Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре ООП.




Введение

Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманитаризация современного образования. В ходе этой работы произошло введение «Культурологии» в качестве обязательной университетской учебной дисциплины, что должно обеспечить ориентацию обучения на человеческие потребности личности, создать необходимый базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Что такое культура? Культура сама по себе является величайшим феноменом, а понятие «Культуры» относится к числу фундаментальных в современном гуманитарном знании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для современного человека вполне привычно звучат такие словосочетания как «культура ума», «культура речи», «культура поведения», «физическая культура», «культура профессиональной деятельности»… В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью...

Само слово «культура» получило достаточно устойчивое употребление и широкое распространение лишь в XVIII веке. Однако появилось это слово в римской античности, где оно на латыни означало, прежде всего «агрокультуру» («agriсulture»), то есть возделывание, обработку, «культивирование» земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем постепенно уступил место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. В XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Главными становятся просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающую роль при этом приобретает знание, хотя и тогда уже было ясно, что образование является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы БЫТЬ культурным.

В настоящее время под культурой, в самом широком смысле, понимаются все достижения человечества, всё материальное и духовное, созданное человеком. Традиция делить культурные ценности на материальные и духовные восходит к древнеримскому политику, философу и оратору Марку Тулию Цицерону (106 до н. э. - 43 до н. э), который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души» («Тускуланские беседы» (45 год до н.э.)).

Культура теперь предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая человеческий мир, в отличие от дикой природы, в рамках которого сегодня мало кто из людей способен существовать.

В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Это позволяет по-новому взглянуть на необходимость изучения мировой и отечественной культуры. Знание и уважение культурных традиций и ценностей народов – основное условие гармоничного развития современного мира.

Культурология – это дисциплина, которая изучает культуру, ее особенности и многообразие. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась культурология в самостоятельную дисциплину лишь в XX веке.

Вузовский курс «Культурологии» дает возможность прикоснуться к важнейшим понятиям человеческой культуры, осмыслить и оценить культурный опыт, накопленный многотысячелетней деятельностью человечества.

Целью изучения дисциплины является формирование целостного видения мирового культурологического процесса в единстве всех его составляющих. Задачи курса состоят в изучении студентами возникновения и развития общемировых культурных (материальных и духовных) ценностей, в овладении навыками анализа событий и явлений мировой культуры. Особенностью современного обучения в вузе является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, формирование высокопрофессиональной и интеллектуально развитой личности, как гражданина своей страны.

По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте: [email protected]

Цели и задачи освоения программы дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины являются формирование знаний о мировой и отечественной культуре, разных направлениях, школах. Воспитание на этой основе необходимых качеств для дальнейшего развития личности, выработку общекультурных компетенций требуемых ФГОС 3.

Задачами курса являются:

– освоение основных понятий и терминов в области культурологии, необходимых для восприятия и анализа тенденций развития культуры в условиях глобализации и информатизации современного общества;

– ознакомление с многообразием современных социальных и политических проблем, связанных с различиями в образе жизни, культурной идентичности;

– помощь студентам в определении с ценностными ориентациями, в том числе и профессиональными.

Студент после освоения программы настоящей дисциплины должен

Уметь:

– использовать основные культурологические понятия и идеи;

– анализировать культурные процессы, всесторонне и объективно их оценивать;

– выявлять причинно-следственные связи социокультурных измерений;

– объяснить место и значение культурного явления в мировой культуре;

– с научных позиций рассматривать основные тенденции культурных процессов, происходящих в мире и в нашей стране.

Знать:

– характеристики и особенности феномена культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, роль и значение науки культурологи в системе гуманитарного знания;

– особенности способов приобретения, хранения, передачи и сущность базисных ценностей культуры;

– формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

– основные закономерности культурно-исторического процесса и достижения исторических культур;

– приобрести знания об истории культуры России, о ее месте в системе мировой культуры и цивилизации.

Владеть:

– способностью самостоятельно анализировать специальную общетеоретическую литературу и давать изложенным в ней суждениям адекватную научную оценку;

– навыками нахождения, использования и применения в общественной деятельности и жизнестроительстве информации культурологического свойства;

–представлениями о необходимости сохранения и приумножения национального и мирового наследия;

– практическими навыками для самостоятельного получения новых знаний после окончания вуза.

Место дисциплины в структуре ООП

Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин: философия, этика, психология, география, социология, экономика, история, статистика. Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться при изучении курсов: государство и право, правоведение, история, политология, социология, элективные (по выбору) курсы.

В совокупности с другими дисциплинами вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОП ВПО дисциплина культурология обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных, профессиональных, социально-личностных и инструментальных компетенций:

3. Основная структура дисциплины*

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Всего Семестр
№1 №2
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные занятия, в том числе:        
лекции        
Контрольная работа        
Практические/семинарские занятия        
Самостоятельная работа (в том числе курсовое проектирование)        
Вид промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине), в том числе курсовое проектирование        

· См. учебный план по своей специальности

Содержание дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...