковые, будучи этакими индивидуальными программными комплексами, отвечающими за совершенство вашей жизнедеятельности, часто делают, увы, вовсе не то, что надо вам, а, скорее, то, что надо им. И это при том, что часть совершенно необходимых «программ совершенства» у вас просто напрочь отсутствует (родители постарались). Т. е. задачу улучшения качества собственной жизни в этаком «разрезе СЕС» можно решать двояко. Во-первых, надо (ох, как надо!) убрать мешающие вам жить эффективно и счастливо субчасти, а также трансформировать не дающие вам это делать части (напоминаю, что субличностями, идентичностями и Первым «Я» как таковым мы в рамках этой книги не занимаемся). А во-вторых, стоит (это к тому, что, может, не всегда и надо) создать субчасти и части, помогающие вам в качественной жизнедеятельности и даже прямо приводящие к оной. Вот только вопрос о том, что именно убирать и что создавать, здесь — пока — остается открытым. Потому как ежели подходить к своей жизни серьезно, надо озаботиться не отдельными тактическими решениями (типа забивания торчащего гвоздя в давным- давно сношенных башмаках), а этакой стратегической перспективой изменения жизненной ситуации (а это вроде замены старой обуви на новую, не просто позволяющую, но и помогающую ходить).

Так вот, просто честно (просто и честно...) скажите, а насколько вы действительно сейчас довольны? Не только вашей жизнью в целом, но и отдельными ее аспектами в частности? Используйте десятибалльную шкалу (max =10) и нижеприведенный рисунок (просьба: делайте пометки карандашом, дабы потом их можно было легко исправить)

В принципе, в этой схеме есть некий элемент лукавства, который вам следует учесть. Во-первых, здоровье следует оценивать не в целом, а по трем его ипостасям: духовное (ощущение смысла жизни), психическое или, иначе, психологическое (получение от оной удовольствия) и физическое (реальные — так сказать оргазмические — возможности для осуществления жизнедеятельности). А, во-вторых, любовь и секс следует все-таки рассматривать по отдельности. Особенно в стране, где еще двадцать лет назад секса, как известно, не было... Тем не менее, она (схема) позволяет довольно точно, а, главное, субъективно (а это точнее, нежели объективно — ибо одному, как говорится, каша не сладка, а другому икра не солона) определить, где именно вы застряли в своей жизнедеятельности.

Наглядности ради предположим, что наименьшую оценку у вас получила работа. Что ж, прекрасно (т. е. во- обще-то ничего хорошего, но это поправимо). Теперь (тогда) ответьте, пожалуйста, на следующие первые два вопроса:.

1. Что мешает вам получить устраивающую вас работу?

2. Что не дает вам обрести работу, которая вас устроит?

Обратили внимание на два существенных момента? Первый — это то, что мы здесь, во-первых, работаем в режиме «от», а во-вторых, даже не расшифровываем то, что скрывается под термином «устраивающая вас работа». Что, в общем-то, едва ли не полностью противоречит базовым заповедям нейропрограммироваия: режиму «К» и детализации желаемого (подобное допускается только в работе с СЕС). И второй — что мы использовали ДВА вопроса о, казалось бы, одном и том же. Но это не так. Просто практика (моя) показала, что вопрос «что мешает» больше относится к «балластным» и, в общем-то, пассивным субчастям, тогда как «что препятствует» — к весьма активным частям.

Опять-таки предположим, что при ответе на первый вопрос вы написали «опыт неудач», «обида на судьбу» и «пассивность», а отвечая на второй — «страх провала», «убежденность в некомпетентности» и «неуверенность в себе». Что ж, похоже, вы попали в точку. Потому как первые три паттерна весьма похожи на пресловутые «вещи в теле», сиречь, субчасти, тогда как вторые три — на части. Впрочем, если вы даже где-то ошибетесь, бессознательное быстро вас поправит. Поскольку субчасть просто не будет с вами разговаривать, а часть начисто откажется «сливаться» по первому требованию. Главное здесь одно (и другое): все это мешающее надо либо убрать (субчасти, но иногда и части), либо трансформировать (уж только части).

Теперь внимание: представьте, что вы все вышеописанное уже изжили и трансформировали. Скажите, а как вам кажется: этого окажется достаточно для того, чтобы обрести устраивающую вас работу? И если да, то насколько

— по уже известной вам десятибалльной шкале? Предположим, из бессознательного, бог весть как и даже как бы сама собой, вылезла цифра шесть. Ну, так спросите его же, сколько вам, как минимум, надо, чтобы получить желаемое? Что, восемь? Тогда, пожалуйста, ответьте еще на два вопроса:.

Что вам совершенно необходимо иметь, чтобы обрести устраивающую вас работу?

Что вам стоило бы приобрести, чтобы получить устраивающую вас работу?

Здесь все наоборот. Первый вопрос — о частях, которые вам ну совершенно необходимы. А второй — о субчастях, каковые вам уже более желательны, чем просто нужны.

Еще раз предположим, что в первом случае вы написали: «уверенность в себе», «умение вести переговоры» и «способность решать», а во втором — «доброжелательность», «искренность» и «скромность». Что ж, похоже, вы опять угадали. Поскольку первые три паттерна смахивают на части, тогда как три вторые — на субчасти. Впрочем, и здесь разница более чем условная. Потому как все это недостающее вам надо будет создать. А психотехнологии создания СЕС и для частей и субчастей не очень-то отличаются...

В общем-то все — для практики этой книги. Потому что задачи смыслового уровня столь сложны, что сейчас пишу об этом отдельную книгу — первую из, надеюсь, многих... Но кое-что, тем не менее, все же скажу уже сейчас.

Знаете, ранее, дабы не влезать в дебри и не «дразнить тигров», я отделывался в этом вопросе, так сказать, апологизацией (возвеличиванием, если не поняли) целостности и, как бы ясности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...