Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейский Ренессанс




Культурная революция - ниспровержение церковных канонов и запретов.

В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего.

1). Ренессанс в Италии

Этапы итальянского Возрождения:

- Ранний Ренессанс;

- Высокий Ренессанс;

- Поздний Ренессанс.

Две великие школы — флорентийская и венецианская. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая— в Высоком и Позднем.

Флорентийскую школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, тонкий психологизм.

Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы.

К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов – Франческа Петрарки и Джованни Боккаччо.

Период Высокого Ренессанса связан с именами гениальных мастеров – Леонардо да Винчи (инженер, механик, открытия в области анатомии, биологии, художник («Джоконда»), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буанарроти.

Период Позднего Возрождения - основоположники маньеризма Якопо Понтормо и Аджело Бронзино, работавшие в жанре портрета.

2). Северное Возрождение

«Северное Возрождение» - это ренессанс в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации.

Английский ренессанс прославился театром и творчеством Вильяма Шекспира (комедия «Много шума из ничего», трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»).

Крупнейший представитель культуры Возрождения Нидерландов - Эразм Роттердамский. Художники: Ян Ван Эйк, Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Харменс Ван Рейн Рембрандт и др.

Французское Возрождение носило характер придворной культуры. Самый крупный творец - придворный живописец Жан Фуке (портретист), а также французский писатель-гуманист Франсуа Рабле. Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (великаны) - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения.

Культура Испании прославилась великим художником Эль Греко, портретистом Диего Веласкес, романистом Мигель де Сервантес (Дон Кихот), драматургом Лопе де Вега.

Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко.

 

Эпоха Просвещения

Стили эпохи Просвещения:

- классицизм, основанный на рационализме и возвращении к идеалам античности;

- романтизм, исповедующий чувственность, сентиментализм, иррациональность;

- рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко, порождение исключительно светской культуры, прежде всего, королевского двора и французской аристократии.

В эту эпоху мир узнал таких людей, как Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дидро, Декарта, Канта, Спинозу, Шиллера и Гете.

 

Культура Европы XIX века

XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук

Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм, романтизм и реализм.

Самым мощным направлением явилась немецкая классическая философия. Ее представители: Кант, Гегель, Маркс и Энгельс.

Представители романтизма: Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Гюго.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни,воплощенная специфическими средствами искусства.

Символисты - А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше, Р. Вагнер. Их сочинения характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.

Крупнейшие представители импрессионизма: Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившиеся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

 

Европейская культура ХХ века

Модернизм (авангардизм, новейший, современный) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.

Экспрессионизм провозгласил единственной реальностью субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства.

Кубизм - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

Футуризм — отрицание традиционной культуры, культивирование эстетики урбанизма и машинной индустрии.

Дадаизм — это заборные каракули, псевдочертежи, комбинации случайных предметов.

Сюрреализм — провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации).

 

Литература

1. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – 6-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – С. 196 - 378.

Тема 6. История культуры России

Учебные вопросы

1. Периодизация русской культуры.

2. Искусство древнерусского государства.

3. Русское Просвещение.

4. Русская культура XIX века.

5. «Серебряный век» в русском искусстве.

6. Культура советской России.

7. Культура современной России.

 

1. Периодизация русской культуры

Эпохи развития русской культуры

1. Языческое догосударственное существование.

2. Христианское государственное существование.

Вторая эпоха делится на три периода:

- допетровский - правление династии Рюриковичей: киевский и московский.

- петровский – правление династии Романовых;

- начинается после Великой Октябрьской революции.

 

Искусство древнерусского государства

Дохристианская культура славян: возникла узелковая письменность; главные мотивы русского фольклора того времени: лес, река, степь.

Культура Киевской Руси: Крещение Руси в 988 году; письменность, книжная культура, каменное строительство, иконопись, некоторые жанры и образы прикладного искусства; Кирилл и Мефодий – первые славянские просветители и проповедники христианства; летопись; система храмовой живописи.

Культура Московской Руси: владимиро-суздальская школа (характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор, княжеская культура); новгородская школа (иконопись и фресковая живопись, новгородскую культуру иногда называют культурой средних слоев); московская школа (период татарско-монгольского завоевания, разрушены города, формируется новое подвижничество - пустынножителей).

Московский Кремль – великое произведение зодчества.

Появление книгопечатания. Былины, летописные повести и сказания.

 

Русское Просвещение

В 1687 году в Москве была основана Славянско-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении.

Новый жанр литературы - социальная сатира, осмеивающая государственные и церковные институты.

По инициативе Ломоносова в 1755 году основан Московский университет.

«Золотой век» русского дворянства. Отличительная черта – правдивое и всестороннее отражение действительности (комедии Фонвизина, лирика Державина, Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...