Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовный кодекс Франции 1810 г.




Уголовный кодекс Франции 1810 г. состоит из Общей и Особенной частей.

Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности.

Особенную часть составляют третья и четвертая книги - в них содержится перечень преступных деяний.

Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным.

Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания.

Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф.

Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой.

Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста.

Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.

Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два вида:

• публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;

• частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные против частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность.

Более половины статей посвящено охране собственности.

Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.

 

Вступивший в действие с 1 января 1808 г. Кодекс коммерции во многом дополнял Гражданский кодекс с точ­ки зрения законодательной и одновременно закреплял самостоя­тельность имущественных и правовых интересов и традиций торго­вого класса.

Кодекс разделялся на четыре книги: 1. О торговле вооб­ще; 2. Морское право; 3. Конкурсное право; 4. О коммерческих судах. Таким образом, третья и четвертая книги относились преиму­щественно к формальному праву.

В этом Кодексе, регулирующем торговые отношения, также во­площались идеи равноправия и свободы в противоположность со­словным привилегиям. Согласно ст. 1 купцы определялись как «ли­ца, профессией которых является совершение сделок». Кодекс частично компенсировал отсутствие института юридических лиц, признав участником торговых отношений три вида торговых органи­заций (товариществ): Товарищество под общим названием, комман­дитное товарищество и анонимное товарищество (фактически акцио­нерное общество, в котором хотя бы один из его участников отвеча­ет по обязательствам всем своим имуществом).

Анонимное товарищество не может существовать без одобрения властей и возникнуть иначе как посредством составления документа, доступного для всеобщего обозрения. Товарищество под общим на­званием и коммандитное товарищество могут быть учреждены обна­родованным документом или частным письменным соглашением.

Коммандитное общество — Это разновидность товарищества, ко­торое в русском торговом лексиконе именовалось товариществом на вере и подразумевало «договорное соединение лиц для производства совместными средствами торгового промысла с круговым ручатель­ством одних участников всем своим имуществом, других — только определенным вкладом». Во французском торго­вом праве выделяли простое коммандитное товарищество (простая коммандита) — это товарищество на паях, но с тем же различением двух категорий членов (полные участники и неполные участники).

Другой разновидностью было Полное товарищество. Все члены полного товарищества имеют статус ком­мерсанта и несут личную и солидарную ответственность за долги компании. Эта разновидность компании на паях была распростране­на в начале XIX в. Позднее более широкое распространение получи­ло общество с ограниченной ответственностью.

Источники Кодекса составили помимо торговых обычаев Ордо­нанс о торговле (1673) и Ордонанс о мореплавании (1681), подготов­ленные в период политики меркантилизма по инициативе Ж. Б. Кольбера, главного министра в правительстве королевства. Торговое право, материальное и процессуальное, меняется и совер­шенствуется во времена абсолютизма — с присущим ему усилением монархической власти и централизацией управления — уже не толь­ко обычаями, но и королевскими указами, упомянутыми ордонанса­ми, которые распространяли свое действие на всю страну. В процес­се подготовки Кодекса прежние ордонансы были переработаны в ду­хе равноправия, но ряд положений обоих ордонансов вошел в Кодекс без существенных изменений.

В Кодексе отсутствовали особые постановления о порядке заклю­чения и исполнения сделок (эта часть регулировалась Гражданским кодексом). В нем не было предусмотрено регулирование страхова­ния, института текущих счетов и др. Купле-продаже (основная тор­говая сделка) была посвящена всего одна статья. Более подробно из­ложены правила о купеческих книгах, биржевых агентах и маклерах, о комиссионерах, особо гарантировались интересы и права банков и бирж.

В случае неполноты или пробела необходимо было обращаться к правилам торговых обычаев, а при отсутствии последних — к граж­данским законам.

Дальнейшее совершенствование регулирования деятельности об­ществ было оформлено Законом об обществах от 24 июля 1867 г., Где говорилось, что впредь анонимные общества (этим термином обо­значались акционерные общества) могут образовываться без разре­шения правительства, но акт об их образовании должен быть заверен нотариусом. В составе такого общества должно быть не менее семи членов.

Закон предусматривал также возможность создания коммандит­ных акционерных обществ. В них входит две категории участников:

1) Неполные Члены товарищества: их должно быть не менее трех и участие их аналогично участию ак­ционеров в анонимном (акционерном) обществе;

2) Полные Члены товарищества, имеющие статус коммерсанта и несущие солидарную ответственность за долги компании. В отличие от акционерных ком­паний решения здесь принимаются большинством голосов непол­ных членов и при непременном единогласном одобрении со сторо­ны полных членов.

 

56. Германия после Венского конгресса. Революция 1848, её влияние на развитие германских государств.

К началу XIX в. Германия все еще оставалась, хотя и номинально, «Священной Римской империей германской нации», числившей в своем составе более 300 государств. Большинство из них было и малоземельным и малочисленным по населению, так что путешественник менял «государства» каждый раз, когда ему меняли лошадей.

Среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, господствовавшая на обширном пространстве земель, населенных главным образом славянами — поляками, хорватами, словенцами, чехами, а также венграми.

Французская революция, «точно громовая стрела, ударила в этот хаос, называемый Германией» (Энгельс). Наполеон не оставил камня на камне от «Священной Римской империи германской нации». Наполеон перекроил карту Германии: из 51 вольного города он оставил всего пять, остальные передал десятку наиболее сильных государств, положив начало дальнейшим территориальным переделам, произведенным уже после поражения Франции и отречения Наполеона (1815 г.).

1815 г., после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав победительниц. Решение главных задач конгресса: восстановление прежних режимов, противодействие революциям и новым войнам - требовало создания военно-политического равновесия в Европе, а для его обеспечения - новых форм государственного устройства Германии.

Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового немецкого государственного объединения - Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию, в которой отсутствовали центральные органы власти и управления. Союзный сейм состоял из чиновников, назначаемых представителями отдельных германских государств, не имеющих самостоятельных полномочий, призванных действовать только с согласия своих правительств. В 1815 г. Германский союз включал 41 государство, а в 1866 г. (ко времени роспуска) - 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм. В союз входили: одна империя (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), герцогства и княжества, а также четыре города-республики. Как и в прежние времена, это германское объединение имело в своем составе территории, находившиеся под иностранным суверенитетом - короля Англии (до 1837 г.), великого герцога Люксембургского. Бесспорный военно-экономический перевес Австрии и Пруссии давал им явный политический приоритет перед другими членами союза, хотя формально в нем провозглашалось равенство всех участников. В то же время ряд земель Австрийской империи (Венгрия, Словения, Долмация, Истрия, и др.) и Прусского королевства (Восточная и Западная Пруссия, Познань) полностью исключались из союзной юрисдикции. Это обстоятельство лишний раз подтверждало особое положение в союзе Австрии и Пруссии.

Все объединившиеся государства сохраняли свой суверенитет и самостоятельность, сохранялись даже таможенные пошлины между ними.

Важным моментом было то, что союзный акт 1815 г. предусматривал принятие в германских государствах конституций.

В период с 1814 по 1820 гг. были приняты октроированные (дарованные правителями) конституции Вюртемберга, Ганновера, Баварии и еще девяти государств. Последующие конституции других государств, например Саксонии, были приняты под влиянием июльской революции 1830 г. во Франции, в ходе народных волнений 30-х гг, в. самой Германии.

Большинство конституций мало затронуло абсолютистские порядки, наследственную монархическую власть. Система высших органов власти и. управления строилась в них по такому образцу: монарх - глава государства, обладающий законодательной (совместно с ландтагом) и исполнительной властью; законодательный исполнительный орган - одно-двух палатный ландтаг, розданный на основе недемократических избирательных законов. Исполнительная власть осуществлялась назначаемым монархом министром президентом или канцлером. Конституции формально закрепляли и некоторые права подданных немецких монархов: равенство перед законом, независимость судей, свободу совести и др. Во многих государствах были проведены также реформы в области поземельных отношений, отменена личная зависимость крестьянина. Ряд реформ (отмена крепостного права в 1807-1810 гг., военная реформа 1813-1815 гг., реформа государственного управления 1806-1808 гг.) был проведен и в Пруссии, но конституции в Пруссии и в Австрии были приняты только под воздействием революции 1848-1849 гг.

Революция 1848 г. Поводом для революционного выступления в Германии стала Французская революция 1848 г. Уже в марте 1848 г. столица Пруссии (Берлин) поднялась на вооруженную борьбу: возникали баррикады, завязалась вооруженная борьба с войсками. Воспользовавшись обстоятельствами, либеральная часть прусской буржуазии вырвала у короля и его правительства некоторые уступки: уничтожение помещичьих судов над крестьянами и полицейской власти помещиков над зависимым от них крестьянством, распространение суда присяжных на политические преступления, выборы в Учредительный ландтаг (национальное собрание) и т. д.

Помимо Пруссии буржуазно-демократическое движение захватило и многие другие германские государства. Чтобы выиграть время для его подавления, короли и князья дали свое согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне всегерманского Учредительного собрания. Составленное из депутатов от всех германских государств, оно должно было дать единой Германии новую, по меньшей мере федеральную конституцию.

Однако Собрание не оправдало надежд германской демократии, стремившейся к тому, чтобы ее представители приняли, наконец, участие в управлении Германией. Оно и не могло быть сколько-нибудь эффективным, ибо не обладало ни силой, ни согласованной программой действий. После долгих споров франкфуртский парламент выработал проект демократической для своего времени конституции, но он так и остался проектом, ибо значительная часть членов Национального (Учредительного) собрания разъехалась по домам, а те, кто еще оставались, были разогнаны (в июне 1849 г.) правительством Вюртемберга.

Принятие К. 1849 г.

Зак. Власть император и рейхстаг, который состоял из 2 палат: палата гос-в, палата народа (представители выбирались на 3 года)

Исполнит. Власть осуществлялась императором и назначенными им министрами.

Судебная власть посредством имперского суда.

Революция провалилась и оказалась незавершенной.

 

57. Северо-Германский союз. Конституция 1867г. Образование Германской империи. Конституция 1871г.

Северо-Германский союз. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. К осознанию этой роли Пруссия пришла еще в царствование Фридриха II. Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение. Последнее позволило Пруссии иметь грамотных рекрутов, и это так высоко ценилось.

Таким образом, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Тогда же Бисмарк заявил в ландтаге, что Германия будет объявлена «не речами и парламентскими постановлениями», но «железом и кровью».

Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессенз Кастеля, Франкфурта-на-Майне, Ниссау. Ранее, после войны с Данией, Пруссия насильственно захватила Шлезвиг и Голштейн.

В Центральной Европе возникло по сути дела новое государство, получившее название Северо-Германского союза.

Чтобы «монархическая заграница... не совала пальцы в прусский национальный омлет», Бисмарк был вынужден согласиться ввести всеобщее избирательное право, но о тайном голосовании речи не шло, ибо именно оно, по выражению самого Бисмарка, «противоречит лучшим свойствам немецкой нации» (то же скажет много позже и Гитлер).

Новое государство в 1867 г. получило и новую Конституцию, отдававшую управление Союзом прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам. Нижняя из них, как мы уже знаем, избиралась на основе всеобщего избирательного права.

Прусский проект конституции Союза в дек. 1866 - февр. 1867 был обсужден уполномоченными герм. гос-в в Берлине, к-рые 9 февр. решили передать его на утверждение Северо-Герм. учредит. собрания (рейхстага), избранного т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участвовать в выборах). 16 апр. 1867 рейхстаг, ведущую роль в к-ром играли национал-либералы (см. Национал-либеральная партия Германии), принял конституцию С.-Г. С. (вошла в силу 1 июля 1867). По конституции в компетенцию Союза входили воен. дело, иностр. сношения, монетная система, почта и жел. дороги. Президентом С.-Г. С. был прусский король; он был главнокомандующим в воен. время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнит. власть, назначал единственного министра - бундесканцлера. Последним стал Бисмарк. Канцлеру, ответственному только перед президентом, помогали статс-секретари, стоявшие во главе отдельных ведомств. Рейхстаг пользовался правом утверждения бюджета. Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату), состоявшему из представителей государств. В бундесрате Пруссия располагала 17 голосами из 43. Создание С.-Г. С., господствующее положение в к-ром заняла Пруссия, явилось важным этапом "революции сверху". В 1867 в С.-Г. С. было введено свободное передвижение; в 1868 введена единая монетная система, единая система мер и весов; в 1869 принят пром. устав, уничтоживший остатки цехового строя, и общий торговый устав; в 1870 - общее уголовное уложение. Было создано новое таможенное объединение, включившее членов С.-Г. С. (кроме Гамбурга и Бремена), южногерм. гос-ва и Люксембург.

В Союз не вошли южногерманские государства Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция, не без тревоги наблюдавшая за образованием «великой империи» на своих восточных границах.

В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией (не без воинственных, впрочем, намерений правительства Наполеона III). В этой войне Франция была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присоединения южногерманских государств. Присоединение было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. Прусский король был коронован императором объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя, к-рая и была провозглашена в Версале 18 янв. 1871.

Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов.

Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) – назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом, в котором были представлены германские государства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов.

Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную власть. Рейхстаг был вначале учредительным собранием, а затем органом, участвовавшим в законодательстве, принятии бюджета и контроле за исполнительной властью.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа.

Имперское правительство было представлено единственным лицом канцлером. Кабинета министров не существовало.

 

58. Унификация права после объединения Германии. Германское гражданское уложение. Уголовный кодекс 1871г. Социальное законодательство.

После поражения Наполеона в ряде германских государств идет разработка гражданских кодексов, сочетающих буржуазные принципы Кодекса Наполеона и феодальные нормы. Особое место среди них заняло Австрийское гражданское уложение 1811 г., содержавшее многочисленные нормы, которые носили, в сущности, буржуазный характер и способствовали развитию капитализма.

Но при этом уложение сохраняло нормы феодального права. Так, в главе о собственности предусматривалось идущее еще от феодального права деление права собственности на полное и неполное, а собственников на "верховного" и "подчиненного".

В раздел о договорном праве (он именуется в Уложении "О лично имущественных правах") были включены положения о наследственной аренде, о наследственном оброчном содержании и т. п. В области наследственного права использовались такие институты, как субституции, т. е. назначения под наследников, а также фидеикомиссы, предусматривающие установление неотчуждаемых семейных имуществ. Закреплялись также различия в правовом положении лиц на религиозной основе (на нормах канонического права). Но в целом Австрийское гражданское уложение явилось шагом вперед в развитии буржуазного гражданского права в Германии. Оно восприняло концепцию "прирожденных прав" человека и соответственно декларировало отмену рабства и крепостного состояния, вплотную подошло к признанию буржуазной идеи равенства лиц перед гражданским законом.

Наряду с партикулярным правом, т. е. правом отдельных государств, входивших в Германский союз, по-прежнему широкое применение имело реформационное пандектное право, которое, как и раньше, именовалось "современным римским правом". На базе последнего разрабатывались новые кодификации.

Значительным памятником гражданского права Германии середины XIX в. явилось Саксонское гражданское уложение 1863 г., которое представляло собой попытку переработать в соответствии с традиционным "германским духом" и интересами немецкой буржуазии "современное пандектное право". В мотивах к этому Уложению указывалось, что римское право всегда составляло существенный элемент действующего в Саксонии права, а поэтому многие его положения были использованы законодателем (например, римское понимание, собственности как права на полное и исключительное господство над вещью, и т. п.).

Составители Саксонского гражданского уложения подвергли резкой критике ГК Наполеона, объявив его "смешением начал римского права, притом весьма неверно понятых, с французскими обычаями", заменили институционную систему пандектной. По этой системе материал располагался следующим образом: сначала шла общая часть, куда были внесены вопросы, требовавшие единого подхода для всех разделов Уложения. Далее следовали разделы, связанные с важнейшими институтами: вещное право, обязательственное право ("право требований"), семейное право, наследственное право. Но структура и юридическая техника в Уложении при всех элементах новизны были далеки от совершенства, и оно подвергалось критике за-. многочисленные повторения, наукообразность и непрактичность многих ее статей (например, "кто имеет право на большее, тот имеет право и на содержащееся в нем меньшее" и т. п.). Критики Уложения не без основания, отмечали, что оно слепо подражает римскому праву и скорее походит на учебник пандектного права, чем на законодательный акт. Лишь с образованием Германской империи создавалась реальная политическая основа для унификации и систематизации гражданского права Германии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...