Примеры в эссе, их качество и количество
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Примеры в научных и публицистических текстах – это, прежде всего, способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной и доступной. Удачно приведенный пример может порой на эмоциональном, бессознательном уровне склонить мнение взыскательного или скептически настроенного читателя на сторону автора текста. В учебных и экзаменационных тестах примеры в первую очередь должны продемонстрировать понимание автором связи теории с практикой, его способность применять теоретические рассуждения к реальной жизни, его умение видеть общее в частном, а из частного выводить общее. Приводя примеры, следует избегать типовых ошибок. Главную из них можно назвать «нарушением точности примера». Вполне естественным является стремление автора эссе показать свою эрудицию, оригинальность мышления и т.д. Однако нередко подобное (само по себе нормальное) стремление отрывает его от исходной задачи и превращает поиск нетривиального примера в самоцель. Чаще всего вместо дополнительных баллов это приносит дополнительные штрафные очки. Так, если понадобилось в тексте привести пример животного, относящегося к классу млекопитающих, то не надо для этих целей выбирать утконоса или ехидну. Хотя обращение к последним и может показаться более оригинальным, чем приведение в качестве примеров кошки или собаки, последние бесспорно вполне адекватны поставленной задаче, а экзотические жители Австралии в данном случае только запутают дело. И если вы хотите указать пример сословных отношений, то не надо с этой целью обращаться к современному российскому обществу, а если стремитесь проиллюстрировать целерациональное действие, то не надо описывать покупку свечей в церковной лавке.
Порой такие ошибки в приведении примеров вызываются стремлением не только к оригинальности, но и к их актуализации. Действительно, если вы пишете эссе об общих принципах рыночной экономики, наверное не стоит приводить в пример современную Россию. Хотя анализ происходящих в ней процессов и обладает для нас очевидной актуальностью, рыночные отношения до сегодняшнего дня здесь находятся в стадии становления, будучи обремененными многочисленными наслоениями «переходного периода». Пример России в таком случае может только запутать вопрос, а не прояснить его. Напомним, что Маркс, будучи немцем, выбрал для исследования капиталистической экономики Англию – страну, в которой отношения, характерные для такой экономики, были представлены в «чистом виде». Подобные же проблемы возникают и в тех случаях, когда автор приводит нарочито сложные примеры. В таких случаях иллюстрируемая закономерность очень часто оказывается обремененной множеством несвязанных с ее природой факторов и влияний. В п. 23.4.3, рассматривая концепцию Дюркгейма, мы упомянули про его фундаментальный методологический принцип: стремясь выявить всеобщую сущность религии, в качестве объекта для исследования он берет простейшую, элементарную, исторически первую форму такого явления – австралийский тотемизм. Простейшая форма какого-либо явления, – был убежден социолог, – позволяет увидеть фундаментальные принципы его функционирования в непосредственном, явном виде. Этим принципом полезно руководствоваться не только при проведений фундаментальных исследований, но даже и в случаях написания учебных или экзаменационных работ.
Правило пятнадцатое. Приводимый пример должен иллюстрировать рассматриваемое явление или закономерность «в чистом виде», он должен быть носителем типовых признаков и свойств, по возможности представляя их наиболее наглядном, рельефном и простом виде.
Приводя примеры, необходимо обязательно обращать внимание на то, что условно можно назвать их «качеством». Так очевидно, что эпизод, придуманный автором эссе по ходу его написания, менее интересен и показателен, чем фрагмент, взятый из известного художественного произведения или тем более из социологической концепции. В отличие от ЕГЭ по русскому языку, где различное качество примеров и аргументов по-разному оценивается на основании формальных критериев, в ЕГЭ по обществознанию подобной дифференциации на сегодняшний день нет. Однако на олимпиадах по обществознанию в последние годы все чаще начинают вводить данный пункт в систему критериев оценки. Так, во втором туре Межвузовской олимпиады школьников с участием НИУ ВШЭ, проходившем в марте 2011 г. в Москве, в систему оценивания были заложены следующие критерии: «приведены соответствующие теме и проблеме примеры: из обыденного опыта – 1 балл, из художественной литературы – 2 балла, из исследований, социальных теорий – до 5». Но даже в тех случаях, когда подобное поощрение качественных примеров на формальном уровне не заложено, оно, как правило, все равно осуществляется, только называется иначе: «наличие творческого подхода», «оригинальность» и т.д. На основании сказанного можно сформулировать
Правило шестнадцатое: иллюстрируя свою позицию, в первую очередь следует стремиться привести примеры из социологических текстов и теорий; на втором месте идут примеры из художественной литературы и истории; и только в последнюю очередь следует прибегать к конструированию собственных вымышленных, «предположительных» примеров.
Задание для самоподготовки Выполните задание к п.28.3. После его выполнения ко всем приведенным вами аргументам подберите по 2–3 иллюстрирующих их примера. Постарайтесь подобрать и привести примеры из социологических концепций, истории и художественной литературы.
28.5. Конец – всему делу венец. Вывод из работы, его содержание и форма
Если тезис текста можно сравнить с фундаментом дома, аргументы – со стенами, примеры – с отделкой, то вывод – это, конечно же, венчающая всю постройку крыша. Если здание многоэтажное, то на ее долю может приходиться совсем незначительная часть всех конструкций. Но без нее здание потеряет всякую законченность и смыл. Неслучайно, что в большинстве критериев, принятых на разных испытаниях для абитуриентов, оценка за наличие вывода и его адекватность вынесена в отдельный блок критериев. Отсюда вытекает
правило семнадцатое: вывод – важнейший элемент эссе и, хотя он стоит в конце текста, не должен формироваться по «остаточному принципу». Даже в том случае, если на полное и адекватное раскрытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно.
Одна из ошибок, часто встречающихся при формулировке вывода – его слишком узкий или, напротив, слишком широкий характер. Чтобы не допустить ее, необходимо помнить, что с точки зрения базовых правил построения текста содержательный объем вывода должен быть равен содержательному объему тезиса. Несложно увидеть, что данный принцип естественно вытекает из самого смысла данных структурных единиц. Действительно, тезис – это положение (утверждение или отрицание), которое обосновывается всем содержанием текста. Итогом этого обоснования, резюмируемым в заключении, и должно стать подтверждение истинности содержания тезиса. Отсюда вытекает
правило восемнадцатое: сформулировав вывод, необходимо оценить объем его содержания. В правильно сформулированном выводе должны быть резюмированы основные положения, обоснованные и доказанные в тексте.
Сказанное отнюдь не значит, что при таком подходе две разные части текста будут попросту тавтологично совпадать друг с другом. Как уже говорилось, вывод далеко не всегда в явном виде приводится в начале текста – его четкая формулировка является задачей черновика, а в итоговом тексте он впервые вообще может появиться в самом финале. Кроме того, существует несколько различных типов композиций заключения эссе, в каждой из которых содержание вывода может быть представлено стилистически по-разному и занимать различный объем. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант 1. Непосредственное обобщение основных положений текста Это самая прямолинейная, «бесхитростная» концовка, которая тем не менее хотя бы в качестве элемента, обязательно должна присутствовать и в любых других вариантах финала. Избрав подобный вид финала, автор максимально четко, уже без каких-либо аргументов, доказательств и примеров подводит итог своему небольшому исследованию. Рассмотрим примеры:
Тема: «Существуют ли в современной России признаки сословной структуры?». Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы».
Ограничиться подобным выводом вполне допустимо в экзаменационных и олимпиадных текстах. Несмотря на краткость, так выстраиваемое заключение в большинстве случаев не провоцирует автора на новые рассуждения, аргументы и примеры, что является грубейшей ошибкой в данной части эссе. Тем не менее более опытные старшеклассники вполне могут позволить себе усложненные формулировки оригинальных заключений своих текстов.
Вариант 2. Обозначение будущей перспективы Данный вариант может играть роль самостоятельного финала, но чаще всего он выступает в качестве дополнения к приведенному выше варианту вывода. Например: Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы. Как будут взаимодействовать между собой эти разнородные аспекты социальный структуры, и какие социально-политические последствия для нашей страны это будет иметь в ближайшем будущем – вот важнейший вопрос, на который должна дать ответ социологическая наука».
Данный вариант завершения текста является выигрышным не только в абитуриентских текстах, но и в гораздо более серьезных работах. Завершая так свой анализ, вы не только позволяете под новым углом зрения взглянуть на актуальность поднятой проблемы, но и раскрываете ее в контексте практических задач социологической науки.
Вариант 3. Дополнительное теоретическое обобщение Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем в этом нет ничего удивительного: любая теория имеет дело с абстрактными моделями, а действительность всегда оказывается богаче».
Возможны, очевидно, и другие варианты завершения вашего текста. Формулируя оригинальный финал, следует постоянно помнить о соблюдении золотой середины между его содержанием, по сути, предопределенным всем предшествующим текстом, и достаточно произвольной формой, в которую вы хотите его облечь. Задания для самоподготовки Ко всем эссе, написанными вами по материалам данного пособия, сочините заключения по трем предложенным выше схемам.
28.6. О чем писать – не знаю! Креативные методы на службе у абитуриента
Когда текст пишется в домашней обстановке, всегда есть возможность обратиться за дополнительной информацией к учебникам, книгам, посмотреть справочные материалы в интернете и т.д. Когда же приходится писать на очных турах олимпиад или ЕГЭ, можно опираться только на такие знания, которые есть в голове. Более того, нетривиальный характер заданий требует не просто воспроизведения имеющихся сведений, но и способности к их творческому применению. Умение активизировать, мобилизовать подобные способности, суметь вспомнить сведенья, полученные много лет назад, – важнейший залог успех на подобных испытаниях! Разработкой методов мобилизации интеллектуального потенциала человека, а также способов активизации его творческих возможностей в ХХ веке занимались самые разные психологические и даже философские школы. Разумеется, некую универсальную «формулу творчества» никому из них найти не удалось, да никто и не ставил перед собой подобной задачи. Их результаты были более скромными, но при этом весьма конкретными: ушедший век подарил человечеству интереснейшие методы, применение которых позволяет значительно повышать вероятность генерации нетривиальных, творческих идей. Элементы некоторых из подобных методов с успехом можно использовать на экзаменационных испытаниях. Главным врагом творчества всегда являлось и будет являться шаблонное, стереотипное мышление. С одной стороны, его формирование у человека неизбежно, ибо источником такого мышления являются сами изучаемые им науки. Знакомясь с ними, ученик неизбежно познает и типовые методы работы, предлагаемые в данных дисциплинах, и постепенно начинает воспринимать последние как естественные и единственно возможные. Со временем оказывается, что он уже не видит и не допускает иных подходов к изучаемой реальности. Парализовать шаблонное мышление – вот первая задача любого метода активизации креативной деятельности. Шаблонное мышление – это мышление логичное, подчиненное законам. Основу методов борьбы с ним соответственно составляют психологические техники, ориентированные на повышения вероятности генерирования случайных, никакой логикой не предусмотренных идей. В 50-е годы ХХ в. популярность приобрел один из самых эффективных методов подобной генерации – метод фокальных объектов. В первую очередь он использовался при решении практических производственных задач, например, при создании новых моделей и вариантов хорошо известных, стандартных продуктов. Представьте себе, что вы являетесь сотрудником крупной фирмы по производству мебели и вам поручили придумать новую модель стула. Поразмышляв, вы обнаруживаете, что ничего, кроме более рельефной спинки в голову не приходит. Тогда надо смело приниматься за данный метод! По определенной и весьма несложной методике вы получаете от 100 до 300 случайно найденных слов (имен существительных и имен прилагательных), ни одно из которых ни со стулом (именуемым далее фокальным объектом), ни с мебелью вообще не связанно внутренней, логической связью. Допустим, среди них оказались слова лампочка, стекло, клюшка и т.д. Далее наступает самая интересная, творческая и в чем-то даже забавная стадия – стадия генерации основ новой модели стула. Первый шаг – последовательное мысленное соединение каждого слова из списка с фокальным объектом. Стул и... лампочка. Сама по себе комбинация не дает готового решения, но через нее мысль выходит на «новую орбиту», и у вас появляется первая идея. Например, стул для чтения, к которому прикреплена лампочка, благодаря чему, перемещаясь с ним по комнате, не надо дополнительно регулировать освещение. А можно взглянуть на проблему и шире, сформулировав ее как «стул и свет». Светящийся стул? Почему бы и нет! Например, стул фосфоресцирующий, который будет заметен даже в полной темноте. Даст ли дальнейшее размышление в подобных направлениях какую-то реальную коммерческую идею – это вопрос специального профессионального анализа. Главное же в данном случае то, что мысль сдвинулась с мертвой, шаблонной точки и сделала нетривиальный шаг. Комбинирование слов «стекло» и «стул» дает нам идею «стула из стекла», развив которую можно предложить модель прозрачного стула. Поставленный в воду, он будет незаметен. В каких целях могут понадобиться данные свойства – это опять же вопрос дальнейшего обсуждения. Слово «клюшка» может вызвать ассоциацию «клюка» и дать идею разработки специального стула для престарелых. В чем будет состоять его специфика – на этот вопрос ответ может дать только специально проведенное исследование, реализация которого уже не входит в непосредственную задачу метода фокальных объектов. Задача же последнего – столкнуть мышление со стандартной, проторенной дорожке. Каким же образом все эти приемы можно применить для написания эссе на экзаменах и олимпиадах? Ведь очевидно, что тему эссе трудно сопоставить с предметом мебели, да и откуда взять на экзамене время для поиска нескольких сотен существительных и прилагательных? Но не будем торопиться с выводами и заметим, что главный смысл описанной процедуры состоял в том, что случайно найденные слова были превращены в специфические инструменты для креативного решения поставленной задачи. Вы спрашиваете, где взять на экзамене подобный список? А он перед вами – взгляните на оглавление данного учебного пособия. В основании названия каждой темы лежит какое-либо базовое понятие – категория социологии. Категория – это теоретический инструмент, сконструированный классиками науки для решения ее задач. А свойства этих инструментов и правила применения как раз и описаны в соответствующих разделах курса. Так пользуйтесь же ими!
Рассмотрим пример. Вам предложено написать эссе на тему «Сравнительная характеристика традиционного и современного обществ». Очевидно, что для качественного многопланового выполнения данного задания вам необходимо найти как можно больше пунктов для сопоставления. Попробуйте определить такие пункты, не прибегая к специальным методам. Что вы нашли? Скорее всего, такими пунктами окажутся: социальная структура (сословная – классовая), характер производства (аграрное – промышленное), тип мобильности (низкая – высокая). Если материал соответствующих разделов усвоен хорошо, возможно, вы обратитесь к сравнительным характеристикам господствующих в этих обществах форм семьи (патриархальная – нуклеарная). Скорее всего, на этом, исчерпав «пункты для сравнения», вы остановитесь. А теперь попробуем обратиться к оглавлению и проделать нечто подобное тому, что мы только что в своем воображении проделывали со стулом. Первая сугубо социологическая тема в оглавлении называется «Социальные группы». Социальная группа – это одна из базовых категорий нашей науки, опираясь на которую очень многое можно сказать о сравниваемых обществах. Например, в традиционном обществе преобладают первичные группы, тогда как переход к обществу современному привел к значительному возрастанию доли вторичных групп. Одним из следствий данного процесса становится значительный рост «эгоистических самоубийств» (см. 23.4.4) в индустриальных и постиндустриальных обществах. В социальной структуре традиционных обществ меньшая роль квазигрупп создает и меньше проблем в осуществлении эффективного социального контроля. А разве нельзя посмотреть эти общества под углом зрения характера рефернтных групп, тем более в этой связи вспомнив типологию культур Клакхона Стродтбек (12.1.1, модальность взаимоотношений)? Но этот анализ мы предлагаем читателю провести самостоятельно. Следующая тема – «Социальные роли» – позволяет обратить внимание на принципиально разный характер ролевой подготовки в этих обществах и, как следствие, на различия в преобладающих видах ролевых и межролевых напряжений. Последние будут различаться и по типовым причинам своего возникновения, и по наиболее распространенным способам преодоления. Категории «Нормы и ценности» в первую очередь позволят обратиться к явлению аномии, представляющему закономерный «фон» современного общества, но в обществе традиционном появляющемуся лишь в кризисные периоды. «Социальный контроль» в этих обществах различается и по характеру преобладающих типов, и по агентам, и по жесткости-мягкости санкций и т.д. Если теперь перейти на уровень «макросоциологии», то здесь обнаружится еще большее поле для сравнения. В обществах традиционного типа преобладают предписанные статусы, в современном – достигаемые; многие статусы, являющиеся ранговыми в традиционных обществах (пол, возраст, национальность), чаще всего оказываются номинальными в обществах современного типа. Тема «Социальная мобильность» дает поле для сравнения и с точки зрения ее масштабов, и ее каналов, и преобладающих типов. Обращаясь к темам «Культура» и «Многообразие культур», можно заметить, что по ряду позиций схожей, а по ряду позиций различной оказывается роль традиций в обществах данного типа. Взаимодействие культур также играет различную роль в их функционировании и развитии. Немало оригинального можно сказать, сопоставив роль этнических общностей в жизнедеятельности данных обществ. Если же теперь обратиться к социальным институтам – религии, семье, науке и образованию, то очевидно, что по данным позициям традиционные и современные общества сравнивать можно очень долго.
Задание для самоподготовки Основываясь на принципах данного метода, опираясь на выделенные выше пункты и добавив свои, написать развернутое эссе на тему «Сравнительный анализ современного и традиционного обществ». Объем эссе должен быть не менее 20 тыс. знаков.
Очевидно, что на экзамене или на олимпиадах у вас не будет и малой доли времени для того, чтобы использовать принципы метода «фокальных объектов» в полном объеме. Однако, отработав его, вы получите важнейший навык – вы превратите выученные теоретические положения и темы в инструментарий для решения самых разных социологических задач.
Правило девятнадцатое: в ситуациях, когда предложенная тема вызывает затруднения с точки зрения ее содержательного раскрытия, а также в случаях, когда приходящие мысли по теме вам кажутся слишком банальными, следует проанализировать тему с позиций базовых социологических категорий и теорий, изученных в данном курсе. Наиболее оригинальные идеи, возникшие у вас в ходе проделанного анализа, следует взять за основу содержательного раскрытия темы эссе.
[1] См.: Поварин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. – М., 2010.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|