Агностицизм и субъективный идеализм И. Канта
В конце 18 в. центр развития европейской философии перемещается из Франции в Германию. Именно в Германии создаются самые значительные философские учения кон. 18 – сер. 19 в., ставшие вершиной классического этапа развития европейской философии. Этот период получил в истории философии названия немецкой классической философии. Подъём немецкой философии произошёл на общем фоне расцвета немецкой культуры (музыки, литературы). Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804). Кант родился и всю жизнь прожил в Кёнигсберге (современном российском Калининграде). Кант получил образование в кёнигсбергском университете, а затем почти до конца жизни преподавал в нём. Вся жизнь Канта была посвящена исключительно философии. Отличаясь слабым здоровьем, он разработал систему мер, позволивших ему прожить 80 лет и до конца своих дней сохранять работоспособность. В следовании распорядку дня Кант был чрезвычайно пунктуален. Жители Кёнигсберга шутили, что по времени выхода Канта на прогулку можно сверять часы, настолько он был точен. Кант был сторонником умеренного Просвещения. В статье «Что такое Просвещение» он писал: «Просвещённый человек есть тот, кто имеет мужество пользоваться собственным разумом». Однако во многих моментах созданная Кантом философская система уже отходит от идеологии Просвещения. Философское творчество Канта делится на 2 периода: 1. докритический 2 критический, границей между которыми служит 1771 г. В докритический период (1745 – 1771 гг.) Кант преимущественно интересовался естественнонаучной проблематикой и в целом придерживался материалистических позиций. Основное сочинение докритического Канта «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год) посвящено анализу астрономических явлений. Он утверждает, что, природа не всегда была такой как сейчас, она развивается, имеет историю.[66]
Кант пытается показать «историю» неба, процесс возникновения и развития солнечной системы. Кант выдвигает теорию образования солнечной системы из первоначальной туманности. Эта теория получила распространение как теория Канта-Лапласа. Кант с одобрением упоминает идеи античных атомистов и признаёт их влияние на свои воззрения. Понятие Бога в рассуждениях о возникновении мира Кантом почти не используется. Процесс образования Вселенной определяется, по Канту, действием сил притяжения и отталкивания (это заимствовано из физики Ньютона). Материи изначально присущи механические законы. Зная эти законы, можно объяснить возникновение и устройство Вселенной. Кант заявляет: «Дайте мне материю, и я построю из неё мир». Однако механистический подход обнаруживает своё бессилие в объяснении возникновения жизни. Даже столь ничтожные в сравнении с планетными системами существа как гусеница или травинка намного сложнее и совершеннее величественных небесных тел. Таким образом, Кант начинает продолженную затем другими представителями немецкой классической философии критику господствовавшей в 17 – 18 вв. механицистской картины мира. Замысел критической философии. Переход Канта к критической философии совершился в 1771 г. после прочтения им сочинений Д. Юма, пробудивших его от догматического сна (по признанию самого Канта). Усвоение идей Юма заставило Канта усомниться в том, что чувства и разум отражают мир таким, каким он существует в реальности. Прежние свои воззрения, характеризовавшиеся именно такими убеждениями, Кант назвал догматизмом. Кант постепенно переходит на субъективно-идеалистические позиции, сопровождающиеся агностическими тенденциями.
«Наш век есть век критики» - вслед за просветителями утверждал Кант. Ничто не должно быть освобождено от критики со стороны разума. Однако Кант полагал, что вначале должны подвергнуться критике разум и другие способности человека. Только если они докажут свою состоятельность, их можно будет применять в качестве критикующей инстанции. Отходя от позиций Просвещения, Кант заявляет: «Мне пришлось ограничить[67] знание, чтобы дать место вере». Кант считает, что изучению объектов внешней реальности должно предшествовать изучение способностей человека, определяющих его познавательную, практическую и художественную деятельность. Философию, занимающуюся исследованием способностей человека, Кант назвал трансцендентальной. Во второй, критический, период творчества Кант пишет три своих главных работы: «Критика чистого разума» (1781 г .), содержащую анализ познавательных способностей. «Критика практического разума» (1788 г.), посвящённую анализу способности желания. Эта работа Канта содержит рассмотрение вопросов этики. «Критика способности суждения» (1790 г.), посвящённую изучению чувства удовольствия и неудовольствия, на котором основаны наши суждения о красоте в природе и искусстве. В дальнейшем мы будем писать об изложенных в «Критике чистого разума» гносеологических воззрениях Канта. В спорах между эмпиристами и рационалистами Кант стремится занять промежуточную позицию. Он заявляет: «Всё наше познание начинается с опыта (уступка эмпиризму – М. Г.), но не сводится полностью к опыту (уступка рационализму – М. Г.)». В сознании, утверждал Кант, есть как полученное в ходе опыта (апостериорное), так и существующее до и помимо опыта (априорное). Кант выделяет три главных познавательных способности человека: 1. Чувственность, 2. Рассудок, 3. Разум. Разделение рациональных способностей на рассудок и разум считается одним из достижений гносеологии Канта. Учение о чувственном познании называется Кантом трансцендентальной эстетикой. Чувственные созерцания возникают от воздействия на нас неких объектов, называемых Кантом вещами в себе. Существование внешней реальности однозначно признаётся Кантом, что отличает его философию от близкого к солипсизму учения Беркли. Это материалистическая тенденция в философии Канта. Однако вещи в себе остаются непознаваемыми, поскольку мы всегда имеем дело лишь с произведёнными от взаимодействия с ними созерцаниями и мыслительными конструктами, которые называются Кантом вещами для нас. Кант в отношении вещей в себе выступает как агностик.
Вещи в себе (ноумены ) образуют мир трансцендентного - лежащий по ту сторону сознания и недоступный познанию. Вещи для нас ( феномены) образуют мир имманентного - свойственного сознанию и познаваемого. Кант является наиболее известным представителем субъективного понимания пространства и времени. Кант полагает, что пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию, субъекту и связываются с деятельностью чувств. Пространство и время определяются Кантом как априорные (доопытные) формы чувственности, в рамках которых мы оформляем все созерцания. Согласно Канту, мир вещей в себе (ноуменов) существует вне пространства и времени, а все вещи для нас (феномены) существуют в пространстве и времени. Время объявляется Кантом внутренним чувством, на основе которого возникает арифметика. Пространство рассматривается как внешнее чувство, на основе которого возникает геометрия. Поскольку пространство и время присуще всем субъектам и подчиняются одинаковым законам, становится возможной математика как наука. Учение о рассудке (трансцендентальная аналитика). Рассудок определяется Кантом как способность создавать суждения. Рассудок активен, на основании образуемых чувственностью созерцаний рассудок конструирует путём синтеза картину мироздания. Он осуществляет это с помощью априорно (доопытно) ему присущих категорий. Кант выделяет 12 категорий, распределённых на 4 группы по 3 категории в каждой группе. 1. Категории качества (1. Реальность, 2. Отрицание, 3. Ограничение), 2. Категории количества (1. Единство, 2. Множественность, 3. Целокупность), 3. Категории отношения (1. Присущность и самостоятельное существование, 2. Причинность и зависимость, 3. Общение), 4. Категории модальности (1. Возможность, 2. Существование, 3. Необходимость). В каждой группе первые две категории являются противоположностями, а третья выступает как их соединение (синтез).
Кант полагал, что совершил «коперниканский переворот в философии», заключающийся в изменении понимания соотношения субъекта и объекта, утверждении активной роли субъекта в познавательной деятельности. Если раньше полагали, что наше сознание должно приспосабливаться к предметам, то Кант говорит обратное: Вещи должны приспособляться к нашему сознанию. Именно это утверждение Канта убедительнее всего свидетельствует о переходе Канта на позиции субъективного идеализма, т.е. учения, согласно которому реальность определяется сознанием человека (познающего и творческого субъекта). Деятельностью рассудка создаётся трансцендентальное единство апперцепции, обуславливающее единство нашего сознания. Рассудок конструирует объекты с помощью категорий, а затем сам же их и познаёт. На деятельности рассудка основывается естествознание, подтверждающее, по Канту, свой научный статус. Учение о разуме (диалектика). Разум - высшая познавательная способность человека. Она заключается в возможности производить умозаключения, т.е. из одних суждений выводить другие. Разум оперирует идеями. В отличие от категорий рассудка идеи разума могут не иметь в опыте никакого адекватного объекта, поскольку разум непосредственно с чувствами не взаимодействует. Отсюда проистекает возможность создания ложных, мнимых идей. Кант выделяет 3 главные идеи разума: 1. Душа, 2. Мир, 3. Бог. На основе каждой из этих идей возникает дисциплина, претендующая на научный статус. На основе идеи души появляется психология, на основе идеи мира возникает космология, на основе идеи Бога – теология. Ни одна из этих дисциплин, считает Кант, не способна доказать свой научный статус. Психология не является наукой, поскольку она основана на неверных логических заключениях (паралогизмах). Кроме того, Кант считал, что в психологии не применимы математические методы, что также свидетельствует о её ненаучности. Соответственно, бессмертие души и её идеальная природа как отдельной субстанции не могут быть научно доказаны. Вера в бессмертие души является предметом не знания, а личной убеждённости. Теология также не является наукой. Кант подвергает критике все имеющиеся доказательства бытия Бога (онтологическое и физико-космологические), вскрывая их логическую ошибочность и несостоятельность. Бытие и свойства Бога также не могут быть доказаны с научной строгостью, а являются лишь предметом веры.
Космологии Кант также отказывает в статусе науки. Как только разум пытается размышлять о мироздании, он попадает в сети антиномий, то есть таких противоречий, обе части которых (тезис и антитезис) могут быть доказаны с одинаковой убедительностью. Кант выделяет 4 космологические антиномии:
Кант в «Критике чистого разума» приводит возможные доказательства тезисов и антитезисов. Однако необходимо найти выход из лабиринта, куда завели разум антиномии. В первых двух антиномиях (математических), по утверждению Канта ложны и тезис и антитезис. Так, одновременно неверны утверждения о том, что мир конечен в пространстве и времени или бесконечен, поскольку пространство и время существуют исключительно в сознании человека, а не во внешней реальности. В 3-ей и 4-ой (динамических) антиномиях тезис и антитезис одинаково истинны, но в разных отношениях. Тезисы верны в мире трансцендентного (ноуменов, вещей в себе), а антитезисы в мире имманентного (феноменов, вещей для нас). Можно говорить о наличии свободы и безусловно необходимой сущности в мире ноуменов, но в мире явлений (феноменов) имеется лишь причинная необходимость и не встречается никакой безусловно необходимой сущности, не имеющей причины своего существования в чём-то другом, внешнем. Поскольку человек, согласно Канту, относится одновременно к миру трансцендентного и имманентного, он всегда в одном отношении свободен, в другом же – свободным не является. В «Критике чистого разума» Кант показал ограниченность разума, не способного с научной достоверностью решить главные метафизические вопросы, относящиеся к сфере космологии, теологии и психологии. Кант приходит к неутешительному выводу, что метафизика (традиционная философия) не подтвердила свой научный статус и её выводы не могут считаться общезначимыми и полностью достоверными. Признание бессмертия души, наличия или отсутствия свободы и бытия Бога – дело личной веры, а не научного рассуждения. Этика Канта. Большой интерес представляют этические воззрения Канта, которые излагаются им в «Критике практического разума». Если чистый разум направлен исключительно на познание, то практический разум определяет поведение человека. Источник нравственности, согласно Канту, в нашем сознании, он априорно присущ каждому. Кант писал: «Лишь две вещи приводят меня в восхищение: звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня». Нравственность должна зависеть только от этого априорного закона. Она должна быть автономна, независима от всего внешнего (велений церкви и правителей, соображений выгоды и т. д.). Постулатами практического разума, определяющими нравственное поведение человека, являются вера в наличие свободы, в бессмертие души и в бытие Бога.[68] Однако, повторим, это предмет веры, а не знания. Все поступки делятся Кантом на 1. Нелегальные, 2. Легальные, 3. Моральные. Нелегальные поступки противоречат нравственности и должны быть запрещены. Легальные и моральные поступки могут внешне совпадать, разница между ними заключается в мотивах совершения поступка. Легальные поступки обусловлены соображениями выгоды, практической пользы. Моральными можно считать только те поступки, когда человек действует исключительно из чувства нравственного долга, не имея в виду личной выгоды. Попытайтесь в ответе привести примеры, когда нравственные и легальные поступки по своим внешним проявлениям совпадают. Легальным поступкам соответствуют гипотетические императивы. Моральные поступки подчиняются категорическому императиву. Кант приводит две формулировки категорического императива: 1. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства». На самом деле по своему смыслу это модификация известного с древности этического правила: не делай другим того, чего не желаешь себе. 2. «Поступай так, чтобы человек всегда был целью, и никогда не был бы средством». Благо человека всегда должно быть целью наших действий, безнравственно использовать человека как средство к достижению цели. Кант считал, что лучшим средством проверки нравственности поступка является его универсализация (генерализация). Например, чтобы проверить, является ли нравственным воровство, необходимо представить два возможных мира. В одном из них абсолютно все люди не брезгают воровством и всегда стремятся что-то украсть; в другом же из этих миров никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не прибегает к воровству. Скорее всего, вы хотели бы жить в мире, в котором не было бы воровства. Поэтому следует признать нравственным именно воздержание от воровства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|