Аргументы и доказательства в эссе. Что значит «раскрыть тему на теоретическом уровне»?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Убираем все лишнее и не забываем нужного: структура эссе. Пять основных элементов
Естественный мир, в котором живет каждый человек – это мир обыденной жизни и обыденных отношений. В этом мире каждый день происходит много интересного, в том числе завязываются самые разные беседы и разговоры. Собеседники порой взахлеб спорят о чем-то, перебивают друг друга, вместе смеются и вместе о чем-то задумчиво молчат. Им интересно? Да! Но давайте попробуем записать их беседу и дать послушать запись третьему (постороннему) лицу. Скорее всего, ему очень быстро все наскучит. Почему? Нет, не только потому, что все темы, которые затрагивали участники разговора, касались их личных проблем. Любой великий писатель поднимает темы и проблемы, которые в конечном счете интересны лично ему. Но поднимает он их так, что эти его личные проблемы берут за душу любого. Поэтому главное, что делает подобный диалог неинтересным никому из окружающих – то, что обсуждаемые темы переходили одна в другую, подчиняясь исключительно личным ассоциациям собеседников. Более того, практически ни один из поднятых (возможно весьма актуальных вопросов) так и не был доведен до конца, ни одна из точек зрения так и не получила своего убедительного обоснования. Такова вообще особенность бытовых бесед и обыденных споров: за редчайшим исключением, они никогда не движутся по четко определенному плану, не имеют осознанной, поставленной цели и подчиняются скорее сиюминутным эмоциям и ассоциациям, чем какой-то продуманной стратегии. Абитуриент, сочиняющий эссе, естественно хочет сделать его интересным и нетривиальным. Но, имея за плечами в основном опыт обыденных разговоров и бесед, нередко идет по пути последних: вставляет в каком-то произвольном месте пришедшую в голову по ассоциации интересную мысль, излагает сами по себе весьма нетривиальные факты, но не имеющие прямого отношения к заданной теме. Более того, стремясь «блеснуть эрудицией», абитуриент нередко делает это не просто по привычке, но сознательно и целенаправленно, при этом не очень задумываясь о том, какое отношение приведенная информация имеет к магистральной линии текста. В итоге оказывается, что хотя отдельные фрагменты получившегося эссе могут быть прочитаны с интересом и даже свидетельствовать об эрудиции его автора, тема остается нераскрытой, а задача невыполненной. Низкая (а то и вообще неудовлетворительная) оценка за подобным образом написанный текст является вполне закономерным итогом, хотя, как правило, немало удивляет собой самого автора.
Эссе – это некий готовый продукт. Оно подобно дому – его могут строить самые разные люди, но жить в нем, в принципе, может любой человек. Эссе – это текст, который должен быть интересен и понятен каждому, а не только тому, кто его писал. Любой человек, прочитавший его, должен вынести для себя: основную мысль, отстаиваемую автором, а также аргументы, доказывающие ее. Чтобы сделать эту мысль более ясной, в эссе обязательно должны присутствовать пояснения и примеры, а чтобы текст действительно имел вид законченного продукта, его должен венчать вывод. Оно должно быть подчинено единому плану и представлять собой целостную конструкцию. И если, говоря о вашей первой задаче, продолжить аналогию с домом, то можно сказать так: конечно, всегда хочется построить дворец, но пусть для начала это будет египетская пирамида: ее форма незатейлива, но и по сей день между иными камнями не удастся втиснуть даже лезвие ножа, а любое дополнение к ней будет выглядеть явной безвкусицей. Итак, будем учиться тому, как построить эссе, подобное египетской пирамиде.
Прежде всего, необходимо знать пять основных составляющих любого эссе, на основании которых должен быть организован весь текст. К таким составляющим относятся: – тезис (Т); – аргумент (А); – доказательство (Д); – пояснение или пример (П); – вывод (В). Из сказанного вытекает
правило тринадцатое: не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых составляющих любого эссе: с тезисом, аргументом, доказательством, пояснением-примером или выводом. В противном случае, если подобное соответствие найти не удается, предложение или абзац должны быть удалены, даже если они содержат интересную информацию или демонстрируют широкую эрудицию автора.
Рассмотрим каждый из этих пунктов в отдельности.
Тезис – всему голова
Тезис – это основная мысль, которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради которого пишется вся работа, и если оно отсутствует, то последняя превращается в «разговор ни о чем». Практически у любого квалифицированно написанного научного и даже публицистического текста, начиная от небольшой статьи и заканчивая большой книгой, существует подобная основная мысль. В некоторых случаях ее можно сформулировать кратко и достаточно однозначно. Например, основная мысль знаменитой книги Коперника «Об обращениях небесных сфер» может быть сформулирована так: «Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси», а главная мысль классического социологического сочинения Дюркгейма «Метод социологии»: «Социальная реальность представляет собой такой же объект для научного исследования, как и реальность физическая, хотя способы ее познания и имеют определенные особенности». В других случаях главный тезис текста столь кратко сформулировать не получится, однако чаще всего его смысл можно вычитать в последней главе, в заключении, в выводе (подробнее об этой особенности заключительной части текста мы подробнее поговорим в 28.1.5). «Тезис – всему голова» – таков должен быть ваш исходный принцип при построении любого нехудожественного текста. Чаще всего его формулировка занимает малый процент от общего объема эссе – одно-два предложения, и чаще он пишется не в начале текста, а в конце. Но при его отсутствии вся работа распадается, теряя общий смысл.
Как же сформулировать основной тезис своего текста? Нередко тезис непосредственно совпадает с предложенной темой эссе. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда тема сформулирована в виде утвердительного предложения, которое предлагается обосновать или, что бывает реже, с которым можно доказательно согласиться или не согласиться, на усмотрение автора. К таким темам относятся, к примеру, следующие: «Конт – родоначальник социологии», «Без культуры нет человека». Достаточно часто такое совпадение происходит и в тех случаях, когда тема эссе задана в виде афоризма: «Точное знание об обществе принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э.Гидденс), или «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Белинский). Однако тема далеко не всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Так, например, она может быть сформулирована как вопрос (вспомним уже встречавшуюся выше тему «Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе?»). Она может быть сформулирована как задание на сравнение («Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс»), как задание на проведение теоретического анализа («Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений»), а может быть как комментарий к афоризму («Прокомментируйте высказывание: “высший суд находится внутри человека”»). Наконец, тема может быть сформулирована в виде утвердительного афоризма, который, однако, не допускает однозначной трактовки по принципу «верно-неверно» («Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»). Во всех подобных случаях тезис должен быть сформулирован самостоятельно и не может непосредственно совпадать с формулировкой темы. Рассмотрим примеры.
В предыдущем параграфе мы показали, как писать развернутый ответ на вопрос задания «Существуют ли в современном российском обществе признаки сословной структуры?». Посмотрите еще раз на получившийся текст и сформулируйте его основную мысль, т.е. тезис.
Тезис: «Отдельные сословные признаки в современном российском обществе существуют, хотя данная стратификационная система и не является основной, определяющей». Обратите внимание, что в данном случае нам удалось сформулировать тезис эссе уже после того, как мы прочитали некий, пусть краткий, но предварительно написанный текст. И это неслучайно: тезис не может быть сформулирован в момент первого или даже второго прочтения темы задания. Формулировка тезиса является результатом предварительного размышления над темой, ее предварительного, но при этом очень серьезного анализа. На данном этапе следует активно использовать черновик, и то, что вы в нем напишете, необязательно будет дословно использовано в итоговом тексте; в черновике вы должны наметить общую канву рассуждений и постараться предвосхитить полученный вывод. На этапе формулирования основного тезиса эссе не следует экономить время. Если продолжить аналогию с домом, то можно сказать, что основной тезис – это даже не план, а общая концепция постройки, определяющая собой ее размер, материал, этажность, количество комнат и т.д.
Рассмотрим на примерах приведенных выше тем формулировку основных тезисов эссе.
Тема: «Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на общественный прогресс». Поразмышляв над заданием, мы вспоминаем, что Маркс и Конт оба были сторонниками концепции прогрессивного развития человечества; оба выделяли общие стадии, которые проходит в своем развитии все общества, и в концепциях обоих авторов Европе в этих процессах отводилась ведущая роль. В то же время, если Маркс видел движущую силу прогресса в экономической сфере жизни общества, то Конт решающую роль отводил интеллектуальному прогрессу, в силу чего эти авторы выделяли разные этапы в развитии обществ и по-разному понимали ближайшие перспективы человеческой цивилизации. Эти соображения позволяют нам сформулировать основной тезис эссе: Тезис: «Между взглядами Маркса и Конта на общественный прогресс существуют как общие черты, так и различия».
Тема: «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений». Предварительный анализ данной темы, проведенный выше (см. 27), позволяет сформулировать:
Тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер».
Задание для самоподготовки: сформулируйте тезисы эссе к следующим темам: 1. Социальное равенство и неравенство: за и против; 2. Факторы, в современном российском обществе, тормозящие социальную мобильность; 3. Механизмы взаимодействия культур, функционирующие в миграционных потоках в современной России; 4. Глобализация – противоречивый процесс; 5. Ролевые напряжения в процессах социальной мобильности
Когда пишется эссе на тему, тезис которой совпадает с названием, чаще всего можно ограничиться формулировкой одного основного тезиса. Однако в тех случаях, когда формулировка темы менее тривиальна, число тезисов имеет смысл увеличить. Выше, на примере нескольких классических научных работ, мы показали, что в основе каждой из них лежит четко сформулированный тезис. Однако любая из этих книг разбита на главы, главы на параграфы, параграфы на абзацы, и каждая из данных структурных единиц содержит основную мысль – тезис. Таким образом, в грамотно организованном тексте, помимо основного тезиса, могут быть тезисы второго уровня (в главах), третьего (в параграфах) и так вплоть до тезисов отдельно взятых абзацев (в идеале). Конечно, эссе на олимпиадах и ЕГЭ – не книга, и его нельзя мерить мерками крупных произведений. Однако и в нем, как правило, наряду с основным тезисом, следует выделить от трех до пяти тезисов «второго порядка». В конечном счете можно руководствоваться принципом: в любом нехудожественном тексте должно присутствовать такое количество тезисов различного уровня, сколько самостоятельных цепочек логических рассуждений в нем представлено. Расчленение одного крупного по содержательному объему тезиса на несколько более мелких значительно облегчает логическое обоснование своей позиции, а также формулировку вывода. Так, в известной книге С.И.Поварина «Искусство спора»[1] анализируется любопытный эпизод вымышленного судебного заседания. Закончивший обвинительную речь прокурор делает вывод: «Преступление, совершенное подсудимым, должно квалифицироваться по статье двенадцатой уголовного кодекса». Адвокат в своем выступлении возражает: «Преступление следует квалифицировать не по двенадцатой, а по одиннадцатой статье». Казалось бы, все логично – на то он и адвокат, чтобы не соглашаться с прокурором и убеждать суд применить к подзащитному статью, предполагающую менее суровое наказание. Но в данном случае дело вовсе не в этом. Его тезис – «...квалифицировать не по двенадцатой, а по одиннадцатой статье» – на самом деле, представляет собой явную смесь двух самостоятельных тезисов второго порядка. Первый из них – утверждение о том, что преступление нельзя квалифицировать по статье двенадцатой. Второй – преступление должно быть квалифицировано по статье одиннадцатой. Смешав их «в одну кучу», гипотетический адвокат создал лично для себя серьезные проблемы с обоснованием: доказывая свою мысль, он неизбежно будет перескакивать с одного утверждения на другое, пересекать аргументы и т.д. Более того, вполне возможно, что, объединив аргументы, он не заметит, что большинство из них доказывают второй тезис, а первый оказывается практически ничем не подкрепленным. Опытный оппонент без труда сможет воспользоваться этим, и дело для адвоката будет проиграно. И наоборот: разделив свою позицию на две части, защитник сможет адекватно оценить степень обоснованности каждой из них и усилить, где это необходимо, свои доводы. При таком подходе он сможет выстроить последовательные, цельные и самостоятельные цепочки аргументации к каждому из тезисов, не смешивая и не пересекая их. На основании сказанного, можно определить
правило двенадцатое: сформулировав базовый тезис своего эссе, постарайтесь разбить его на более мелкие, самостоятельные и далее «неделимые» утверждения. Проделав такую процедуру, к каждому из них в отдельности следует выстраивать свою самостоятельную цепочку аргументаций.
В качестве примера продолжим анализ темы: «Как взаимосвязаны межролевые напряжения с процессами межгрупповых конфликтов?». Выше был сформулирован основной тезис:
«Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит двусторонний характер».
Разобьем данный тезис на несколько самостоятельных утверждений: Т. 1. Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью. Т. 2. Межгрупповые конфликты повышают вероятность возникновения межролевых напряжений. Т. 3. В некоторых случаях межролевые напряжения, в свою очередь, могут стать источниками возникновения межгрупповых конфликтов. Далее необходимо последовательно обосновать каждое из утверждений. О тонкостях и методах подобных обоснований у нас пойдет речь ниже (28.1.2), когда мы будем обсуждать правила построения аргументов и доказательств к тезисам.
Завершая обсуждение первого и основополагающего структурного элемента эссе, приведем несколько примеров формулировки вторичных тезисов для нетривиально сформулированных тем, как правило, вызывающих наибольшие трудности у абитуриентов.
Тема: «Межэтнические конфликты в третьем тысячелетии: в чем причина?». Основной тезис: причины межэтнических конфликтов сегодня имеют как исторические корни, так и порождены особенностями современного глобального мира. Т. 1. Некоторые современные межэтнические конфликты своими корнями уходят в далекое прошлое. Т. 2. Некоторые межэтнические конфликты являются одним из результатов процесса глобализации, происходящего в условиях специфического для капитализма неравномерного развития наций и народов. Т. 3. Межэтнические конфликты косвенно связаны с укреплением этнических общностей и этнического самосознания. Одной из причин данных процессов является характерная для современного общества нормативно-ценностная неопределенность и состояние аномии.
Тема: «Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе». Основной тезис: в российском обществе существуют отдельные элементы сословных структур, однако они имеют подчиненный, не доминирующий характер. Т. 1. Формально оснований для существования в современной России сословной структуры нет. Т. 2. Сословная структура может существовать в обществах, где формальных оснований для этого нет. Т. 3. В российском обществе существуют отдельные и неполные элементы сословной структуры. Т. 4. Сословные элементы в российском обществе носят периферийный, не определяющий характер.
Тема: «Прокомментируйте высказывание: “Подчиняясь закону толпы, мы возвращаемся в каменный век” (Паркинсон)». Основной тезис: между поведением человека в толпе и его поведением в каменном веке существует сходство. Т. 1. Согласно концепции Дюркгейма, в каменном веке, как и вообще в архаическом обществе, не существовало развитой индивидуальности. Индивидуальное сознание было растворено в сознании коллективном. Т. 2. В современном обществе, подчинившись толпе, человек также лишается своей индивидуальности. На первое место выходит коллективное бессознательное (Юнг). Т. 3. В каменном веке была велика роль иррациональных мотивов в жизни человека. Т. 4. В толпе происходит ослабление рациональных мотивов действий человека.
Если удалось адекватно расчленить основной тезис, то эссе обретает первое важнейшее условие успеха – грамотную структуру. Однако сформулировать систему тезисов – необходимое, но, очевидно, недостаточное условие для успешного написания эссе. Самое главное после их формулировки – их обоснование. Этой цели служат аргументы и доказательства.
Аргументы и доказательства в эссе. Что значит «раскрыть тему на теоретическом уровне»?
Тезис – важнейшая, организующая часть всего текста, но сам по себе, даже будучи грамотно сформулирован, он себе не позволяет заработать очки на экзаменах и олимпиадах. Все, что оценивается в критериях под названием «раскрытие темы на теоретическом уровне», «аргументирована собственная позиция», «приведен необходимый теоретический материал» – все это в конечном счете связано с аргументацией. Аргументация тезиса позволяет в наибольшем объеме раскрыть и теоретический, и творческий потенциал автора эссе. Но для этого полученные в ходе изучения курса знания вы должны превратить в инструментарий решения конкретных задач и проблем. Разберемся сначала в базовых понятиях обсуждаемой темы. Аргумент представляет собой цепочку рассуждений, призванных обосновать высказанный тезис. Его цель – убедить адресата в чем-либо, укрепить или, напротив, изменить его мнение. Однако связь тезиса и аргумента далеко не всегда лежит на поверхности. При необходимости раскрыть наличие такой связи, показать (порой на всякий случай), каким образом аргумент обосновывает тезис, возникает потребность в самостоятельной процедуре – в доказательстве. Рассмотрим пример. Обоснуем тезис: «Формально, оснований для существования в современной России сословной структуры нет».
А. 1. Современное российское государство является правовым.
Заметим, что подобный аргумент является верным и в общем-то исчерпывающим*. Более того, при написании научной статьи, которая адресуется сведущим в данной области профессионалам, подобным аргументом в большинстве случаев можно было бы и ограничиться. Однако в текстах, которые пишутся на экзаменах и олимпиадах, задачи ставятся иные: здесь необходимо не столько сообщить что-то новое читателю, сколь раскрыть свои знания и способности. Поэтому в таком тексте за подобным аргументом должно обязательно последовать раскрывающее его связь с тезисом доказательство или даже доказательства: Д. 1. Если сословная структура основывается на законодательно закрепленных различиях в правах и обязанностях членов сословий, то основным принципом правого государства является равенство всех граждан перед законом. Д. 2. Данное равенство закреплено в Конституции РФ.
Таким образом, можно сказать, что доказательство представляет собой вариативную часть аргумента, которая может присутствовать или нет в зависимости от целей текста и особенностей конкретного аргумента. На основании сказанного можно сформулировать
правило двенадцатое: к любому тезису обязательно должны быть приведены несколько аргументов (как правило, два–три); в то же время бывают ситуации, когда необходимость в формировании самостоятельных доказательств к аргументам отсутствует.
Рассмотрим основные типы аргументов и выясним, какие из них являются оптимальными для эссе по обществознанию, какие – допустимыми, а какие нельзя применять в текстах данного типа никогда.
Аргументы бывают: Логические (рациональные). К ним относятся: положения соответствующих научных теорий, данные статистики, наблюдений, результаты социологических исследований (например, опросы общественного мнения), положения официальных документов. Ссылки на авторитет. К ним относятся: цитаты из авторитетных источников (книги, статьи, учебники), высказывания известных ученых, сообщения очевидцев, слова которых заслуживают доверия. Иллюстративные. К ним относятся: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы, предположительные примеры и т.д.
В текстах художественной и даже публицистической направленности, в сочинениях по литературе в зависимости от обстоятельств допустимо применение всех типов аргументов. Иначе складывается ситуация в обществоведческих текстах. Самыми лучшими и адекватными жанру обществоведческого текста являются аргументы первого типа – аргументы логические. Именно их использование открывает широчайший простор для раскрытия теоретического потенциала автора, для творческого применения полученных в ходе изучения предмета знаний. Адекватно простроенный аргумент не имеет ничего общего с шаблонным изложением знаний по темам курса. Такой аргумент должен быть узким и конкретным, он должен обосновывать собой только данный тезис и не выходить за его рамки. Зато в том случае, если этого достичь удалось, автор может заработать высшую оценку с формулировкой «проблема раскрыта на теоретическом уровне»! Рассмотрим пример.
Продолжим написание эссе на тему «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и межролевых напряжений». Начнем с аргументов к первому тезису: Т. 1. «Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью».
В идеале для обоснования данного тезиса нам понадобится две цепочки рассуждений, т.е. два аргумента. Задача первого – доказать, что в одних случаях межгрупповые конфликты ведут к межролевым напряжениям, задача второго показать, что в других случаях они к ним не приводят. Вместе с аргументами в большинстве случаев полезно приводить и иллюстрирующие их примеры (о примерах подробнее см. 28.4).
А.1.1. Межгрупповой конфликт в ряде случаев может сопровождать межролевым напряжением. Это бывает, в частности, в тех случаях, когда индивид связан личными узами (или узами родства) с некоторыми членами противоположной группы.
Пример 1.1. Например, на гражданской войне два родственника, оказавшиеся во враждебных лагерях, будут находиться в межролевом напряжении. Подобная ситуация описана А.Н.Толстым в романе «Хождение по мукам» – встреча находившегося с разведзаданием красноармейца И.Телегина со своим шурином белогвардейским полковником В.Рощиным на вокзале, занятом войсками белых.
А. 1.2. В то же время индивид может входить только в одну группу, при этом играть в ней роль, ставящую его в конфликтное отношение к людям из другой группы. Адекватно соответствуя данной роли, он вполне может не испытать никакого межролевого напряжения.
Пример 1.2. Солдат, честно исполняющий свой долг и не имеющих никаких родственных, дружеских и т.д. связей с враждебной ему страной, может не испытывать никаких межролевых напряжений.
Как раз на данном этапе написания эссе очень часто совершается типовая ошибка: подмена аргумента примером. Выше мы указывали, что иллюстрации и примеры сами образуют особый, самостоятельный тип аргументов. Однако подобные аргументы вполне допустимы, а порой и оптимальны в художественных и им подобных текстах. Когда же речь идет о научной сфере, то тут должен действовать старый, известный со времен Древней Греции принцип: пример не есть доказательство. Так, теоретическое доказательство того, что межролевое напряжение нередко является следствием межгруппового конфликта, не очень опытный старшеклассник вполне может свести к примеру: «На гражданской войне по разную сторону баррикад оказались члены одной семьи, например родные братья. Подобная ситуация, например, описывается в известном романе «Вечный зов»». Сам по себе совершенно правильный пример, к тому же снабженный адекватным обращением к художественной литературе (что всегда поощряется), может создать видимость исчерпывающего аргумента. Однако по критерию «Проблема раскрыта на теоретическом уровне» по данному пункту такой старшеклассник, скорее всего, получит «0» баллов.
Правило тринадцатое: выстраивая теоретическую аргументацию своей позиции, следите за тем, чтобы она ни в коем случае не совпала бы с примером. И если первоначально в качестве аргумента вы вспомнили или придумали конкретный пример, то постарайтесь обобщить его, выделить из него теоретическое содержание, и именно его записать в первую очередь.
Что же касается аргументов второго типа, названных нами «Ссылки на авторитет», то они занимают в некотором смысле промежуточную позицию. Из философского раздела обществоведческого курса вам должно быть известно, что одним из первых выступил против аргументов подобного рода Ф.Бэкон, отнесший их даже к особому виду «идолов» – «идолам театра». Однако полной победы известному философу не удалось достичь в этом вопросе: ссылки на авторитет в самых разных вариантах и по сей день встречаются, причем даже в серьезной научной литературе. Да и как быть иначе? Науки делаются людьми, и мнения тех, кто создал великие теории, неизбежно становится авторитетными для потомков. Аргументы в виде ссылок на авторитет, таким образом, вполне допустимы в эссе на экзаменах и олимпиадах. Но здесь встречаются типовые ошибки. Главная из них – несоответствие компетентности автора высказывания обсуждаемой проблеме. Действительно, как уже неоднократно отмечалось, о проблемах, исследуемых социологией, в отличие от других наук, имеют определенное мнение не только специалисты в данной области. В некоторых ситуациях обратиться к их мнению вполне допустимо, но в тех случаях, когда обсуждение идет на теоретическом уровне, подобного рода аргументы дают больше минусов, чем плюсов. Так, например, одной из ключевых проблем не только философии, но и всех социальных наук, в том числе и социологии, является проблема свободы. Эта проблема имеет множество аспектов, поэтому очень часто она в той или иной форме фигурирует в экзаменационных и олимпиадных заданиях. На тему свободы высказывались философы, социологи, экономисты, политики и, конечно же, писатели. Обратиться к афоризмам В.Гюго, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина по вопросам свободы во введении, при обосновании актуальности темы не просто допустимо, но и даже выигрышно. Однако при обосновании конкретных тезисов, в ходе обсуждения определенных теоретических аспектов данной проблемы, приведение в качестве аргумента высказывания известного писателя, политика, общественного деятеля по данному вопросу будет, скорее всего, неуместным.
Правило четырнадцатое: используя аргумент в виде «ссылки на авторитет» необходимо убедиться, что его содержание не только соответствует той теоретической области, к которой относится тематика эссе, но и к той узкой проблеме, которая обсуждается в данном разделе текста.
Задания для самоподготовки К перечисленным ниже тезисам приведите систему аргументов или контраргументов. Где необходимо, снабдите аргументы доказательствами. 1. Группа тем устойчивее, чем больше членов входит в ее состав. 2. Бесполезно стремиться к достижению социального равенства. 3. Конфликт всегда вреден для коллектива. 4. Угрызения совести мучают только людей, совершивших безнравственный поступок. 5. В первичную социальную группу могут входить люди с разными представлениями о добре и зле, с разными духовными ценностями. 6. По мере совершенствования общества уменьшается необходимость в социальных институтах. 7. В стабильных обществах всегда присутствует тенденция к кристаллизации статусов. 8. В современном обществе могут совпадать экономический, кратический (отношение к власти) и престижный статусы. 9. Не только социальная роль оказывает влияние на человека, но и исполнение человеком роли влияет на социальную роль. 10. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необходимым условием выживания. 11. Все люди разные, у них разные представления о жизни, поэтому понятие социальные ценности является бессмысленным. 12. Западные ценности неприемлемы на российской почве. 13. Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведения. 14. Рассказывая о националистических выступлениях, СМИ только усиливают межэтнические конфликты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|