Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древневосточный тип общества и государства. Государства древней Месопотамии




 

Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы.
Государства Древнего Востока возникли на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людей речной водой для индивидуального орошения земель, и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.
Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодовая изотерма, равная +20° С. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру +20° С называют комнатной — это температура максимального комфорта для тела человека.
Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человечеству осуществить прорыв в цивилизацию.
В рамках древневосточных обществ складываются особые социальные, политические и правовые структуры.
Для восточного общества были характерны следующие черты:
1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;
2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;
3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;
4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;
5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;
6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:
– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);
– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);
– различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).
Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
Общие закономерности эволюции древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов.
До начала I тыс. до н.э. в Древнем Востоке преобладали города-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государственного устройства становится империя.
Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.
Когда говорят о «восточной деспотии», имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:
– полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;
– светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;
– власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;
– человек был рабом «порядка», веры, традиции.
Государственный аппарат был многочисленным и хорошо организованным. Выделялись три уровня управления:
– центральный,
– региональный,
– местный (общинный).
Внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.
В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родственников, приближенных правителя по его воле и выбору, предоставление должности по праву знатности, назначение по рекомендации влиятельных лиц, хотя и были исключения.
Во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции племенной демократии.
В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они становились достоянием узкого круга жрецов, придворных, знати, которые сохранялись в секрете.
Исключительно редкими были социальные протесты. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть.
Почти одновременно в различных регионах Древнего Востока возникли развитые правовые культуры с более совершенным, чем при родовом строе, уровнем развития судебно-правовой системы.
Древний Восток стал первым регионом в мировой истории, где появились письменные источники права. Ранее появление законодательства монархов было обусловлено непрочностью возникавших территориально-политических объединений, развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Первые законы древневосточных царей не представляли собой юридические памятники в чистом виде и содержали помимо непосредственно правовых норм и другую информацию: о правящей династии, военных походах, знаменательных исторических событиях, реформах, религиозно-идеологическом обосновании принципов правления и т. д. Тем не менее значение таких источников огромно. Они знаменовали собой переход человечества от примитивных правовых норм, основанных на архаическом обычае, к более цивилизованному способу регулирования правоотношений в человеческом коллективе.
Древневосточное право – египетское, вавилонское, индуистское, китайское – представляет интерес прежде всего как устойчивые правовые системы, пребывающие в определенной взаимной зависимости с религиозными верованиями и культурой того времени и одновременно в преемственной связи с предшествующими институтами обычного права.
Государства древней Месопотамии.

Южная часть Двуречья (территория между реками Тигр и Евфрат) в IV тысячелетии до н.э. оказалась очень выгодной для развития земледелия, разлив рек обеспечивал плодородность земель, определял особый порядок проведения ирригационных работ. Поселения земледельцев разрастались, в общинах выстраивались большие храмы, жрецы которых по большей части занимались управлением селения. Такие общинные поселения становились месопотамскими городами, в которых развивалось еще и ремесло. В III в. до н.э. их можно было считать городами - протогосударствами, в которых наблюдалось социальное расслоение, различие между мелкими и крупными землевладельцами, даже применение рабского труда.
В результате ожесточенной борьбы шумерских городов- государств за верховенство своей власти в XXVIII—XXVII вв. до н.э. происходит интенсивный рост городов Киш, Урук, Ла - гаш, Ниппур. Их правители получили титул лугалей (господ).
В XXIV в. до н.э. Саргон Аккадский стал «царем четырех стран света», объединив северную и южную части Двуречья, возглавив аккадско-шумерское государство.
XXII—XX вв. до н.э. — правление III династии Ура, оказавшийся у власти в ходе сильнейшей борьбы месопотамских городов за независимость и периодических нашествий горных племен. Государство просуществовало вплоть до 2007 г. до н.э., распавшись в результате внутренних междоусобиц и под давлением эламитов. В период правления династии Ура централизация государства обеспечивалась профессиональной армией, царскими судами, руководствовавшимися изданным Судебником Ур-Намму.
В конце XIX в. до н.э. достигло расцвета Вавилонское государство. Царь Хаммурапи объединил огромные территории от Персидского залива до Сирии. Осуществлялось управление государством на основе разделения власти между царскими наместниками, так как территория была поделена на ряд областей и округов. Административное деление не ослабляло государство, оно укреплялось введением единого культа Мардука — «царя над богами». После многочисленных нашествий горных племен Вавилон вновь отстраивался. Так, в VII—VI вв. до н.э. Нововавилонское царство процветает. III в. до н.э. — время распада вавилонского государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...