Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. «реформирование АПК в России».




Основные направления аграрной реформы в России.

Современная, аграрная реформа, начатая с 1991 г., как столыпинская и другие реформы, традиционно для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями являются:

- земельная реформа, т. е. превращение земли в объект частной и

общей долевой собственности;

     - реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государствен­ных сельскохозяйственных предприятий;

     - приватизация предприятий трех сфер АПК (хранения, перера­ботки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства). Земельная реформа включала несколько этапов.

Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов. Второй этап (1992 г.) — создание районных фондов перераспределе­ния земель за счет выделения 10% сельхозугодий колхозов и совхозов. Третий этап (1992-1993 гг.) — раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме. Четвертый этап (1993-2001 гг.) — принятие законодательных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохозяйственных пред­приятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.). Пятый этап (с 2001 г.) — дальнейшее развитие земельных отноше­ний на основе Земельного кодекса Российской Федерации и Федераль­ного закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.).

    Распределение сель­скохозяйственных угодий по землепользователям за годы реформ пред­ставлено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Распределение сельскохозяйственных угодий России по категориям землепользователей (млн. га)

Виды предприятий и хозяйств 1991 г. 1996 г. 2000 г.

Г.

Г.

Г.

Все сельскохозяйственные угодья * 213,8 209,6 197,6

194,6

193,8

192,6

В том числе: земли сельскохозяйственных орга­низаций     209,8     171,2     161,8

 

 

150,4

 

 

147,5

 

 

142,1

крестьянских (фермерских) хо­зяйств 7,4** 10,4 13,5

17,0

17,8

18,7

в пользовании граждан 3,9 . 9,9 11,9

11,8

12,7

16,1

Из них: в личных подсобных хозяй­ствах 2,9 5,3 5,6

6,4

6,5

6,5

Под коллективными и индивидуаль­ными садами и огородами 0,9 1,9 1,5

1,5

1,5

1,5

прочих землепользователей 18,1 10,4

15,4

15,8

15,7

Справочно:

 

Число сельскохозяйственных организа­ций***, тыс. 25,8 26,9

27,6

22,1

21,2

20,5
Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. 49,0 280,1

261,1

264,0

263,9

261,4
Число семей, имеющих личные под­собные хозяйства, млн. 16,3 16,3

15,5

15,9

16,0

16,1
Число семей, имеющих коллектив­ные и индивидуальные сады и ого­роды, млн. 13,6 22,4

19,2

19,0

18,8

18,8
                   

 

*По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

** Данные на начало 1992 г.

*** Число крупных и средних сельскохозяйственных организаций (по данным Федеральной службы государственной статистики).

За годы реформ площадь земель хозяйств насе­ления, включая коллективные сады и огороды, возросла почти в 5 раз, а удельный вес сельскохозяйственных угодий у крестьянских (фермер­ских) хозяйств достиг 9,7 %.

В период 1991-2005 гг. распределение сельхозугодий по категориям землепользователей выглядит следующим образом (таблица 2).

Таблица 2.

Сложившаяся структура

Землепользования и землевладения в Ростовской области

Наименование категорий земель

Площадь, тыс. га

      01.01.2000 г. 01.01.2003 г. 01.01.2005 г. 1 Земли сельскохозяйственного назна­чения: 8751,8 8709,0 8721,5     Сельскохозяйственные угодья 8086,9 8050,2 8074,2     Из них пашни 5671,0 5544,2 5592,9 2 Земли поселений 444,3 442,5 443,7 3 Земли промышленности, транспорта и иного назначения 105,7 106,3 100,7 4 Земли особо охраняемых территорий 10,8 10,8 10,8 5 Земли лесного фонда 328,7 329,5 330,4 6 Земли водного фонда 208,7 217,1 217,1 7 Земли запаса 246,7 281,5 272,5 8 Итого земель в административных гра­ницах 10096,7 10096,7 10096,7

 

Развитие земельных отношений в России характеризуется главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государствен­ных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственниками.

Отсутствие практически до середины 2002 г. институциональных ос­нов рыночного реформирования сельского хозяйства России являлось существенным препятствием развития предпринимательских отноше­ний в агросфере. Это проявлялось в следующем:

1. Негативное отношение властей и населения к частной земель­ной собственности, что тормозило становление открытого земельного рынка.

2. Законодательные (отсутствие Земельного кодекса) и ресурсные сложности, ограничивающие свободу выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.

3. Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация произ­водственной инфраструктуры в рамках лишь крупномасштабных хо­зяйств.

4. Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хо­зяйств, приводящая к нарушению севооборотов и низкой эффектив­ности пашни, —'55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.

5. Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в 1995 г. до 258 тыс. в 2002 г.

6. Отсутствие лицензирования фермерской деятельности и монито­ринга эффективности использования ими земель.

7. Малоземелье — средние размеры крестьянских хозяйств России составляют около 80 га при оптимальных, например, для хозяйств зер­новой специализации в Ростовской области — 50 га пашни. Предель­ные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на, одного работающего в Ростовской области установлены в зависимости от на­правления специализации: производство зерна — 60 га, молока — 30 га, крупного рогатого скота — 35 га, свиней — 30 га, овец — 205 га, а сред­няя численность работников — 2—4 человека (семья).

На таких участках обеспечить соответствующий современной циви­лизации уровень благосостояния невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 81,4 га, увеличи­ваясь за счет аренды земельных долей фермерами.

В аграрных преобразованиях важную роль призвано играть государ­ство. В СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным. На эти цели расходовалась треть бюджета. Государственная поддерж­ка сельского хозяйства в России сейчас составляет 1,2 % федерального бюджета. Механизм взаимоотношений между государством и сельско­хозяйственными товаропроизводителями еще далек от цивилизован­ного.

    Формы государственной поддержки России представлены на рисунке 1.

Как видно, до сих пор государственная поддержка сельского хозяйства была направлена на субсидирование затрат. Это, как прави­ло, не дает должного экономического эффекта. Используя опыт стран Европейского Союза, целесообразно переходить к адресной поддержке сельского хозяйства — к субсидированию доходов сельхозтоваропроиз­водителей. Следует более активно применять косвенные способы под­держки сельского хозяйства - налоговое льготирование приобретения крестьянами средств производства и т. д.

 Выход из аграрного кризиса обеспечивается:

1.Развитием и государственным поощрением (налоговыми льгота­ми и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропро­мышленной интеграции.

 

 

 


                                                                  

 

Рисунок 1. Система бюджетной поддержки сельского хозяйства в России

2. Активизацией инвестиционной деятельности путем привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций и других ис­точников.

3. Развитием лизинга, повышением эффективности использования государственных кредитных ресурсов.

4. Созданием общероссийской программы обучения сельских пред­принимателей — новых хозяев, которые получат землю в наслед­ство или купят ее у наследников.

5. Повышением эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя на уровень потребителя продовольствия, предос­тавление производителям льготных кредитов и развитие реального финансового лизинга.

6. Реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в соответствии с которым пла­нируется дополнительно направить 30,9 млрд. руб. на развитие сельского хозяйства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...