ВОПРОС 7. Дайте определение понятию «воображение». Перечислите виды воображения. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и его музыкальной деятельности.
Воображение или фантазия – психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятого. В общей психологии выделяют следующие виды воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает: преднамеренным – грезы, мечты, и непреднамеренным – сновидения, галлюцинации. Активное воображение бывает: воссоздающим – создание образов соответствующих описанию (рассказу, например, характеристике героя или географическому описанию), и творческим – самостоятельное создание новых образов. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов! Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей. Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п. При создании музыкального произведения, композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Когда исполнитель начинает работать над текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнения очень часто оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения. Слушатель сможет понять то, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с богатым жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживающий.
ВОПРОС 8. Дайте определение понятию «мышление». Назовите виды мышления. Перечислите мыслительные операции. Опишите особенности музыкального мышления. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений и установление связей и отношений между ними. В мышлении происходит поиск решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов. ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ: анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части), синтез (мысленное соединение отдельных частей объекта), сравнение (установление сходства и различия между объектами), абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными), обобщение (выделение общих признаков у класса объектов).Обобщение может быть верным, логичным – по главным признакам, и ошибочным – по второстепенным признакам (вся молодежь – хулиганы, все богатые – бессердечные) – псевдологика. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Группа. Наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (словесно-логическое или теоретическое). Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами. Это простейший из известных видов мышления. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы, человек может мысленно переставить эти предметы и оценить результат. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет. Абстрактно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Оно осуществляется по законам логики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|