Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие общения ребенка со взрослыми в детском возрасте




 

На развитие и воспитание ребенка могут оказать влияние абсолютно любые факторы из окружающего нас мира, поэтому задача мамы и папы максимально оградить его от воздействия негативных факторов и привить к характеру добрые черты и нравы. Ни у кого из родителей никогда не получится уберечь своего ребенка от таких явлений нашей жизни, как зависть, злость, предательство, ложь и прочее. Но воспитание детей в семье должно вооружить их знаниями и алгоритмами правильного поведения в той или иной ситуации. Другими словами родители должны подготовить маленького человечка к взрослой жизни.

Основными факторами, влияющими на развитие ребенка, являются семейные отношения и сам процесс воспитания. Чтобы стать человеком, ребенку необходимо видеть гармоничные, теплые взаимоотношения между членами его семьи. Этот фактор оказывает сильное влияние на ребенка, ведь он начинает чувствовать атмосферу внутри семьи, находясь еще в утробе матери.

При формировании элементов самого процесса необходимо учитывать особенности воспитания детей. Стоит учитывать, что влияние на мировоззрение ребенка оказывают не только его ближайшие родственники, но и сверстники, воспитатели в детском саду. Однако наиважнейшей задачей родителей должно стать привитие ценностей и правильной позиции, исходя из которых и будет формироваться характер ребенка, благодаря заложенным в него знаниям, он легко будет ориентироваться во всех жизненных ситуациях.

Необходимо заранее оговорить моменты относительно воспитания ребенка с бабушками и дедушками, в противном случае, ребенок может начать воспринимать их, как «хорошее», поскольку ему будет все дозволено, а родителей как «плохое», поскольку только они и занимаются его воспитанием, что-то запрещают, за что-то ругают[22, с. 75]. Например, ребенок должен понимать что много конфет - это вредно, а не то, что маме жалко, а бабушке нет. Если же родственники не идут на компромиссы, то можно и пригрозить ограничением в общении с внуком, поскольку это все же в первую очередь ваш ребенок и вы в ответе за его воспитание. Но все же не будьте чересчур строги с бабушками и дедушками, ведь вы и сами иногда не прочь побаловать свое чадо.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.

Известный отечественный психолог М.И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка.

Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период ребенок еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность ребенка и основным его мотивом становится деловой.

В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограничивать появившуюся самостоятельность и инициативность ребенка, ведь ему необходима возможность приобретения собственного опыта.

Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности Щебенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.

Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у ребенка самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на формирование его личности в целом. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых [19, с. 67].

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стремление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник принимает мнение авторитетного взрослого только после самостоятельного осмысления. Но может и согласиться, поступившись собственными взглядами и соображениями, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.

Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходимо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...