Глава 3. «реформирование АПК в России».
Основные направления аграрной реформы в России. Современная, аграрная реформа, начатая с 1991 г., как столыпинская и другие реформы, традиционно для России планировалась и осуществлялась сверху. Основными ее направлениями являются: - земельная реформа, т. е. превращение земли в объект частной и общей долевой собственности; - реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий; - приватизация предприятий трех сфер АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства). Земельная реформа включала несколько этапов. Первый этап (1991 г.) характеризуется выделением земель сельских населенных пунктов (приусадебные участки и коллективные сенокосы и пастбища) из земель колхозов и совхозов. Второй этап (1992 г.) — создание районных фондов перераспределения земель за счет выделения 10% сельхозугодий колхозов и совхозов. Третий этап (1992-1993 гг.) — раздел земли коллективами колхозов и совхозов и наделение работников, пенсионеров, работников сельской социальной сферы земельной долей по среднерайонной норме. Четвертый этап (1993-2001 гг.) — принятие законодательных актов, разрешающих оборот земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях (аренда, продажа, дарение, передача по наследству и пр.). Пятый этап (с 2001 г.) — дальнейшее развитие земельных отношений на основе Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.). Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям за годы реформ представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение сельскохозяйственных угодий России по категориям землепользователей (млн. га)
Г. |
Г. |
Г. | ||||||||||||||
Все сельскохозяйственные угодья * | 213,8 | 209,6 | 197,6 | 194,6 | 193,8 | 192,6 | ||||||||||
В том числе: земли сельскохозяйственных организаций | 209,8 | 171,2 | 161,8 |
150,4 |
147,5 |
142,1 | ||||||||||
крестьянских (фермерских) хозяйств | 7,4** | 10,4 | 13,5 | 17,0 | 17,8 | 18,7 | ||||||||||
в пользовании граждан | 3,9 | . 9,9 | 11,9 | 11,8 | 12,7 | 16,1 | ||||||||||
Из них: в личных подсобных хозяйствах | 2,9 | 5,3 | 5,6 | 6,4 | 6,5 | 6,5 | ||||||||||
Под коллективными и индивидуальными садами и огородами | 0,9 | 1,9 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||||||||||
прочих землепользователей | — | 18,1 | 10,4 | 15,4 | 15,8 | 15,7 | ||||||||||
Справочно: |
| |||||||||||||||
Число сельскохозяйственных организаций***, тыс. | 25,8 | 26,9 | 27,6 | 22,1 | 21,2 | 20,5 | ||||||||||
Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. | 49,0 | 280,1 | 261,1 | 264,0 | 263,9 | 261,4 | ||||||||||
Число семей, имеющих личные подсобные хозяйства, млн. | 16,3 | 16,3 | 15,5 | 15,9 | 16,0 | 16,1 | ||||||||||
Число семей, имеющих коллективные и индивидуальные сады и огороды, млн. | 13,6 | 22,4 | 19,2 | 19,0 | 18,8 | 18,8 | ||||||||||
*По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
** Данные на начало 1992 г.
*** Число крупных и средних сельскохозяйственных организаций (по данным Федеральной службы государственной статистики).
За годы реформ площадь земель хозяйств населения, включая коллективные сады и огороды, возросла почти в 5 раз, а удельный вес сельскохозяйственных угодий у крестьянских (фермерских) хозяйств достиг 9,7 %.
В период 1991-2005 гг. распределение сельхозугодий по категориям землепользователей выглядит следующим образом (таблица 2).
Таблица 2.
Сложившаяся структура
Землепользования и землевладения в Ростовской области
№ | Наименование категорий земель |
Площадь, тыс. га
|
|
Развитие земельных отношений в России характеризуется главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственниками.
Отсутствие практически до середины 2002 г. институциональных основ рыночного реформирования сельского хозяйства России являлось существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере. Это проявлялось в следующем:
1. Негативное отношение властей и населения к частной земельной собственности, что тормозило становление открытого земельного рынка.
2. Законодательные (отсутствие Земельного кодекса) и ресурсные сложности, ограничивающие свободу выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования.
3. Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках лишь крупномасштабных хозяйств.
4. Монокультурная (зерновая) направленность фермерских хозяйств, приводящая к нарушению севооборотов и низкой эффективности пашни, —'55% земель фермерских хозяйств занято зерновыми культурами и подсолнечником вследствие нарушения паритета цен на зерно и мясо.
5. Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства: количество фермерских хозяйств снизилось с 280 тыс. в 1995 г. до 258 тыс. в 2002 г.
6. Отсутствие лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности использования ими земель.
7. Малоземелье — средние размеры крестьянских хозяйств России составляют около 80 га при оптимальных, например, для хозяйств зерновой специализации в Ростовской области — 50 га пашни. Предельные размеры земельных участков крестьянских хозяйств на, одного работающего в Ростовской области установлены в зависимости от направления специализации: производство зерна — 60 га, молока — 30 га, крупного рогатого скота — 35 га, свиней — 30 га, овец — 205 га, а средняя численность работников — 2—4 человека (семья).
|
|
На таких участках обеспечить соответствующий современной цивилизации уровень благосостояния невозможно. В Ростовской области средняя площадь крестьянских хозяйств составляет 81,4 га, увеличиваясь за счет аренды земельных долей фермерами.
В аграрных преобразованиях важную роль призвано играть государство. В СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным. На эти цели расходовалась треть бюджета. Государственная поддержка сельского хозяйства в России сейчас составляет 1,2 % федерального бюджета. Механизм взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями еще далек от цивилизованного.
Формы государственной поддержки России представлены на рисунке 1.
Как видно, до сих пор государственная поддержка сельского хозяйства была направлена на субсидирование затрат. Это, как правило, не дает должного экономического эффекта. Используя опыт стран Европейского Союза, целесообразно переходить к адресной поддержке сельского хозяйства — к субсидированию доходов сельхозтоваропроизводителей. Следует более активно применять косвенные способы поддержки сельского хозяйства - налоговое льготирование приобретения крестьянами средств производства и т. д.
Выход из аграрного кризиса обеспечивается:
1.Развитием и государственным поощрением (налоговыми льготами и субсидиями) сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.
Рисунок 1. Система бюджетной поддержки сельского хозяйства в России
2. Активизацией инвестиционной деятельности путем привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций и других источников.
|
|
3. Развитием лизинга, повышением эффективности использования государственных кредитных ресурсов.
4. Созданием общероссийской программы обучения сельских предпринимателей — новых хозяев, которые получат землю в наследство или купят ее у наследников.
5. Повышением эффективности государственного субсидирования сельского хозяйства через переориентацию субсидий с уровня производителя на уровень потребителя продовольствия, предоставление производителям льготных кредитов и развитие реального финансового лизинга.
6. Реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в соответствии с которым планируется дополнительно направить 30,9 млрд. руб. на развитие сельского хозяйства.
|
|