Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новая конституция была принята 14 января 1852 года.




Рабочее ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

термин, употребляющийся обычно для обозначения бурж. законодательства по охране труда 19 в. или в очень узком смысле - для обозначения законодательства, касающегося лишь условий труда. Появление Р. з. неразрывно связано с установлением фабричной системы капиталистич. способа произ-ва. Возникнув в 1-й трети 19 в. в Англии, Р. з. в течение столетия, особенно в 70-90-е гг., распространилось и в др. странах. Определяющее влияние на законодат. регулирование условий труда оказала борьба рабочего класса. Немалую роль при издании актов Р. з. сыграло и осознание буржуазией того, что ее хищническое отношение к наемному труду в корне подрывает "...жизненную силу нации", ставит под угрозу воспроизводство контингентов для пром-сти и армии, способствует росту революц. настроений среди трудящихся. Интересы буржуазии обусловили законодат. урегулирование некоторых условий труда во имя сохранения ее классового господства и осн. устоев капиталистич. строя. Р. з., изданное бурж. гос-вом под напором рабочего движения, носит ограниченный характер, сфера его действия узка и проведение в жизнь по-настоящему не обеспечено. Оно содержит множество уловок и лазеек для буржуазии, желающей нарушить закон. Несмотря на это, Р. з. используется рабочим классом для развертывания революц. борьбы за полное освобождение. Требование Р. з. было включено в программы с.-д. и рабочих партий 19 в., рассматривавших его как составной элемент борьбы за экономич. интересы пролет. масс, подчиненной общим задачам политич. борьбы пролетариата. Вместе с тем Р. з. использовалось буржуазией и реформистами для распространения иллюзии о "врастании капитализма в социализм" и примирении интересов труда и капитала.

В своем ист. развитии Р. з. начиналось, как правило, с законов об установлении миним. возраста детей, принимаемых на работу (Англия - законы 1802, 1819 и 1833, ограничившие применение детского труда в текст. пром-сти и продолжительность рабочего дня детей 12 часами;) затем появились законы о предельной продолжительности рабочего дня женщин и детей (Англия - закон 1847, установивший 10-часовой рабочий день женщин и детей в текст. пром-сти); впоследствии эти законы распространялись также на взрослых мужчин. Значительное место в Р. з. занимали законы, предписывающие ряд санитарных правил по устройству и содержанию рабочих на предприятиях. Важным этапом в борьбе за претворение Р. з. в жизнь было введение особого института фабричных инспекторов (в Англии - в 1833), обладавших не только правом надзора за исполнением Р. з., но иногда и правом налагать взыскания на предпринимателя за нарушение Р. з. Дальнейшее развитие P. з. шло по пути распространения принятых законов на новые отрасли пром-сти и предприятия, к-рые по существу не являлись фабриками, а именно: портняжные мастерские, хлебопекарни, прачечные, верфи, промыслы и т. д. Таковы англ. акты 1878 и 1901. В результате этого прежние акты Р. з. становились частью более широкого бурж. трудового законодательства, растворялись в нем, распространяясь на всех лиц наемного труда, независимо от места их работы, включали в себя новые аспекты охраны наемного труда, напр. вопросы правильной его оплаты, ограждения от произвольных штрафов, материальной ответственности предпринимателя за увечья рабочих на произ-ве, частичного страхования, обеспечения инвалидов труда и семейств погибших на произ-ве в результате несчастного случая, обеспечения рабочих по безработице, а также предоставления рабочим прав отстаивать свои интересы - права на коалиции и стачки (в Англии начало этому было положено еще в 1824).

 

 

  1. Конституция 1795. Директория Переворот 1799 года Восстановление монархии.

После термидорианского переворота власть оказалась в руках термидорианского Конвента, очищенного от крайних якобинцев. Термидорианцы выступали как против якобинских «крайностей» революции - террора, регулируемых цен, так и против реставрации монархии Бурбонов.

Конвент, в измененном своем составе отказался от конституции 1793 г., объявленной нежизнеспособной, и принял новую конституцию, уже другого характера. Эта конституция 1795 г. была одобрена в процессе референдума.

Конституция 1795 г. провозглашала принцип народного суверенитета, признавая, что только народ может создавать свою конституцию. Конституция сохраняла республику.

Законодательная функция была поделена между двумя палатами, или «советами» - советом пятисот и советом старейшин из 250 депутатов, избираемых на три года.

Восстанавливалась двухстепенная система выборов 1791 г.: избиратели выбирали выборщиков, а выборщики депутатов. Избирательное право получали мужчины старше 21 года, которые платили прямой поземельный или профессиональный налог (замаскированная форма имущественного ценза) и проживали более одного года в одном месте (способ лишить права голоса наёмных работников, вынужденных часто переезжать с места на место в поисках работы). Для выборщиков устанавливался повышенный имущественный ценз. В совет пятисот могли быть избраны лица, достигшие 30 лет, а в Совет старейшин - лица, достигшие 40 лет, женатые или вдовцы.

Оба совета обладали законодательной властью, но каждому были присвоены особые функции в соответствии со стадиями законодательного процесса. Совет пятисот имел право предлагать, выдвигать и обсуждать законопроекты. Совет старейшин утверждал или отклонял поступившие из Совета пятисот законопроекты в целом, без права внесения поправок.

Исполнительная власть вручалась Директории, состоящей из пяти директоров, выбираемых Советом старейшин из кандидатов, представленных Советом пятисот. Каждый год подлежал замене один член Директории, который выбывал по жребию и в течение пятилетнего срока не подлежал переизбранию. Члены Директории обладали высшей исполнительной властью, но непосредственно не руководили министерствами. Директория назначала министров и других должностных лиц, которые были ответственны только перед ней. Она руководила вооруженными силами республики, внешней политикой, обеспечивала общественный порядок и безопасность, контролировала департаментские власти.

В Конституции было заметно стремление подчинить местные власти центральному правительству. Директория получила право временно отрешать от должности или смещать выборные местные органы власти, а также назначать на места (департаменты и муниципалитеты) особых комиссаров, которые следили за исполнением законов.

В каждом округе, определенном законом, имеются мировой судья и присяжные заседатели.

Они избираются на два года и могут переизбираться непрерывно любое число раз.

В департаменте имеется гражданский трибунал. Гражданский трибунал состоит из двадцати судей, одного комиссара, одного помощника прокурора, назначаемых и смещаемых исполнительной директорией, и одного секретаря суда. Выборы членов трибунала происходят каждые пять лет.

Судьи могут быть переизбраны.

В каждом департаменте имеется для осуждения за деликты, не наказуемые ни мучительными, ни позорящими наказаниями, от трех до шести трибуналов.

Каждый исправительный трибунал состоит из председателя, двух мировых судей или заместителей мировых судей коммуны, где они находятся, одного комиссара исполнительной власти, назначаемого и смещаемого исполнительной директорией, и секретаря.

 

В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал высший орган законодательной власти - Законодательный корпус и высший орган исполнительной власти - Директорию.

Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус был заменен двумя законодательными комиссиями, задачей которых стала выработка новой конституции.

Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой диктатуре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической "верхушки", но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государственной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективности системы конституционных органов.

Основным стержнем всей конституционной системы являлась правительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. Хотя конституция содержала туманную фразу о выборах консулов на 10 лет, она прямо назначала первым консулом "гражданина Бонапарта", наделяла его особыми функциями и полномочиями, которые он мог временно осуществлять "в случае необходимости, при помощи своих коллег", т. е. откровенно устанавливала режим личной власти.

В качестве "гарантии" от злоупотреблений всесильной администрации конституция предусмотрела право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности". Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному для государственного строя Франции.

В 1802 г. в. результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт был объявлен пожизненным консулом и согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I).

Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта привело к качественным изменениям в форме государственного строя Франции, "которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в монархию (империю). Правда, и с установлением империи сам термин "республика" продолжал использоваться в законодательстве ("управление республикой вверяется императору"), но он имел не больше смысла, чем в императорском Риме, и постепенно стал выходить из употребления. Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получили титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.

Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организованного государственного аппарата. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением; фискальной, военной и карательной политики.

 

  1. Реставрация Бурбонов. Хартия 1814. Хартия 1830.

Военные поражения Наполеона привели к краху Первой империи. Однако падение Первой империи и установление "белого террора" не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической государственной системы. В первое время министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.

Государственная организация легитимной монархии (так именовался режим реставрации) была определена в Хартии 1814 г. октроированной (дарованной) Людовиком 18 после вступления на престол.

Особенности политического режима во Франции после восстановления на троне династии Бурбонов были обусловлены глубоким идейным расколом в обществе. Численно преобладала «нация народного суверенитета», воспитанная на либеральных и демократических идеях революции. Однако, сравнительно немногочисленные эмигранты, как правило из среды дворян и духовенства, стремились реставрировать старый порядок. Людовик XVIII ко времени восшествия на престол своих предков был пожилым и больным человеком, согласным на политические и социальные компромиссы во имя гражданского мира. Такая позиция находила поддержку не только в либеральных кругах Франции, но и среди лидеров держав-победительниц, заинтересованных в политической стабильности страны, от которой в течение 20 лет исходили угрозы безопасности европейским монархиям.

Государственно-правовой формой указанного компромисса стала конституционная Хартия 1814 г. Людовик XVIII отверг как излишне радикальный проект Конституции, представленный ему от имени наполеоновского Сената. Авторы проекта, исходя из признания принципа народного суверенитета, полагали, что король призывался свободной нацией занять престол, а потому он должен был присягнуть на верность Конституции, одобренной «французами». Король предпочёл октроировать (пожаловать) основной закон для своих подданных. Тем самым, он отказался признать революционный принцип народного суверенитета, однако, сам факт принятия писаной Конституции свидетельствовал о необратимых переменах, которые произошли во Франции.

 

В 1814 году после отречения Наполеона во Франции было сформировано Временное правительство из 5 сенаторов. На престол был призван король Людовик XVIII, брат казнённого Людовика XVI. Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королём. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал собственный вариант конституции — королевскую Хартию, устанавливавшую в стране конституционную монархию.

Хартия была составлена из обращения короля и нескольких разделов, регулирующих основные положения государственного устройства.

Все французские граждане объявлены равными перед законом независимо от их званий и титулов. Хартия провозгласила свободу вероисповедания, однако римско-католическая церковь получила статус государственной религии. Свобода слова и печати допускалась, но в Хартии была специально оговорена возможность законодательного ограничения этой свободы в случае злоупотреблений. Все дореволюционные титулы восстанавливаются в силе; титулы, полученные после революции, также сохранены за своими обладателями.

Личность короля объявлена священной и неприкосновенной. Король является главой государства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами и обладает всей полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту, состоящему из палаты пэров и палаты депутатов. Король обладает правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Каждый закон должен быть принят большинством обеих палат для того, чтобы вступить в силу.

Палата пэров формируется королём без каких-либо ограничений: суммарное количество пэров может быть любым, титул пэра может стать пожизненным или наследственным. Принцы и члены королевской семьи являются пэрами по праву рождения. Минимальный возраст, необходимый для участия в заседаниях палаты, равен 25 годам, а право голоса даётся после достижения 30 лет. Все заседания палаты пэров являются секретными.

Палата депутатов избирается электоральными коллегиями в порядке, установленном законом. Срок полномочий каждого депутата — 5 лет, при этом электоральный цикл должен быть организован так, чтобы ежегодно переизбиралась 1/5 часть всей палаты. Для того, чтобы быть избранным в палату депутатов, необходимо достичь возраста 40 лет и платить не менее тысячи франков прямых налогов; для участия в выборах депутатов в качестве избирателя необходимо достичь возраста в 30 лет и платить не менее 300 франков прямых налогов. Заседания палаты являются открытыми, однако всякое заседание может быть объявлено секретным по запросу группы из не менее чем 5 депутатов.

Источником правосудия является король. Он обладает правом назначать пожизненных судей, а также правом помилования. Все положения действующего Гражданского кодекса, не противоречащие Хартии, остаются в силе.

Кодексы империи были сохранены.

Хартия 1830 года представляет собой переработанную версию Хартии 1814 года. Некоторые положения конституции стали более либеральными.

Католичество утратило статус государственной религии, однако было признано религией, исповедуемой большей частью населения. Свобода слова провозглашена без всяких ограничений, а правительство лишено права восстанавливать в каком-либо виде цензуру.

Король по-прежнему обладает всей полнотой исполнительной власти и осуществляет законодательную власть совместно с двухпалатным парламентом; однако право законодательной инициативы принадлежит теперь не только королю, но и обеим палатам. Палата пэров, как и ранее, формируется королём по собственному усмотрению. Палата депутатов по-прежнему избирается населением, но возрастной ценз понижен: активное избирательное право действует с 25 лет, пассивное - с 30. Имущественный ценз сохранён, однако регулируется не самой Хартией, а специальными законами.

Официальным флагом Франции вновь становится национальный триколор.

Следует отметить, что революция 1830 г. привела к смене короля, но не режима.

Права палаты депутатов были немного расширены, а число избирателей увеличилось (со 100 тыс. до 240 тыс.) вследствие некоторого снижения имущественного ценза.

Были закреплены привилегии верхушки торгово-промышленной и банковской буржуазии, которая приобрела полную власть в стране.

 

53. Революция 1848 и провозглашение Второй республики. Государственный переворот 1851г. Конституция 1852.

Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола.

Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Недовольство крестьян правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией — мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя.

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

Президентский переворот 1851г. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что «племянник своего дяди» уменьшит бремя налогов,- обеспечит дешевые кредиты и т. д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура Луи-Наполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный Конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания.

В декабре 1851 г., грубо нарушив Конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы, Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая Конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г.

Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц.

Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и сената. Законодательный корпус избирался «всеобщим голосованием», но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства.

Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата.

Подобно тому как наполеоновская Конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и Конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III.

В стране установилась военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредники между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации.

Новая конституция была принята 14 января 1852 года.

В преамбуле к конституции изложены те пять основоположений, которые были предложены Луи-Наполеоном во время плебисцита. За преамбулой следует текст самой конституции, состоящий из 8 глав. Конституция объявляет главой Франции Луи-Наполеона, которому вручается пост президента республики сроком на 10 лет. Президент правит, опираясь на министров, Государственный совет, Сенат и Законодательный корпус. Законодательная власть осуществляется совместно президентом, Сенатом, и Законодательным корпусом. Конституция гарантирует выполнение принципов Декларации прав человека и гражданина.

Президент государства является верховным главнокомандующим, заключает международные договоры. Только президент обладает правом законодательной инициативы.

Сенат составляется из кардиналов, маршалов и адмиралов, а также из граждан, назначенных президентом по своему усмотрению; общее количество сенаторов не должно превышать 150 человек. Должность сенатора является пожизненной. Ни один закон не может быть обнародован до того, как он прошёл обсуждение в Сенате. Сенат может противостоять принятию законов, противоречащих конституции, нарушающих основные гражданские свободы, а также относящихся к национальной безопасности.

Законодательный корпус избирается населением сроком на 6 лет, по одному депутату на каждые 35 тыс. избирателей. В компетенцию Законодательного корпуса входит обсуждение налогов и законопроектов. Президент обладает правом роспуска Законодательного корпуса; в этом случае новый Законодательный корпус должен быть созван в течение 6 месяцев.

Государственный совет имеет состав от 40 до 50 членов. Советники назначаются и снимаются с должности президентом. В компетенцию Государственного совета входит обсуждение законопроектов до того, как они попадают в Сенат и Законодательный корпус.

В декабре 1852 года Луи-Наполеон получает титул императора. Имперская конституция вступает в силу 25 декабря 1852 года.

В 60-е годы в конституцию вносятся поправки, делающие её более либеральной:

декрет от 24 ноября 1860 года, который предоставил право Сенату и Законодательному корпусу ежегодно подвергать рассмотрению и оценке политику правительства при помощи свободно обсуждаемого адреса в ответ на тронную речь. Кроме того, с этого момента в «Монитёре» стали печататься подробные отчёты о парламентских прениях;

декрет от 19 января 1867 года, предоставляющий каждому депутату или сенатору право интерпелляции;

закон от 8 сентября 1869 года, предоставляющий Законодательному корпусу право законодательной инициативы наравне с императором.

Судебные и местные органы власти остались без изменения. Таким образом принципы разделения властей хотя и имели место, но были достаточно условны.

 

  1. Третья республика во Франции. Конституционные законы 1875.

Последствия войны 1870—1871 гг. продолжительное время сказывались на социально-экономическом и политическом положении Франции. Страна не досчиталась многих своих граждан, убитых на полях сражений. По мирному договору Германии передавались Эльзас и Лотарингия, а также выплачивалась контрибуция в размере 5 млрд. франков. Оставалось напряженным внутриполитическое положение в стране.

Основная политическая проблема первых послевоенных лет была связана с будущим государственным строем страны. Принятие Конституции должно было стать делом специально избранного Учредительного собрания. Однако по настоянию правительства функции такого органа были вручены Национальному собранию, избранному еще в годы войны. Его состав был крайне консервативным. Подавляющее большинство составляли монархисты.

Но во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика второй империи окончательно развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего тогда около 70% населения страны. Республиканские убеждения рабочих были известны. Это вынудило монархическое большинство в Собрании временно отказаться от восстановления монархии. В Собрании все чаще стали говорить о том, что авторитарные режимы всегда кончались «баррикадами и ружьями, которые сами начинали стрелять». Безнадежность дела монархистов еще более подчеркнуло выявившееся к тому времени полное отсутствие единства среди монархических фракций. В этих условиях Собрание несколько изменило свою политику, суть которой достаточно откровенно определил один из лидеров правых: «...Не будучи в состоянии создать монархию, нужно создать строй, более всего к ней приближающийся». При благоприятном стечении обстоятельств он позволил бы быстро и безболезненно перейти от республики к монархии.

Конституционные законы 1875 г. Было принято три основных закона, которые в совокупности и составили новую Конституцию страны:

Конституционный закон об организации государственных властей,

Закон об организации сената

Закон об отношениях государственных властей.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию отдельных высших органов государственной власти. Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику. Лишь наличие президентской власти свидетельствовало о немонархической форме правления да в самом Законе употреблялся термин «президент республики». При этом статья, где говорилось о «президенте республики», была принята большинством в один голос. В Конституции не были упомянуты демократические права и свободы граждан.

Но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Президент избирался на семь лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Он имел право помилования. В итоге Конституция наделила президента всеми атрибутами конституционного монарха, не хватало лишь положения о наследственном характере его власти (этот «пробел» монархисты не теряли надежды впоследствии восполнить).

Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и сенатом. Конституирование парламентских учреждений преследовало прежде всего цель нейтрализовать палату депутатов — по существу единственный орган в системе государственного механизма, комплектуемый на основе прямых выборов, поэтому в какой-то мере зависящий от мнения избирателей. В качестве противовеса нижней палате учреждался сенат. Роль и правомочия сената в точности повторяли роль и правомочия палаты пэров времен реставрации правления Бурбонов, что прежде всего означало независимость сената от рядовых избирателей. Вместе с тем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроекты. Фактически создавалось положение, когда без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, сенат имел ряд преимуществ по сравнению с палатой депутатов. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для суда над президентом и министрами.

В Конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Так, говорилось о солидарной ответственности министров перед палатами за общую политику правительства, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т. д.

Всем этим по существу и ограничивалось содержание конституционных законов.

 

55. Французское право XIX в.: Гражданский кодекс 1804, Торговый кодекс 1807, Уголовный кодекс 1810.

Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физических лиц.

При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.

На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революционное законодательство и римское право.

Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности.

Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на:

• индивидуальную (частную);

• государственную (общественное обладание);

• общинно-коммунальную.

В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п.

Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание.

В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо".

Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:

• принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;

• принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно".

В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены.

Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.

Кодекс рассматривает брак как дого<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...