Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия А. Н. Радищева и декабристов.




На рубеже 18 – 19 вв. под влиянием идей Просвещения в русской общественно-политической и философской мысли зарождается радикально-революционная традиция, игравшая значительную роль в отечественной философии. Первым представителем подобной революционной традиции можно считать Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802), философа, политического мыслителя, поэта и писателя. Радищев получил образование в Пажеском корпусе в Петербурге, а затем был направлен для продолжения обучения в Лейпцигский университет. В годы пребывания в Лейпциге Радищев изучает труды французских и немецких просветителей, усваивает передовые идеи о правах и свободах человека, о необходимости ограничения власти монархов. Во время своего пребывания в Лейпциге Радищев пережил потерю своего друга внезапно скончавшегося Фёдора Ушакова. Неожиданная смерть товарища направила мысли Радищева на решение вопроса об отношении к смерти и о возможности человеческого бессмертия.

По возвращении из-за границы Радищев делает успешную карьеру, он становится руководителем петербургской таможни. В 1790 г. Радищев в домашней типографии опубликовал написанную в форме путевых заметок книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», содержащую радикальную критику крепостного права и абсолютизма с гуманистических позиций. Во включённой в текст книги оде «Вольность» Радищев фактически призывал к насильственному, революционному свержению самодержавия.[76] Екатерина II назвала Радищева за его республиканские устремления «бунтовщиком хуже Пугачёва». Радищев был приговорён Сенатом к смертной казни, однако Екатерина заменила казнь ссылкой в Сибирь.

Именно в сибирской ссылке Радищев пишет своё главное философское произведение – работу «Мысли о человеке, его смертности и бессмертии». В этом произведении Радищев противопоставляет взгляды сторонников бессмертия души и их противников, приводя все возможные аргументы за и против. В первых двух частях этого трактата Радищев приводит доводы мыслителей, отрицающих возможность бессмертия души. Как правило, это философы, придерживающиеся материалистических воззрений. Они доказывали, что душа имеет естественное происхождение, связана с телом и после смерти тела существовать не может. Однако в 3-й и 4-й частях труда Радищев так же подробно приводит аргументы защитников бессмертия души. Это в первую очередь теологи и философы-идеалисты, которые доказывали, что душа представляет собой особую сущность, кардинальным образом отличающуюся от тела. Соответственно, душа с телом никак не связана и может сохранять своё существование и после смерти тела. Собственная философская позиция Радищева по решению этого вопроса однозначно им самим не заявляется, что порождает между исследователями творчества Радищева споры.

Философские интересы Радищева, как видно из вышесказанного, сосредоточены на проблемах антропологии. Человек вписан в природный универсум, будучи генетически связан с ним. Однако человек, по мнению Радищева, отличается от всех других существ тем, что он «есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе». То есть на первый план выносятся качества человека как нравственного сознательного существа. Человек может безгранично совершенствоваться в добре или развращаться в порочности. В теории познания Радищев выступал с позиций сенсуализм а, приоритета чувственного знания и опыта.

После смерти Екатерины II Радищев был возвращён из сибирской ссылки, а в начале правления Александра I был включён в комиссию по составлению законов. Однако представленные Радищевым проекты оказались настолько радикальны, что ему намекнули на возможность новой ссылки. Разочаровавшись в возможности реформ и не находя своим предложениям поддержки, Радищев в 1802 г. покончил жизнь самоубийством.

Философские воззрения декабристов. Отечественная война 1812 г. дала толчок росту национального сознания в России. Воспитанные на идеях просвещения, вдохновлённые патриотическим подъёмом, дворяне образовали так наз. движение декабристов, попытавшихся в 1825 г. совершить революционный переворот.

Главным источником идеологии декабризма стало европейское Просвещение. Все декабристы были воодушевлены идеями естественных прав человека и прежде всего права на свободу, осуществлению чего главным препятствием было крепостничество и неограниченная власть монарха. Общими социально-политическими устремлениями, объединявшими всех декабристов было освобождение крестьян и ликвидация самодержавия. Павел Пестель («Русская правда») и Никита Муравьёв («Конституция») разработали проекты будущего государственного устройства России. В целом социально-политические воззрения декабристов следовали в русле идей Просвещения. Они считали именно распространение знания решающим фактором прогрессивного развития общества. Изначальной причиной деспотизма явилось невежество большинства людей, просвещённые же люди не будут мириться с тиранством. Рабство противоречит, по их мнению, самой природе человека. Государство должно быть основано на договоре между людьми и властью, выполняющей требования общества. Признавая значительную роль народа в истории, дворянские революционеры, тем не менее, призывали осуществить революцию «для народа, но без народа», опасаясь эксцессов новой пугачёвщины.

В философском отношении среди декабристов не было единства, поскольку различное решение философских проблем не мешало политическим действиям. Философские разногласия среди декабристов обострились и вышли на первый план в годы сибирской ссылки, когда политические вопросы стали менее актуальны. Многие декабристы стояли на позициях материализма и атеизма, однако попадались среди декабристов деисты, идеалисты и даже мистики.

Самым известным из декабристов-материалистов был Иван Дмитриевич Якушкин (1793 – 1857), написавший трактат «Что такое жизнь?», где он с материалистических позиций, привлекая естественнонаучные данные, рассуждает о человеке, его месте в природе, о сознании и т.д. Якушкин не скрывал своих симпатий к материалистической философии французского Просвещения. Якушкин однозначно отвергает представления о бессмертии души человека. Отличие человека от животных Якушкин видит в свойственной ему большей «мыслительной силе».

К материалистическому направлению мыслителей-декабристов принадлежал и Пётр Иванович Борисов (1800 – 1854), автор труда «О возникновении планет», в котором критиковал учение о творении мира Богом. Борисов защищал атомистические воззрения, пытаясь на основе именно этой теории объяснить происхождение планетных систем. Декабрист Александр Петрович Барятинский (1798 – 1844) написал с просветительских позиций атеистическую богоборческую поэму «Бог», выражая протест против любых религиозных верований, которые приносят людям лишь вред.

Все декабристы-материалисты выступали против вмешательства религии в дела науки и философии. Декабристы (упомянутые выше Якушкин и Борисов) разделяли представления о корпускулярном строении материи, состоящей из атомов или материальных «единиц». Они утверждали постоянную подвижность этих частиц, не приводимых в движение никакой духовной причиной, а также причастность всего сущего развитию и совершенствованию. Осуждая и критикуя веру в Бога, материалисты-декабристы отрицали и учение о бессмертии души. В теории познания материалистическое крыло декабристов придерживалось эмпиризма и сенсуализма, заявляя, что разум и чувства должны находиться в состоянии гармонии между собой. Материалисты-декабристы содействовали укреплению материалистической традиции в русской философии и её связи с достижениями науки.

Среди декабристов, придерживавшихся философского идеализма, вы можете упомянуть П. Бобрищева-Пушкина, продолжавшего утверждать, что мир сотворён Богом и что речь, владение словом также являются даром Божьим наряду с бессмертной душой. Некоторые декабристы (Е. П. Оболенский) были последователями идеалистической философии Шеллинга. Идеалистическими были воззрения Михаила Сергеевича Лунина (1787 – 1845). М. С. Лунин признавал бессмертие души и непознаваемое божественное провидение, правящее миром. Однако, будучи настроен религиозно и высоко чтя Священное Писание, Лунин тем не менее весьма критично относился к православной церкви. Революционные социально-политические идеи часто заключались декабристами в религиозную оболочку («Православный катехизис» С. И. Муравьёва-Апостола). Например, доказывалась, что тираническая власть «не от Бога», поэтому против неё следует бороться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...