Просвещенный абсолютизм в Европе и России в XVIII в.
Просвещённый абсолютизм — политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, проведение реформ — крестьянских, судебных, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещённого абсолютизма в Западной Европе: Мария-Терезия (1740-1780) и Иосиф II в Австрии (1780-1790), Фридрих II в Пруссии (1740-1786), Густав III в Швеции (1771-1792) и Екатерина II в России (1762-1796). Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. ПРУССИЯ: 1. Упорядочивание деятельности финансовых и судебных органов 2. Расширение начального образования 3. Повышение терпимости к иноверцам 4. Запрещение сгона помещиками крестьян с наделов 5.Проведение политики меркантилизма (защита национального тооваропроизводитля, поощрение торговли путем активного строительства дорого и каналов) 6. Отмена пыток 7. Введение равного для всех суда. Вместе с тем такие пережитки абсолютной монархии, как цензура, запрет на выезд из страны, крепостное право на частновладельческих землях сохранены АВСТРИЯ: 1. Ограничение произвола сеньора по отношению к крестьянину в суде, «Иосифский законник»; ограничение применения смертной казни
2. Введение светского низшего и среднего образования 3. Ограничение привилегий Католической Церкви 4. Отмена внутренних пошлин и введение высоких внешних (политика меркантилизма) 5. Отмена крепостного права, наделение крестьян землей Вместе с тем, рекрутский набор ужесточился, происходит централизация власти в империи Габсбургов (контроль над автономиями- Галицией, Венгрией - постоянно усиливается) и т. д. ШВЕЦИЯ: 1. Закон о свободе печати 2. Свобода вероисповедания 3. Отмена сословных ограничений на занятие государственных постов Вместе с тем в последние годы правления усиливается централизация власти, в частности парламент (ригсдаг) созывался по воле короля, упразднялся совещательный орган при нем - Государственный совет. Вывод: Итак, к концу 18 века возможности абсолютизма для поддержания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось всё сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. Но всё это требовало всё больших и больших денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жестокой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества. Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку накопившихся проблем за счёт проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата. Жестокие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавалось реформированию: в нём всё было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено, и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывал основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно-охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности.
Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась великая Французская революция, главной причиной которой стало широкое недовольство слоёв населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны. «Просвещенный» абсолютизм в России В России переходная эпоха от феодализма к капитализму коренным образом отличается от подобной эпохи западноевропейских стран. Там она была периодом первоначального накопления капитала. К XVIII веку в этих странах сложился достаточно многочисленный финансово и экономически мощный слой предприимчивых людей - буржуазии. Именно ее интересы и финансы служили стимулом развития науки и техники, ее политические претензии и идеи породили идеологию Просвещения. В России даже XVIII века можно говорить лишь о зарождении этого слоя. Если в европейских странах идеология Просвещения рождалась в борьбе с господствующей идеологией феодального дворянства, то есть с официальной государственной идеологией, более того, в политической борьбе с государством, то в России само Просвещение зародилось благодаря усилиям великого про- светителя-императора Петра I, то есть под воздействием государственного просветительства. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы в рамках государственной формы абсолютной монархии сверху проводить реформы в экономической, политической и культурной областях, направленные на устранение наиболее устаревших и тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка.
Наиболее важным актом закрепления дворянских привилегий явилась «Жалованная грамота дворянству» от 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное в 1782 г. за ним право собственности не только «на поверхность земли», но и на «возможные полезности», скрытые в ее недрах. Дворяне получили право создавать свои местные сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания. Правом голоса на них пользовались помещики, имевшие деревни, а правом избрания на должность - получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Дворянские собрания по необходимости могли обращаться не только к губернатору, но и непосредственно к царю. Сословное самоуправление дворянства позволяло создавать общество или собрание, наделенное правами юридического лица. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной гос- службы. Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Таким образом, российское дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников.
Важной составной частью «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных земель. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема приращения доходов казны за счет церкви была очень важна. Идея секуляризации церковных владений занимала мысли еще Ивана III, Екатерина II же довела дело до конца. Широкое распространение идей Просвещения способствовало развитию общественной мысли, направленной на резкую критику крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, российские просветители стояли на позиции общечеловеческой нравственности, их отличало неприятие крепостничества, горячее сочувствие крепостному крестьянину.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|