Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации




ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

 

 

 

г. Ростов-на-Дону


Авторы:

Н.А. Петухов,

Заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ

А.С. Мамыкин,

Заместитель заведующего кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, к.ю.н., доцент, заслуженный юрист РФ

 

В.А. Орлова,

преподаватель кафедры уголовного права

Ростовского филиала РАП,

 

 

Рецензенты:

Г.С. Досаева, к.ю.н., зав. кафедрой уголовного права Ростовского филиала РАП,

председатель Ворошиловского районного суда

 

А.В. Гаврицкий, к.ю.н., зав. кафедрой уголовно-процессуального права

Ростовского филиала РАП

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № от 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2011 г., протокол №.

 

©Ростовский филиал Российская академия правосудия, 2012.

© Петухов Н.А., Мамыкин А.С., Орлова В.А., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….……………….….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………..……………..5

Тематический план дисциплины ……………………………………..……………...……………..6

Программа курса …………………………………...……….…………………….…………………7

Планы семинарских занятий дисциплины ……………………….………………………………17

Планы практических (семинарских) занятий (в том числе, в активной\интерактивной форме)……………………………………………………………………………………..………………28

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя……………………………………………36

Задания для самостоятельной работы студентов………………………………………………...50

Примерная тематика рефератов…………………………………………………………………...54

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля……………………………...56

Литература…………………………………………………………………………………………61

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………………………64

 

Введение

«Правоохранительные органы» Российской Федерации является дисциплиной вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

«Правоохранительные органы Российской Федерации» являются одной из важнейших учебных дисциплин, устанавливающих базовые знания, необходимые для получения профессиональных знаний.

Предметом изучения данной учебной дисциплины выступают специально созданные государством структуры, основной задачей которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, а также борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов.

Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать основные понятия, предмет и систему дисциплины, законодательство и иные

правовые акты, регламентирующие вопросы структуры, полномочий и порядка деятельности судебных и правоохранительных органов;

- уметь адекватно толковать правовые нормы, посвященные вопросам системы, структуры и содержания деятельности судов и правоохранительных органов, применять закон для решения конфликтных ситуаций в сфере судебной и правоохранительной деятельности;

- иметь навыки пользования нормативными правовыми актами, поиска информации по вопросам организации и деятельности судов и правоохранительных органов;

- быть ознакомлены с историей становления и развития российских судов и правоохранительных органов, основными тенденциями преобразования судов и правоохранительной системы в ходе судебной реформы, международными стандартами деятельности судов и правоохранительных органов, вопросами сравнительного правоведения в рамках дисциплины.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями бакалавра юриспруденции:

I. общекультурными (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

II. профессиональными (ПК):

Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы - общая трудоемкость 4з.е – 144ч. 68 34 34
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 76
Форма итогового контроля   экзамен

Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1.   Предмет, система, основные понятия и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы» (интерактивное занятие)      
2. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации (интерактивное занятие)      
3. Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ (интерактивное занятие)      
4. Суды общей юрисдикции субъектов РФ: мировые судьи      
5. Федеральные суды общей юрисдикции (военные суды). Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей (интерактивное занятие)      
6. Арбитражные суды (интерактивное занятие)      
7. Органы обеспечения деятельности судов      
8. Прокуратура Российской Федерации (интерактивное занятие)      
9. Министерство юстиции РФ и система его органов. Адвокатура в Российской Федерации. Нотариат в Российской Федерации (интерактивное занятие)      
10. Министерство внутренних дел Российской федерации и система его органов      
11. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и система ее органов      
12. Органы безопасности в Российской Федерации      
13. Органы выявления и расследования преступлений      
14. Таможенные органы Российской Федерации      
15. Частные детективные и охранные организации      
  Всего по курсу:        

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Предмет, система, основные понятия и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Понятие правоохранительной деятельности, ее отличительные признаки. Задачи и основные направления правоохранительной деятельности.

Понятие, система и общая характеристика правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов.

Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах по содержанию, по степени юридического значения.

Постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их значение для правоохранительных органов.

Источники официального опубликования нормативных правовых актов о правоохранительных органах.

 

Тема 2. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации

Судебная власть: понятие и основные признаки. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной ветвями власти. Общая характеристика полномочий судебной власти. Органы, осуществляющие судебную власть. Суд как орган судебной власти.

Общее понятие судебной системы. Судебная система Российской Федерации, ее структура. Система федеральных судов: Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции; арбитражные суды. Система судов субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.

Понятие звена судебной системы. Суды основного звена, суды среднего звена и высшие суды. Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции. Суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела в порядке надзора (надзорные инстанции). Суды, пересматривающие дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Вышестоящие и высшие судебные инстанции.

История становления и развития судебной системы в России.

Понятие правосудия и его признаки. Отличие правосудия от других форм государственной деятельности. Формы и способы осуществления правосудия. Понятие и система принципов правосудия. Принцип законности. Осуществление правосудия только судом. Принцип независимости судей и подчинение их только закону. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов. Принцип презумпции невиновности. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Принцип состязательности и равноправия сторон. Открытое разбирательство дел во всех судах. Национальный язык судопроизводства и обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Принцип охраны чести и достоинства личности.

Содержание принципов правосудия и их юридическое значение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...