Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпоха Возрождения. Гуманизм – начало европейской цивилизации.




Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к новому времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развиваются банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего, в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Что же в эту эпоху делает культуру различных европейских народов единой? В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Заимствованный у Цицерона (I в. до н.э.), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV—XVI веков.

Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художникам и скульпторам. Складывается новая, светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель «интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, особенно против цензуры церковной.

Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу, и провидение Господне тут ни при чем. Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265—1321) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Ф.Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».

Инквизиция и Реформация.

Слово «инквизиция» в переводе с латыни означает «розыск». Так называли особый церковный суд, созданный для борьбы с еретиками – теми же христианами, но мыслящими иначе, чем руководство католической церкви. Инквизиция была образована ещё в конце XIIв. Но активно применять её в борьбе с ересями начал Римский Папа Иннокентий III (1198 – 1216 гг.), при котором папская власть достигла наибольшего могущества. Папа отправил инквизиторов на юг Франции, где в это время распространилось учение альбигойцев, выступавших против некоторых обрядов католицизма и ратовавших за возвращение простой аскетической жизни первых христиан. Начиная с XIII в., инквизиция была отдана в руки созданного монашеского ордена доминиканцев. В 1232 г. буллой (специальным указом) Папа Григорий IX (1227 – 1241 гг.) положил начало преследованиям так называемых еретиков, которых подвергали жестоким пыткам, предавали мучительной смерти (чаще всего – через сожжение на костре), а их имущество присваивалось церковью. Это было крайним выражением религиозного фанатизма. Инквизиция зверствовала около 600 лет. В 1484 г. Папа Иннокентий VIII издал буллу о преследовании ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами, и требовал выявлять ведьм и предавать их суду инквизиции (в связи с этим, впоследствии появилось выражение «охота на ведьм», т.е. преследование невинных людей, которые по каким-то причинам не нравятся властьимущим). Деятельность инквизиции, политические просчёты папского государства, падение авторитета духовенства, коррупция и злоупотребления священников привели к тому, что к началу XVI в. создалась ситуация, когда католичество оказалось перед лицом серьёзного кризиса. Во всех слоях западного христианского общества росло недовольство. Многочисленные попытки устранить недостатки путём внецерковных преобразований закончились неудачей. Причинами кризиса Римско-католической церкви были злоупотребления папства, падение нравственности в среде духовенства и потеря той роли, которую церковь должна было играть в обществе. Одна из первых реальных попыток сломить папское могущество связана с Пражским Университетом. Профессор богословия этого университета Ян Гус выступил против злоупотреблений Римской церкви. Он доказывал, что истинная церковь представляет собой не только духовенство, но и всех верующих. Также он требовал проведения богослужений на родном языке. Ян Гус требовал уровнения всех христиан перед Богом. Он выступал и против церковного землевладения. На Вселенском Соборе в Констанце Яна Гуса обвинили в ереси, а в 1415 г. он был сожжён на костре. Последователи Гуса – гуситы – во главе с Яном Жижкой продолжили его дело. Сторонники Яна Жижки, названные таборитами, отрицали иерархию как духовную, так и светскую, соблюдали нравственную чистоту, выступали против иконопочитания, требовали отменить тайну исповеди. Противостояние с католической церковью перерасло в вооружённую борьбу, известную в истории как гуситские войны (1419 – 1434 гг.). В конце концов табориты потерпели поражение... Но всеобщее недовольство Римской церковью вылилось в начале XVI в. в широкое движение за переустройство церкви – Реформацию. Среди требований, выдвигаемых папскому престолу, были следующие: отказ Папы от светской власти; введение строгой дисциплины для представителей духовенства и улучшение их нравственности; иничтожение индульгенций (специальных папских грамот об отпущении грехов); распространение в народе религиозного образования и восстановление благочестия в церкви... Реформационные процессы обрели в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений. Видные теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым требованиям общественного развития XVI - XVII вв. Основной критике было подвергнуто учение католической церкви «о греховности» земного существования человека. Церковь объявляла каждого человека неспособным «спасти свою душу». Спасением и оправданием, согласно католическому учению, может ведать только церковь, наделённая особым правом распределять в мире божественную благодать через совершаемые ею таинства... Реформация отвергала догму Римской церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Центральным местом реформационных учений стала доктрина о непосредственной связи человека с Богом, об оправдании верой, т.е. о спасении человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе внутреннего Божьего Дара – веры. Смысл же учений об оправдании верой заключался в отрицании привилегированного положения духовенства, отказе от церковной иерархии и главенства Папы. С этим основным положением Реформации связана и её вторая доктрина – признание Священного Писания единственным авторитетом в области религиозной истины. Это подразумевало отказ признавать Священное Предание (и главным образом – решения Римских Пап и Вселенских Соборов). Таким образом, Реформация привела к расколу Римско-католической церкви и к появлению новых христианских вероучений. Это проявилось с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира. В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая христианская церковь – протестантская...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...