Особенности внутрисемейного общения детей младшего школьного возраста
Стили общения в семье напрямую влияют на ребёнка и его отношение к родителям. Так например, выделяют следующие стили общения: - авторитарный. Подразумевает жёсткое руководство и подавление инициативы ребенка. Он или замыкается в себе, или бунтует против старшего поколения; - либерально-попустительский. Это общение на принципе вседозволенности. Сын или дочка перестают считаться с мнением родителей; - гиперопекающий. Ребёнок вырастает несамостоятельным эгоистом. Он постоянно обращается за советами к взрослым, вешает на них свои проблемы; - отчуждённый. Старшее поколение не интересуется жизнью младшего. Дети становятся безразличными и чужими. Общения как такового нет; - демократический. Правильное построение отношений в семье, где доминирующим фактором является возможность компромисса. Стили общения с родителями у детей выстраиваются на основе вышеназванных поведенческих моделей [15, с. 84]. В любом случае многое зависит от старшего поколения: какой стиль отношений они зададут в раннем детстве крохи, такой он и примет в качестве основного.. Большинство родителей стремятся иметь крепкую демократическую семью, однако не каждый прикладывает для этого достаточно усилий. Нередко обе стороны – дети и родители – обвиняют друг друга в неуступчивости и отчуждении. Важно вовремя заняться улучшением отношений с ребёнком в случае, если им угрожает опасность: даже если отношения раньше были не самыми лучшими, их всегда можно приблизить к идеалу. В глубине души оба поколения пытаются найти точку соприкосновения: это заложено на генетическом уровне. Современные педагоги и психологи отмечают, что крепкая демократичная семья – это общая заинтересованность в сохранении тёплого, искреннего, комфортного и эффективного общения между поколениями. Оно, в свою очередь, строится на четырёх важных принципах [21, с. 49]:
- понимание чувств и мотивов друг друга; - уважение; - взаимное принятие – без критики и стремления изменить что-то в близком человеке; - ответственность за поступки и слова. Следуя этим правилам, можно проводить подобный анализ собственных действий, стратегии воспитания и т.д. Общение ребенка-младшего школьника и родителей часто может быть напряжённым, в это время могут появляться первые серьёзные конфликты ребёнка с родителями, непослушнее и т.д. Причина кроется в особенностях развития детей младшего школьного возраста: такие дети чувствуют себя взрослым, пытаются доказать собственную независимость. Родители же часто не осознают, что их ребенок изменился и продолжают диктовать своё мнение, навязывать позиции и решения, контролировать ребенка во всех его поступках и начинаниях. Это не значит, что для ребёнка теряет значимость психологический климат в семье и взаимоотношения с родителями [6, с. 65]. Так например, А. А. Бодалев (1987) показал, что характер восприятия ребенком людей, настроения окружающих зависит от опыта семейного общения [19, с. 61]. Полноту общения рассматривают как непременное условие здоровья семьи, ее духовного благополучия. Ибо эмоциональная и сенсорная депривация ведет, как правило, к органическим изменениям либо создает условия для их возникновения. В связи с этим весьма важным представляется то, как члены семьи слушают друг друга (поза внимания, мимика интереса, кивание головой в знак поддержки и взаимопонимания); о чем говорят (тематический диапазон, гибкость переключения); как общаются (заинтересованно, развивая и аргументируя мысль, приглашая к общению или только сообщая что-то). Доброжелательность и деликатность в общении — залог хорошего настроения, прилива энергии; приказной стиль вызывает у детей обиду, раздражение, снижение жизненного тонуса, подавленное настроение. От стиля общения зависят воспитательные возможности семьи: положительно окрашенные эмоциональные контакты ребенка с родителями облегчают воспитательное воздействие на него, отрицательные — затрудняют. Стиль общения оказывает влияние на нравственное развитие, формируя чувство собственного достоинства, самостоятельность, доброжелательность либо озлобленность, жестокость, привычку к подчинению. Отношения между супругами предполагают определенную «культуру общения», «защиту Я-концепции», удовлетворение «ролевых потребностей супругов».
Модели общения Характер общения взрослого и ребенка определяет эффективность дошкольного воспитания. В связи с этим выделяют учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модели общения. Цель первой — вооружить детей знаниями, умениями и навыками; способ общения — наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, нотации, наказания, окрики; тактика — диктат и опека; результат — взаимное отчуждение взрослых и детей, преобладание реактивности над активностью, невротизация и психопатизация детей, негативизм. Цель второй — содействовать становлению ребенка как личности; задачи — обеспечение чувства психологической защиты, доверия ребенка к миру, радости существования; формирование начал личности, развитие индивидуальности ребенка; тактика общения — сотрудничество; результат — преодолевается возможный эгоцентризм ребенка, формируется коллектив, раскрепощаются воображение и мышление детей, не скованных страхом перед неудачей или насмешкой [7, с. 97]. Развиваются познавательные и творческие способности. Р. Хесс и В. Шимпман утверждают, что родительские стили взаимодействия с детьми делятся на две категории — императивную и инструктивную. Для императивного стиля типичны однозначные команды вроде: «Убери у себя в комнате!» или «Сиди спокойно!» При инструктивном стиле команда, с точки зрения авторов, несет обоснование желаемой модели поведения: «Поставь игрушки на полку, книги в шкаф, вещи убери в ящик для белья. А я пока уберусь в квартире».
Установлено, что императивный стиль развивает в ребенке «пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом». Инициативу и твердость утверждает инструктивный стиль взаимодействия родителей с детьми. Вербальные средства общения Предмет исследования П. К. Кериг (1990) — влияние речи родителей на языковое развитие детей. В частности, установлено, что общение с маленьким ребенком побуждает прибегать к специфическому стилю речи, который характеризуется подчеркнутой выразительностью, медленным темпом и краткостью высказываний, что в значительной степени способствует овладению ребенком речевыми навыками. Дети обнаруживают предпочтение такому стилю взрослых. П. К. Кериг представлен обзор литературы по данному вопросу. Так, в ряде исследований [6, с. 60] внимание обращалось на формальные особенности речи родителей (размер высказываний и их сложность) и на характеристики индивидуального стиля родителей, на различия в функциях языкового общения, на роль речи во взаимодействии родителей и ребенка, а не только на грамматические особенности языка. Исследования L. Olsen-Fulevo фактологического и экспрессивного стиля речи матери показали стабильность данных характеристик в различных ситуациях. Согласно гипотезе L. Olsen-Fulevo, различия в обращенной к ребенку речи родителей могут играть роль в языковой и более широкой социализации ребенка. Так, преобладание директивных обращений способствует когнитивному развитию, в то время как экспрессивная речь служит укреплению привязанности между родителем и ребенком [6, с. 63]. В поле внимания исследователей находится не только речь матери, но и речь отца, хотя и в меньшей степени. В частности, в исследовании J. B. Gleason прозвучала гипотеза о том, что обнаружены существенные различия между речью матери и отца, обращенной к ребенку. Отцы в меньшей степени склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику, более сложные грамматические построения, что предъявляет более высокие когнитивные требования к ребенку. Отец, таким образом, выступает своеобразным «мостиком» между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Опираясь на данные ряда исследований, П. К. Кериг отмечает: родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и недирективную речь, что в свою очередь вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка. Таков механизм воздействия качества семейных взаимоотношений через общение на отношения родителей и ребенка, на эмоциональное и когнитивное развитие при посредстве речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|